ОДМ 218.6.017-2015 Методические рекомендации по применению дорожных ограждений различного типа на автомобильных дорогах федерального значения стр. 4

7.2.3 Парапетные ограждения рекомендуется применять на участках автомобильных дорог:
-для разделения транспортных потоков встречного направления на автомобильных дорогах с интенсивностью движения транспортного потока более 50 тысяч автомобилей в сутки и имеющих четыре и более полосы для движения автотранспорта (рисунок 6);
-в период проведения ремонтных дорожных работ;
-в случаях, когда использование барьерных дорожных ограждений затруднено или нецелесообразно. Парапетное ограждение могут использовать в качестве подпорной стенки на дорогах в пересеченной местности или в горных районах, на подходах к мостам и эстакадам и т.д.
7.2.4 Парапетные ограждения предназначены для длительного использования на участке автомобильной дороги, где не потребуется их демонтаж при очередном ремонте дороги и рекомендуется их устанавливать на разделительной полосе при ее ширине не менее 2,5 м.
7.2.5 При устройстве парапетных ограждений необходимо обеспечить отвод воды с поверхности проезжей части и обочин (полос безопасности) дорог.
7.2.6 В целях предотвращения ДТП с особо тяжкими последствиями, возникающих при падении автомобилей с мостов, путепроводов и эстакад, на них рекомендуется устанавливать монолитные (бетонные и железобетонные) парапетные ограждения.
Рисунок 6 – Парапетное дорожное ограждение
для разделения транспортных потоков
7.2.7 В последние годы за рубежом, а также в нашей стране стали применять временные защитные барьеры.
Временные защитные барьеры применяют на участках проведения долговременных дорожных работ. Их устанавливают для изменения траектории движения в зоне отгона, разделения транспортных потоков на автомагистралях и многополосных дорогах встречного и попутного направления при проведении дорожных работ, а также для ограждения рабочей зоны вдоль проезжей части (рисунок 7).
В связи с отсутствием нормативных норм по временным защитным ограждениям, представляется целесообразным разработка национального стандарта к техническим требованиями правил их применения.
а)
б)
Рисунок 7 - Временные защитные барьеры:
а) высотой 50 и 65 см; б) высотой 80 см
7.2.8 В последние годы в зарубежных странах на автомобильных дорогах и мостовых переходах с неравномерной интенсивностью движения по встречным направлениям в течение суток и дням недели, в целях повышения пропускной способности устраиваются реверсивные полосы при помощи передвижных дорожных ограждений парапетного типа.
Применение таких ограждений позволяет повысить не только пропускную способность дорог, но и исключить лобовые столкновения автомобилей.
Однако в нашей стране отсутствует единый национальный стандарт, устанавливающий технические требования к передвижным дорожным ограждениям парапетного типа.

7.3 Тросовые дорожные ограждения

7.3.1 Тросовое дорожное ограждение состоит из следующих основных элементов: тросов, стоек, анкерных блоков, стяжных устройств.
Рекомендации по устройству, приемке в эксплуатацию, обследованию и содержанию тросовых дорожных ограждений изложены в ОДМ 218.6.004-2011.
7.3.2 Тросовое дорожное ограждение рекомендуется устанавливать на:
-разделительной полосе автомобильных дорог - для предотвращения преднамеренных и непреднамеренных переездов транспортных средств через дорогу, а также для разделения транспортных потоков встречных направлений (рисунки 8, 9);
-обочинах - для предотвращения преднамеренных и непреднамеренных выездов транспортных средств за пределы автомобильной дороги.
Учитывая, что ширина конструкции тросовых ограждений определяется толщиной поддерживающих стоек, что делает ограждение очень узким, тросовое ограждение следует устанавливать на участках автомобильных дорог, где применение ограждений барьерного или парапетного типов затруднено.
7.3.3 Наименьший радиус кривой в плане, при котором обеспечивается ровное положение тросового ограждения и необходимый натяг тросов не должен быть менее 30 м [4].
Рисунок 8 – Начальный участок тросового дорожного ограждения
Рисунок 9 – Применение тросового дорожного ограждения на
автомобильной дороге для разделения транспортного потока
7.3.4 Установка тросовых дорожных ограждений обеспечивает продуваемость элементов поперечного профиля автомобильной дороги, что снижает вероятность образования снежных заносов, и тросовые ограждения могут быть рекомендованы в районах с сильными метелями.
7.3.5 При выборе тросового ограждения учитывается: их малая металлоемкость по сравнению с металлическими ограждениями; повышенная безопасность для транспортных средств за счет стоек и характеристик троса; отсутствие дополнительных требований к техническому обслуживанию (окраска и т.п.); быстрая замена элементов после столкновения с ограждением транспортных средств. Вместе с тем тросовое ограждение требует периодического обслуживания и проверки натяжения тросов.
7.3.6 В таблице 6 представлены рекомендации по установке тросовых ограждений с учетом уровня их удерживающей способности и в зависимости от категорий автомобильных дорог.
Таблица 6 – Рекомендации по установке тросовых ограждений с учетом уровня их удерживающей способности
Категория автомобильной дороги
(число полос движения)
Требуемые уровни удерживающей способности (кДж)
на различных участках автомобильных дорог
на прямолинейных участках дорог и с кривыми в плане радиусом более 600 м, на внутренней стороне кривой в плане с радиусом менее 600 м на спуске и после него на участке длиной 100 м
на внешней стороне кривой в плане радиусом менее 600 м на спуске и после него на участке длиной 100 м
на вогнутой кривой в продольном профиле, сопрягающей участки с абсолютным значением алгебраической разности встречных уклонов менее 50‰
ІІ (2 – 4)
250 – 300
250 – 300
250 – 300
ІІІ (2)
190 – 250
190 – 300
190 – 250
ІV (2)
190 – 250
190 – 300
190 – 250
V (1)
130 – 190
130 – 250
130 – 190

7.4 Фронтальные дорожные ограждения

7.4.1 Фронтальные дорожные ограждения в соответствии с ГОСТ Р 52606 делятся по принципу погашения энергии удара на:
-телескопические (энергия удара гасится за счет трения при вхождении одних элементов конструкций в другие);
-упругопластические (энергия удара гасится за счет упругих, пластических и упругопластических деформаций различных видов материалов);
-наливные (энергия удара гасится за счет сопротивления емкостей с водой или другим жидким либо вязким веществом).
7.4.2 Фронтальные дорожные ограждения в виде буферов рекомендуется устанавливать перед массивными препятствиями, на которые возможны наезды транспортных средств (торцевые участки парапетов, подпорных стен, начальные участки ограждений в местах разветвления проезжих частей, съездов с дороги, опор путепроводов, размещенных на проезжей части и т. п.).
7.4.3 Фронтальные ограждения удерживают автомобиль и гасят энергию движения автомобиля при ударе как сбоку, так и в торец ограждения под углом, близким к 90°.
7.4.4 Для обеспечения устойчивости буферы заполняют балластом в виде песка или воды. В зимнее время в качестве балласта используют пескосоляную смесь или рассолы, исключающие замерзание балласта при отрицательных температурах.
Буферы должны быть окрашены в желтый цвет и иметь вертикальную разметку в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51256 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования» (рисунки 10, 11).
7.4.5 В нашей стране отсутствует единый национальный стандарт, устанавливающий технические требования к фронтальным дорожным ограждениям.
Рисунок 10 – Фронтальное дорожное ограждение в виде буфера
на автомобильной дороге М-9 «Балтия»