Рис. 6.3 Технологическая схема армирования асфальтобетонного покрытия стекловолоконной сеткой
6.2.1.2 В качестве вяжущего для обработки подготовленного основания следует применять битумную эмульсию по ГОСТ Р 52128 или битум БНД 40/60, БНД60/90 по ГОСТ 22245.
6.2.1.3 Нанесение вяжущего на подготовленное основание следует выполнять автогудронаторами.
Температура вяжущего при этом должна составлять от 140 °С до 160 °С. Розлив вяжущего следует выполнять на половине ширины проезжей части, причем ширина распределения вяжущего должна превышать ширину укладываемой стекловолоконной сетки на величину от 0,15 до 0,20 м. При возможности розлив вяжущего рекомендуется выполнять на всю ширину.
6.2.1.4 При распределении вяжущего следует обратить внимание на равномерность розлива и норму расхода. Норму расхода битумной эмульсии следует назначать в зависимости от состояния основания (старого покрытия) и толщины укладываемой стекловолоконной сетки. Распределение битумной эмульсии рекомендуется осуществлять с расходом от 0,8 до 1 кг/м2.
Примечание – Недостаточное количество вяжущего в целом или в отдельных зонах не обеспечит сцепление укладываемой стекловолоконной сетки с асфальтобетонным слоем.
Избыточное же количество затруднит работы и может привести к повреждению стекловолоконной сетки при заезде на нее автомобилей-самосвалов, подвозящих асфальтобетонную смесь, а также случайном заезде других автомобилей. В этом случае возможны прилипание полотен стекловолоконной сетки к колесам, отрыв отдельных волокон с нарушением структуры полотна и потеря его прочности.
6.2.1.5 Рулоны стекловолоконных сеток следует транспортировать к месту производства работ непосредственно перед укладкой.
6.2.1.6 Общая длина укладки должна соответствовать длине полосы укладки асфальтобетонной смеси, стекловолоконные сетки рекомендуется распределять по длине укладки с учетом длины полотна в рулоне.
6.2.1.7 Укладка стекловолоконной сетки должна производиться на подготовленное основание непосредственно после обработки основания вяжущим по всей ширине проезжей части в два этапа: сначала на одной половине проезжей части по ширине покрытия, потом – на другой.
6.2.1.8 Полотна стекловолоконной сетки следует укладывать вручную звеном из трех дорожных рабочих, при этом в продольном направлении полотна следует укладывать с минимальным перекрытием полотен на 0,10 м.
Рулоны следует раскатывать ровно, без перекосов, вызывающих появление складок. В пределах участков перекрытия полотен они должны быть подгрунтованы. Следует внимание обратить на сцепление в начале раскатки полотна, чтобы исключить задиры края полотна при работе асфальтоукладчика.
6.2.1.9 После раскатки первых метров полотна краевую часть следует закреплять по углам к поверхности нижележащего слоя основания с помощью строительно-монтажного пистолета. При дальнейшей раскатке необходимо производить разравнивание полотна с небольшим продольным его натяжением и закрепление на основании с интервалом 10 м.
6.2.1.10 Уложенная стекловолоконная сетка должна плотно прилегать к основанию и не образовывать волн со складками при перемещении асфальтоукладчика. В случае если стекловолоконная сетка образовывает волны, следует скорректировать норму расхода вяжущего в сторону увеличения. Отдельные образующиеся складки должны быть устранены.
6.2.1.11 После укладки, закрепления и осмотра стекловолоконной сетки на предмет отсутствия волн следует выполнить дополнительную обработку битумом или битумной эмульсией по 6.2.1.2 поверх стекловолоконной сетки с расходом вяжущего от 1,2 до 1,5 кг/м2.
Нанесение вяжущего следует выполнять непосредственно перед асфальтоукладчиком, соблюдая расстояние по потоку между автогудронатором и асфальтоукладчиком в пределах 1,5 м.
6.2.1.12 Устройство асфальтобетонного покрытия поверх стекловолоконной сетки следует выполнять по типовой технологии, приведенной в СТО НОСТРОЙ 2.25.36, СТО НОСТРОЙ 2.25.37, СТО НОСТРОЙ 2.25.38, обращая внимание на качество уложенной стекловолоконной сетки и регулируя режим движения автомобилей-самосвалов, подвозящих асфальтобетонную смесь.
Маршрут и время подхода автомобилей-самосвалов с асфальтобетонной смесью должны быть увязаны с процессом нанесения вяжущего и скоростью движения асфальтоукладчика, чтобы исключить их заезд на обработанную вяжущим поверхность и исключить повреждение созданной прослойки из стекловолоконной сетки.
Разворот автомобилей должен выполняться за пределами участка с прослойкой, а заезд на прослойку - задним ходом по одной колее с последующим выездом по той же колее.
6.2.1.13 При армировании асфальтобетонных покрытий стекловолоконными сетками, минимальную толщину асфальтобетонного слоя на существующем асфальтобетонном покрытии рекомендуется назначать в соответствии с таблицей 6.7.
6.2.1.14 В процессе выполнения работ по усилению верхних слоев нежестких дорожных одежд асфальтобетонным покрытием, армированным стекловолоконной сеткой, следует оформлять общий журнал работ по форме, приведенной в сборнике форм исполнительной производственно-технической документации (форма Ф-1) [7].
Актами освидетельствования скрытых работ по форме, приведенной в сборнике форм исполнительной производственно-технической документации (форма Ф-3) [7], должны быть оформлены следующие работы:
- подготовительные работы;
- работы по обработке вяжущим поверхности старого покрытия;
- работы по укладке стекловолоконной сетки;
- работы по дополнительной обработке вяжущим.
Т а б л и ц а 6.7 - Минимальная толщина асфальтобетонного слоя
ДКЗ и подзона (по СП 131.13330) | Тип а/б смеси по- крытия (верхнего слоя) | Минимальная толщина асфальтобетонных слоев на блочном основании при устрой- стве трещинопрерывающих прослоек из стеклосеток на автомобильных дорогах категорий: | |||||||||||
I, II | III | IV | |||||||||||
при использовании битумов для покрытия: | |||||||||||||
БНД 60/ 90 | БНД 90/ 130 | БНД 130/ 200 | БНД 200/ 300 | БНД 60/ 90 | БНД 90/ 130 | БНД 130/ 200 | БНД 200/ 300 | БНД 60/ 90 | БНД 90/ 130 | БНД 130/ 200 | БНД 200/ 300 | ||
I Северная и центральная ча- сти подзоны I | А Б В Г А Б В Г | 16 - - - - - - - | 15 16 - 16 - - - | 13 15 16 - 14 15 - - | 12 13 - - 12 13 - - | 15 - - - - - - - | 14 15 - - - - - - | 12 13 15 - 13 - - - | 11 12 12 - 11 12 - - | - 13 - - - - - - | - 12 12 - - - - - | - 11 11 12 - 12 11 - | - 9 10 11 - 11 10 11 |
Южная часть подзоны I | А Б В Г | 13 - - - | 11 13 - - | 10 11 - - | 10 - - - | 13 - - - | 11 13 - - | 10 11 12 - | 9 10 - - | - 11 - - | - 9 10 - | - 9 9 10 | - 8 8 - |
Центральные части подзо- | А | 13 | 12 | 11 | 10 | 13 | 11 | 10 | 9 | - | - | - | - |
ны I | Б В Г | - - - | 13 - - | 12 - - | - - - | - - - | 13 - - | 12 13 - | 10 - - | 11 - - | 9 10 - | 9 9 10 | 8 8 9 |
Южная часть подзоны I | А Б В Г | 11 13 - - | 10 11 12 - | 10 11 - - | 9 10 - - | 11 13 - - | 10 11 - - | 9 10 11 - | 9 9 10 10 | - 9 10 - | - 8 9 10 | - 6 8 9 | - 6 6 8 |
II | А Б В Г | 10 11 12 - | 9 10 11 - | 8 9 10 - | 7 8 9 - | 9 10 11 - | 8 9 10 - | 6 8 9 - | 5 6 8 - | - 8 9 10 | - 8 9 10 | - 6 8 9 | - 5 6 8 |
II | А Б В Г | 13 - - - | 12 13 - - | 11 12 - - | 10 - - - | 13 - - - | 12 13 - - | 10 11 12 - | 9 10 - - | - 11 - - | - 9 10 - | - 9 9 10 | - 8 8 9 |
III | А Б В Г | 11 13 - - | 10 11 12 - | 10 11 - - | 9 10 - - | 11 12 - - | 10 11 12 - | 9 10 11 - | 9 9 10 - | - 9 10 - | - 8 9 10 | - 6 8 9 | - 6 6 8 |
Примечания 1 Значения рекомендуемых минимальных толщин могут быть уменьшены в 1,08 раза при расстоянии между температурными трещинами 8 м и более.
