-при высоте насыпи 2,5 – 3,5 м на внешней стороне кривой в плане радиусом менее 600 м на спуске и после него на участке длиной 100 м с продольным уклоном до 40‰ или на вогнутой кривой в продольном профиле, сопрягающей участки с абсолютным значением алгебраической разности встречных уклонов не менее 50‰;
-при высоте насыпи 2 – 3 м на внешней стороне кривой в плане радиусом менее 600 м на спуске и после него на участке длиной 100 м с продольным уклоном свыше 40‰.
6.3 Выбор дорожных ограждений и установление требуемого минимального уровня удерживающей способности выполняется в зависимости от сложности дорожных условий на рассматриваемом участке дороги.
6.4 Рекомендации по установке дорожных ограждений с учетом уровня их удерживающей способности и условий движения, отнесенных к группе А представлены в таблице 1, а к группе Б в таблице 2.
Таблица 1 – Рекомендации по установке дорожных ограждений с учетом уровня их удерживающей способности и условий движения, отнесенных к группе А
Категория автомобильной дороги (число полос движения) | Интенсивность движения, прив. ед./сут | Минимальные уровни удерживающей способности (кДж) при различных дорожных условиях | |||||
Продольный уклон дороги, ‰ | |||||||
до 40 | более 40 | до 40 | более 40 | любой | любой | ||
на прямолинейных участках дорог и с кривыми в плане радиусом более 600 м | на внутренней стороне кривой в плане радиусом менее 600 м на спуске и после него на участке длиной 100 м | на внешней стороне кривой в плане радиусом менее 600 м на спуске и после него на участке длиной 100 м | на вогнутой кривой в продольном профиле, сопрягающей участки с абсолютным значением алгебраической разности встречных уклонов 50 ‰ и более | на разделительной полосе | |||
I (6 и более) | св. 14000 | 350 | 400 | 400 | 450 | 400 | 400 |
I (4) | св. 14000 | 300 | 350 | 350 | 400 | 350 | 350 |
II (2 - 3) | св. 6000 | 250 | 300 | 300 | 350 | 300 | ― |
III (2) | св. 2000 до 6000 | 250 | 250 | 250 | 300 | 250 | ― |
IV (2) | св. 200 до 2000 | 250 | 250 | 250 | 250 | 250 | ― |
V (1) | до 200 | 190 | 190 | 190 | 250 | 190 | ― |
Таблица 2 – Рекомендации по установке дорожных ограждений с учетом уровня их удерживающей способности и условий движения, отнесенных к группе Б
Категория автомобильной дороги (число полос движения) | Интенсивность движения, прив. ед./сут | Минимальные уровни удерживающей способности (кДж) при различных дорожных условиях | |||||
Продольный уклон дороги, ‰ | |||||||
до 40 | более 40 | до 40 | более 40 | любой | любой | ||
на прямолинейных участках дорог и с кривыми в плане радиусом более 600 м | на внутренней стороне кривой в плане радиусом менее 600 м на спуске и после него на участке длиной 100 м | на внешней стороне кривой в плане радиусом менее 600 м на спуске и после него на участке длиной 100 м | на вогнутой кривой в продольном профиле, сопрягающей участки с абсолютным значением алгебраической разности встречных уклонов 50 ‰ и более | на разделительной полосе | |||
I (6 и более) | св. 14000 | 300 | 350 | 350 | 400 | 350 | 350 |
I (4) | св. 14000 | 250 | 300 | 300 | 350 | 300 | 300 |
II (2 - 3) | св. 6000 | 190 | 250 | 250 | 300 | 250 | ― |
III (2) | св. 2000 до 6000 | 190 | 190 | 190 | 250 | 190 | ― |
IV (2) | св. 200 до 2000 | 190 | 190 | 190 | 190 | 190 | ― |
V (1) | до 200 | 130 | 130 | 130 | 190 | 130 | ― |
6.5 Минимальные уровни удерживающей способности барьерных ограждений, устанавливаемых на съездах пересечений и примыканий в разных уровнях автомобильных дорог, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289 принимают равными:
-для ограждений, устанавливаемых на правоповоротных съездах с одной полосой движения - 250 кДж;
-для ограждений, устанавливаемых на правоповоротных съездах с двумя полосами движения и на левоповоротных съездах – 300 кДж;
-для ограждений, устанавливаемых на мостовых сооружениях съездов - 350 кДж.
