ОДМ 218.6.017-2015 Методические рекомендации по применению дорожных ограждений различного типа на автомобильных дорогах федерального значения стр. 3

-при высоте насыпи 2,5 – 3,5 м на внешней стороне кривой в плане радиусом менее 600 м на спуске и после него на участке длиной 100 м с продольным уклоном до 40‰ или на вогнутой кривой в продольном профиле, сопрягающей участки с абсолютным значением алгебраической разности встречных уклонов не менее 50‰;
-при высоте насыпи 2 – 3 м на внешней стороне кривой в плане радиусом менее 600 м на спуске и после него на участке длиной 100 м с продольным уклоном свыше 40‰.
6.3 Выбор дорожных ограждений и установление требуемого минимального уровня удерживающей способности выполняется в зависимости от сложности дорожных условий на рассматриваемом участке дороги.
6.4 Рекомендации по установке дорожных ограждений с учетом уровня их удерживающей способности и условий движения, отнесенных к группе А представлены в таблице 1, а к группе Б в таблице 2.
Таблица 1 – Рекомендации по установке дорожных ограждений с учетом уровня их удерживающей способности и условий движения, отнесенных к группе А
Категория автомобильной дороги
(число полос движения)
Интенсивность движения, прив. ед./сут
Минимальные уровни удерживающей способности (кДж)
при различных дорожных условиях
Продольный уклон дороги, ‰
до 40
более 40
до 40
более 40
любой
любой
на прямолинейных участках дорог и с кривыми в плане радиусом более 600 м
на внутренней стороне кривой в плане радиусом менее 600 м на спуске и после него на участке длиной 100 м
на внешней стороне кривой в плане радиусом менее 600 м на спуске и после него на участке длиной 100 м
на вогнутой кривой в продольном профиле, сопрягающей участки с абсолютным значением алгебраической разности встречных уклонов 50 ‰ и более
на разделительной полосе
I (6 и более)
св. 14000
350
400
400
450
400
400
I (4)
св. 14000
300
350
350
400
350
350
II (2 - 3)
св. 6000
250
300
300
350
300
III (2)
св. 2000 до 6000
250
250
250
300
250
IV (2)
св. 200 до 2000
250
250
250
250
250
V (1)
до 200
190
190
190
250
190
Таблица 2 – Рекомендации по установке дорожных ограждений с учетом уровня их удерживающей способности и условий движения, отнесенных к группе Б
Категория автомобильной дороги
(число полос движения)
Интенсивность движения, прив. ед./сут
Минимальные уровни удерживающей способности (кДж)
при различных дорожных условиях
Продольный уклон дороги, ‰
до 40
более 40
до 40
более 40
любой
любой
на прямолинейных участках дорог и с кривыми в плане радиусом более 600 м
на внутренней стороне кривой в плане радиусом менее 600 м на спуске и после него на участке длиной 100 м
на внешней стороне кривой в плане радиусом менее 600 м на спуске и после него на участке длиной 100 м
на вогнутой кривой в продольном профиле, сопрягающей участки с абсолютным значением алгебраической разности встречных уклонов 50 ‰ и более
на разделительной полосе
I (6 и более)
св. 14000
300
350
350
400
350
350
I (4)
св. 14000
250
300
300
350
300
300
II (2 - 3)
св. 6000
190
250
250
300
250
III (2)
св. 2000 до 6000
190
190
190
250
190
IV (2)
св. 200 до 2000
190
190
190
190
190
V (1)
до 200
130
130
130
190
130
6.5 Минимальные уровни удерживающей способности барьерных ограждений, устанавливаемых на съездах пересечений и примыканий в разных уровнях автомобильных дорог, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289 принимают равными:
-для ограждений, устанавливаемых на правоповоротных съездах с одной полосой движения - 250 кДж;
-для ограждений, устанавливаемых на правоповоротных съездах с двумя полосами движения и на левоповоротных съездах – 300 кДж;
-для ограждений, устанавливаемых на мостовых сооружениях съездов - 350 кДж.
6.6 Минимальные уровни удерживающей способности ограждений для мостовых сооружений и группы дорожных условий автомобильных дорог представлены в таблицах 3 и 4.
Если интенсивность движения автомобилей, имеющих разрешенную максимальную массу не менее 30 т, составляет не менее 1000 авт./сут, вместо значений уровней 450 – 550 кДж принимают соответственно значения уровней 500 – 600 кДж.
Таблица 3 – Минимальные уровни удерживающей способности ограждений на мостовых сооружениях
Категория автомобильной дороги
(число полос движения)
Уровень удерживающей способности ограждений на мостовых сооружениях (кДж)
с тротуарами или служебными проходами
без тротуаров или служебных проходов
Группа сложности дорожных условий
В
Г
Д
В
Г
Д
I A, I Б, I В (6 и более)
450
400
350
550
500
450
I A, I Б, I В (4)
400
350
300
500
450
400
II (4)
350
300
250
400
350
300
II и III (2)
300
250
190
350
300
250
IV(2)
V(1)
250
190
130
300
250
190
Таблица 4 - Группы дорожных условий для мостовых сооружений автомобильных дорог
Категория автомобильной дороги (число полос движения)
Значения радиуса кривой в плане и продольного уклона
для различных групп дорожных условий
В
Г
Д
R, м, менее
i, ‰, более
R, м
i, ‰
R, м, более
i, ‰, менее
I (6 и более)
1500
30
1500-3000
20-30
3000
20
I (4) - II (4)
1000
1000-2500
2500
II (2)
800
40
800-2000
30-40
2000
30
III (2)
600
50
600-1500
40-50
1500
40
IV (2), V (1)
500
60
500-1000
50-60
1000
50
Примечания
1 На мостовом сооружении и примыкающих к нему участках подходов протяженностью 100 м выбирают наименьшее значение радиуса кривой в плане R и наибольшее значение продольного уклона i.
2 Если значения радиуса и уклона окажутся в разных группах, принимают группу с более сложными условиями движения.
6.7 При выборе конструкции ограждения предварительно определяют допустимый в рассматриваемых дорожных условиях прогиб ограждения и рабочую ширину.
Зная допустимый в рассматриваемых дорожных условиях прогиб ограждения (или рабочую ширину) и минимальный уровень удерживающей способности ограждения, выбирают приемлемую конструкцию ограждения.
6.8 Выбор конструкции дорожного ограждения рекомендуется осуществлять в соответствии с ОДМ 218.4.005-2010 с учетом минимально допустимой высоты ограждения. В таблице 5 представлена минимальная высота ограждения в соответствии с ГОСТ Р 52289.
6.9 Во избежание наездов автомобилей на торцевые части дорожных ограждений, следует предусматривать устройство начальных и концевых участков дорожных ограждений. Для их устройства верхние части ограждений опускаются до уровня земли. При расположении ограждений на обочине, начальные и конечные участки ограждений отводятся в сторону к бровке земляного полотна.
Таблица 5 - Минимальная высота ограждения
Место установки ограждения
Наличие и ширина тротуаров и служебных проходов
Уровень удерживающей способности, кДж
130
190
250
300
350
400
450
500-600
Высота ограждения
Автомобильные дороги, городские дороги и улицы
Разделительная полоса мостового сооружения
-
0,75
1,10
-
Мостовые сооружения на автомобильных дорогах, городских дорогах и улицах
Без тротуаров и служебных проходов
1,10
1,30
1,50
Служебные проходы шириной 0,75
0,6
0,75
0,75
0,90
0,90
1,10
1,1
1,3
Тротуары шириной более 1,00
0,60
0,75
0,90
1,1

7 Дорожные ограждения различного типа для автомобилей

Автомобильные дороги федерального значения могут оборудоваться различными типами удерживающих дорожных ограждений: барьерными, парапетными, тросовыми, фронтальными, бордюрными, комбинированными.
К барьерным, тросовым и фронтальным ограждениям относятся деформирующиеся при наезде автомобиля удерживающие конструкции, а к бордюрным и парапетные ограждениям из бетона и железобетона относятся недеформируемые ограждения при наезде на них автомобиля.
Для обеспечения безопасности дорожного движения в соответствии с ГОСТ Р 52289 на боковые поверхности дорожных ограждений рекомендуется наносить вертикальную разметку.

7.1 Металлические барьерные дорожные ограждения

7.1.1 Наиболее распространенными дорожными ограждениями являются металлические барьерные ограждения, которые изготавливаются из специального металлического профиля, и состоящие из стоек, балок и консолей. Барьерные ограждения с целью увеличения удерживающей способности могут быть установлены на бордюр, парапет или цоколь мостовых стоек (комбинированные ограждения) [2].
7.1.2 Металлические барьерные дорожные ограждения подразделяются на группы: односторонние, двусторонние и мостовые односторонние и двусторонние.
Односторонние ограждения рекомендуется устанавливать на обочинах вдоль дорожного полотна, препятствующие съезду автотранспорта (рисунок 2).
Рисунок 2 – Металлическое барьерное одностороннее
дорожное ограждение
Двусторонние ограждения рекомендуется устанавливать на дорогах с четырьмя и более полосами движения для предотвращения столкновений с автомобилями встречного транспортного потока (рисунок 3).
На разделительной полосе автомобильной дороги шириной не менее 2,5 – 3,0 м рекомендуется устанавливать барьерные дорожные ограждения.
На мостах и путепроводах для предотвращения съезда автомобиля рекомендуется с обеих сторон проезжей части мостового сооружения устанавливать односторонние или двусторонние мостовые ограждения (рисунок 4).
Рисунок 3 – Металлическое барьерное двустороннее дорожное
ограждение на автомобильной дороге М-10 «Россия»
Рисунок 4 – Металлическое барьерное мостовое одностороннее
дорожное ограждение
7.1.3 В ряде северных европейских стран и Канаде широко применяются барьерные деревянные ограждения, однако в нашей стране имеется только упоминание о таких ограждениях в ВСН 24-88 «Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог» [3], но отсутствует национальный ГОСТ к их техническим требованиям (рисунок 5).
Рисунок 5 – Деревянное барьерное дорожное ограждение

7.2 Парапетные дорожные ограждения

7.2.1 Дорожное ограждение парапетного типа представляет собой блоки из железобетона или монолитного цементобетона, имеющее прямоугольный или трапециевидный профиль с наклонными гранями.
7.2.2 Парапетные ограждения состоят из отдельных соединяемых между собой железобетонных блоков, заглубленных в грунт основания или свободно стоящих на поверхности дороги. На торцевой части блока должны быть предусмотрены элементы крепления, обеспечивающие прочное соединение блоков между собой.