2 При использовании в составе асфальтобетона ПБВ значения рекомендуемых минимальных толщин могут быть уменьшены: в 1,3 раза – для подзоны II, в 1,2 раза – для подзоны I (южная часть) и зоны III, в 1,15 раза – для остальных подзон I и III.
6.2.2 Армирование металлическими сетками
6.2.2.1 При усилении верхних слоев нежестких дорожных одежд асфальтобетонными покрытиями, армированными металлическими сетками, технология работ, как правило, должна включать следующие операции:
- подготовительные работы согласно 6.1.1.2, 6.2.2.3;
- укладка металлической сетки в проектное положение согласно 6.2.2.4-6.2.2.6;
- прикатка сетки пневматическим катком согласно 6.2.2.7, 6.2.2.8;
- закрепление металлической сетки согласно 6.2.2.9-6.2.2.12;
- нанесение эмульсионно-минеральной смеси согласно 6.2.2.13-6.2.2.20;
- обработка битумной эмульсией согласно 6.2.2.21, 6.2.2.22;
- устройство асфальтобетонного покрытия согласно 6.2.2.23-6.2.2.25;
- заключительные работы согласно 6.1.1.29.
6.2.2.2 Операции по укладке металлических сеток и устройству верхнего слоя асфальтобетонного покрытия следует выполнять в одну смену.
Выполнение работ по устройству слоев усиления верхних слоев нежестких дорожных одежд асфальтобетонными покрытиями, армированными металлическими сетками, следует выполнять в два этапа: сначала на одной стороне движения транспорта, а затем на другой.
6.2.2.3 Трещины шириной более 5 мм на поверхности старого асфальтобетонного покрытия должны быть заделаны битумной мастикой. При наличии отдельных раковин, выбоин, шелушения и других разрушений на покрытии следует выполнить ремонт поверхностного слоя старого асфальтобетонного покрытия, с учетом обследования и данных проектной документации.
При значительных деформациях и разрушениях старого асфальтобетонного покрытия (более 7м2 на 1000 м) следует устраивать выравнивающий слой или устранять неровности старого асфальтобетонного покрытия путём его фрезерования согласно данным проектной документации. После выполнения работ по фрезерованию асфальтобетонного покрытия в соответствии с проектным решением определяют возможность укладки металлической сетки
или непосредственно на отфрезерованную поверхность покрытия или на выравнивающий слой асфальтобетона, который необходимо устроить на отфрезерованной поверхности.
Примечание – При выполнении работ по ремонту старого асфальтобетонного покрытия рекомендуется использование положений ОДМ 218.3.036-2013 [5], ВСН 24-88 (раздел 8) [6] .
6.2.2.4 Укладку металлической сетки допускается выполнять с помощью механического укладчика, фронтального погрузчика со штангой, автомобиля-манипулятора со штангой или автомобиля с прицепом-разматывателем сетки.
6.2.2.5 Расположение металлической сетки в конструктивных слоях дорожной одежды должно быть определено в процессе проектирования в зависимости от состояния дорожного покрытия, интенсивности дорожного движения, величины транспортных нагрузок, климатических факторов, от принятого способа усиления дорожной одежды и ряда других факторов.
6.2.2.6 Металлические сетки следует раскатывать параллельно оси дороги ровно, без волн и складок, внешней стороной сетки наверх.
При сопряжении двух или более рулонов металлической сетки, необходимо соблюдать перекрытие рулонов в продольном и поперечном направлении. В продольном направлении перекрытие рулонов металлической сетки должно составлять не менее 30 см, а в поперечном направлении (между смежными рулонами) - не менее 15 см.
Конец одного рулона должен всегда накрывать начало следующего в направлении укладки, чтобы последний не был сдвинут или завёрнут асфальтоукладчиком.
6.2.2.7 После укладки рулонов металлических сеток в проектное положение следует выполнить их прикатку пневматическим катком по всей площади.
6.2.2.8 Прикатку металлической сетки следует начинать с середины рулона, каток должен двигаться назад и вперед. Для обеспечения плотного контакта металлической сетки с основанием рекомендуется выполнять не менее четырех проходов катка по одному следу.
6.2.2.9 Закрепление металлической сетки следует начинать с закрепления анкерами на первом поперечном укрепляющем плоском пруте каждого рулона (см. рисунок 5.1).
В местах, где невозможно достичь требуемого прилегания металлической сетки после прикатки пневматическим катком, следует выполнить дополнительное закрепление металлической сетки анкерами.