6.6 Минимальные уровни удерживающей способности ограждений для мостовых сооружений и группы дорожных условий автомобильных дорог представлены в таблицах 3 и 4.
Если интенсивность движения автомобилей, имеющих разрешенную максимальную массу не менее 30 т, составляет не менее 1000 авт./сут, вместо значений уровней 450 – 550 кДж принимают соответственно значения уровней 500 – 600 кДж.
Таблица 3 – Минимальные уровни удерживающей способности ограждений на мостовых сооружениях
Категория автомобильной дороги (число полос движения) | Уровень удерживающей способности ограждений на мостовых сооружениях (кДж) | |||||
с тротуарами или служебными проходами | без тротуаров или служебных проходов | |||||
Группа сложности дорожных условий | ||||||
В | Г | Д | В | Г | Д | |
I A, I Б, I В (6 и более) | 450 | 400 | 350 | 550 | 500 | 450 |
I A, I Б, I В (4) | 400 | 350 | 300 | 500 | 450 | 400 |
II (4) | 350 | 300 | 250 | 400 | 350 | 300 |
II и III (2) | 300 | 250 | 190 | 350 | 300 | 250 |
IV(2) V(1) | 250 | 190 | 130 | 300 | 250 | 190 |
Таблица 4 - Группы дорожных условий для мостовых сооружений автомобильных дорог
Категория автомобильной дороги (число полос движения) | Значения радиуса кривой в плане и продольного уклона для различных групп дорожных условий | |||||
В | Г | Д | ||||
R, м, менее | i, ‰, более | R, м | i, ‰ | R, м, более | i, ‰, менее | |
I (6 и более) | 1500 | 30 | 1500-3000 | 20-30 | 3000 | 20 |
I (4) - II (4) | 1000 | 1000-2500 | 2500 | |||
II (2) | 800 | 40 | 800-2000 | 30-40 | 2000 | 30 |
III (2) | 600 | 50 | 600-1500 | 40-50 | 1500 | 40 |
IV (2), V (1) | 500 | 60 | 500-1000 | 50-60 | 1000 | 50 |
Примечания 1 На мостовом сооружении и примыкающих к нему участках подходов протяженностью 100 м выбирают наименьшее значение радиуса кривой в плане R и наибольшее значение продольного уклона i. 2 Если значения радиуса и уклона окажутся в разных группах, принимают группу с более сложными условиями движения. |
6.7 При выборе конструкции ограждения предварительно определяют допустимый в рассматриваемых дорожных условиях прогиб ограждения и рабочую ширину.
Зная допустимый в рассматриваемых дорожных условиях прогиб ограждения (или рабочую ширину) и минимальный уровень удерживающей способности ограждения, выбирают приемлемую конструкцию ограждения.
6.8 Выбор конструкции дорожного ограждения рекомендуется осуществлять в соответствии с ОДМ 218.4.005-2010 с учетом минимально допустимой высоты ограждения. В таблице 5 представлена минимальная высота ограждения в соответствии с ГОСТ Р 52289.
6.9 Во избежание наездов автомобилей на торцевые части дорожных ограждений, следует предусматривать устройство начальных и концевых участков дорожных ограждений. Для их устройства верхние части ограждений опускаются до уровня земли. При расположении ограждений на обочине, начальные и конечные участки ограждений отводятся в сторону к бровке земляного полотна.
Таблица 5 - Минимальная высота ограждения
Место установки ограждения | Наличие и ширина тротуаров и служебных проходов | Уровень удерживающей способности, кДж | |||||||
130 | 190 | 250 | 300 | 350 | 400 | 450 | 500-600 | ||
Высота ограждения | |||||||||
Автомобильные дороги, городские дороги и улицы Разделительная полоса мостового сооружения | - | 0,75 | 1,10 | - | |||||
Мостовые сооружения на автомобильных дорогах, городских дорогах и улицах | Без тротуаров и служебных проходов | 1,10 | 1,30 | 1,50 | |||||
Служебные проходы шириной 0,75 | 0,6 | 0,75 | 0,75 | 0,90 | 0,90 | 1,10 | 1,1 | 1,3 | |
Тротуары шириной более 1,00 | 0,60 | 0,75 | 0,90 | 1,1 |
7 Дорожные ограждения различного типа для автомобилей
Автомобильные дороги федерального значения могут оборудоваться различными типами удерживающих дорожных ограждений: барьерными, парапетными, тросовыми, фронтальными, бордюрными, комбинированными.
К барьерным, тросовым и фронтальным ограждениям относятся деформирующиеся при наезде автомобиля удерживающие конструкции, а к бордюрным и парапетные ограждениям из бетона и железобетона относятся недеформируемые ограждения при наезде на них автомобиля.
Для обеспечения безопасности дорожного движения в соответствии с ГОСТ Р 52289 на боковые поверхности дорожных ограждений рекомендуется наносить вертикальную разметку.
7.1 Металлические барьерные дорожные ограждения
7.1.1 Наиболее распространенными дорожными ограждениями являются металлические барьерные ограждения, которые изготавливаются из специального металлического профиля, и состоящие из стоек, балок и консолей. Барьерные ограждения с целью увеличения удерживающей способности могут быть установлены на бордюр, парапет или цоколь мостовых стоек (комбинированные ограждения) [2].
7.1.2 Металлические барьерные дорожные ограждения подразделяются на группы: односторонние, двусторонние и мостовые односторонние и двусторонние.
Односторонние ограждения рекомендуется устанавливать на обочинах вдоль дорожного полотна, препятствующие съезду автотранспорта (рисунок 2).
Рисунок 2 – Металлическое барьерное одностороннее
дорожное ограждение
Двусторонние ограждения рекомендуется устанавливать на дорогах с четырьмя и более полосами движения для предотвращения столкновений с автомобилями встречного транспортного потока (рисунок 3).
На разделительной полосе автомобильной дороги шириной не менее 2,5 – 3,0 м рекомендуется устанавливать барьерные дорожные ограждения.
На мостах и путепроводах для предотвращения съезда автомобиля рекомендуется с обеих сторон проезжей части мостового сооружения устанавливать односторонние или двусторонние мостовые ограждения (рисунок 4).
Рисунок 3 – Металлическое барьерное двустороннее дорожное
ограждение на автомобильной дороге М-10 «Россия»
Рисунок 4 – Металлическое барьерное мостовое одностороннее
дорожное ограждение
7.1.3 В ряде северных европейских стран и Канаде широко применяются барьерные деревянные ограждения, однако в нашей стране имеется только упоминание о таких ограждениях в ВСН 24-88 «Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог» [3], но отсутствует национальный ГОСТ к их техническим требованиям (рисунок 5).
Рисунок 5 – Деревянное барьерное дорожное ограждение
7.2 Парапетные дорожные ограждения
7.2.1 Дорожное ограждение парапетного типа представляет собой блоки из железобетона или монолитного цементобетона, имеющее прямоугольный или трапециевидный профиль с наклонными гранями.
7.2.2 Парапетные ограждения состоят из отдельных соединяемых между собой железобетонных блоков, заглубленных в грунт основания или свободно стоящих на поверхности дороги. На торцевой части блока должны быть предусмотрены элементы крепления, обеспечивающие прочное соединение блоков между собой.