Координацию действий по развитию водохозяйственного комплекса Челябинской области планируется обеспечить за счет организации выполнения в рамках подпрограммы приоритетных мероприятий по ликвидации дефицита водных ресурсов, по защите населения и объектов экономики от негативного воздействия вод и организации наблюдений за состоянием водных объектов в соответствии с полномочиями Челябинской области.
Ежегодное уточнение приоритетных мероприятий подпрограммы планируется осуществлять на основе специально разработанных критериев отбора мероприятий для предоставления субсидий местным бюджетам на выполнение мероприятий по повышению защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 9 статьи 25 Водного кодекса Российской Федерации относится участие в организации и осуществлении государственного мониторинга водных объектов (далее именуется - мониторинг).
Мониторинг осуществляется на основании ежегодных наблюдений за состоянием водных объектов.
Данные мониторинга формируют основу для принятия решений органами государственной власти Челябинской области в сфере использования и охраны водных объектов. Результаты мониторинга используются в том числе для определения динамики процессов, влекущих негативное воздействие вод на объекты хозяйственной и иной деятельности человека, прогнозирования развития этих процессов, определения оптимальных сроков выполнения и эффективности выполненных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод, а также для своевременного выявления нарушений режимов водоохранных зон, влекущих провоцирование и интенсификацию процессов негативного воздействия вод.
К вопросам местного значения городских округов и поселений относится в том числе организация водоснабжения населения. При этом качество подаваемой населению воды должно соответствовать требованиям, установленным законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Согласно положениям части 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются ЗСО. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников питьевого водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. В ЗСО источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
На территории Челябинской области имеются 32 поверхностных и около 1500 подземных источников питьевого водоснабжения.
Пунктом 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 февраля 2002 года (далее именуются - СанПиН), предусмотрено, что ЗСО организуются на всех водопроводах вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Согласно пункту 1.6 СанПиН организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО. При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы ее организации для данного водопровода.
В соответствии с пунктом 1.13 СанПиН проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Отсутствие разработанных и утверждённых проектов ЗСО существенно нарушает права и законные интересы жителей и иных лиц, пребывающих на территории поселений.
Исходя из необходимости обеспечения санитарной защиты источников питьевого водоснабжения наиболее крупного водозабора, обеспечивающего Челябинский промузел, в 2015-2016 годах предусмотрена разработка проекта ЗСО Аргазинского и Шершнёвского водохранилищ на реке Миасс.
7. ФЦП предусматривает комплексное решение вопросов, связанных с использованием водных объектов на период до 2020 года.
Комплексный подход включает в том числе привлечение средств бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию ФЦП через механизм софинансирования мероприятий региональных государственных программ, аналогичных мероприятиям ФЦП.
Механизм софинансирования заключается в предоставлении исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий региональных государственных программ, реализуемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), расходы на которые включены в такие программы.
В целях создания предусмотренных ФЦП условий для эффективного взаимодействия всех участников водохозяйственного комплекса и обеспечения единой государственной политики в области использования и охраны водных ресурсов на территории Челябинской области на долгосрочную перспективу актуальна задача распространения программно-целевого метода развития водохозяйственного комплекса Челябинской области в соответствии с целями и задачами ФЦП на весь период действия ФЦП. Решение этой задачи необходимо осуществлять с учетом хода и результатов выполнения подпрограммы.
Раздел II. Основные цели и задачи подпрограммы
8. Подпрограмма направлена на достижение следующих целей:
гарантированное обеспечение водными ресурсами устойчивого социально-экономического развития Челябинской области;
обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод.
Задачами подпрограммы являются:
ликвидация локальных дефицитов водных ресурсов в вододефицитных районах;
обеспечение защиты населения и объектов экономики от негативного воздействия вод;
повышение эксплуатационной надёжности ГТС, в том числе ГТС, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался, путём их приведения к безопасному техническому состоянию;
развитие государственного мониторинга водных объектов;
обеспечение санитарной охраны от загрязнения источников питьевого водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Раздел III. Сроки и этапы реализации подпрограммы
9. Подпрограмма реализуется в период 2014 - 2017 годов (проводится в один этап).
Раздел IV. Система мероприятий подпрограммы
10. В подпрограмму включены мероприятия по следующим направлениям:
1) гарантированное обеспечение водными ресурсами устойчивого социально-экономического развития Челябинской области;
2) обеспечение защиты населения и объектов экономики от негативного воздействия вод, включающее выполнение мероприятий и строительство сооружений инженерной защиты противопаводкового назначения;
3) обеспечение безопасности ГТС, в том числе:
проведение работ по реконструкции ГТС;
проведение работ по капитальному ремонту ГТС;
4) информационное обеспечение принятия решений органами государственной власти Челябинской области в сфере использования и охраны водных объектов, включающее осуществление наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменением морфометрических особенностей водных объектов, в том числе участков водоохранных зон, подверженных наибольшему антропогенному воздействию.
Перечень мероприятий подпрограммы с указанием сроков реализации, источников и объема финансирования мероприятий подпрограммы представлен в приложении 1 к подпрограмме;
5) обеспечение санитарной охраны от загрязнения источников питьевого водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Раздел V. Ресурсное обеспечение подпрограммы
11. Финансирование мероприятий подпрограммы планируется за счет субсидий из федерального бюджета, средств областного и местных бюджетов.
Объемы и источники финансирования мероприятий подпрограммы по направлениям представлены в таблице 1.
Объемы и источники финансирования мероприятий подпрограммы
Таблица 1 | ||||||
N п/п | Название направления подпрограммы | Объемы финансирования, тыс. рублей | ||||
всего | в том числе по источникам | |||||
федеральный бюджет | областной бюджет | местный бюджет | ||||
Всего по подпрограмме | 276 440,47 | 199 998,03 | 61 712,93 | 14 729,51 | ||
1. | Гарантированное обеспечение водными ресурсами | 46 695,00 | 42 500,00 | - | 4 195,00 | |
2. | Обеспечение защиты населения и объектов экономики от негативного воздействия вод | 32 981,14 | 11 000,00 | 14 991,23 | 6 989,91 | |
3. | Обеспечение безопасности ГТС | 191 812,33 | 146 498,03 | 41 769,70 | 3 544,6 | |
4. | Информационное обеспечение принятия решений органами государственной власти Челябинской области в сфере использования и охраны водных объектов | 3 452,00 | - | 3 452,00 | - | |
5. | Обеспечение санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены | 1 500,00 | - | 1 500,00 | - |
12. Ежегодное выделение средств из федерального бюджета корректируется с учетом предусмотренных ассигнований для Челябинской области в ФЦП.
13. Ежегодное финансирование мероприятий подпрограммы из областного бюджета осуществляется в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы в законе Челябинской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период (далее именуется - Закон).
Предоставление субсидий из областного бюджета местным бюджетам осуществляется в пределах средств, предусмотренных в Законе, и доведенных лимитов бюджетных обязательств.
14. Распределение расходов на мероприятия подпрограммы в разрезе источников финансирования приведено в приложении 1 к подпрограмме.
Раздел VI. Организация управления и механизм выполнения мероприятий подпрограммы
15. Ответственным исполнителем подпрограммы является Министерство экологии Челябинской области.
16. Ответственный исполнитель подпрограммы: