В рамках данного направления будет организовано обучение русскому языку детей-инофонов, обучающихся в петербургских общеобразовательных учреждениях.
В целях определения потребности конкретных общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга в организации такого обучения будет организован сбор статистических данных о степени владения русским языком детей-инофонов, обучающихся в общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга (пункт 5.1 Плана). Комитет по образованию будет разрабатывать анкету для проведения исследования, администрации районов Санкт-Петербурга будут организовывать сбор данных подведомственными образовательными учреждениями. В целях регламентации данного процесса будет разработана соответствующая нормативно-правовая база и методические рекомендации по организации системы обучения детей-инофонов русскому языку как неродному на базе общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга (пункт 5.2 Плана). Комитет по образованию будет разработчиком нормативной базы, Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга обеспечит учет мирового опыта по данной проблематике при разработке петербургской системы и привлечет ученых, членов Экспертного совета по вопросам укрепления толерантности в Санкт-Петербурге, созданного распоряжением Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга от 19.12.2006 N 17, для научного сопровождения данного процесса. Данные мероприятия будут осуществляться в пределах текущего финансирования, выделенного указанным исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга.
В соответствии с нормативно установленными требованиями в конкретных общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга будет организована система обучения детей-инофонов русскому языку как неродному, в том числе в рамках системы дополнительного образования (пункт 5.3 Плана), будут выделены помещения, преподавательский состав, сформированы группы детей для обучения, разработаны программы обучения. Преподавание русского как неродного будет обеспечено специальными учебно-методическими комплексами (в том числе букварь, рабочая тетрадь, разговорник, игровой мультимедийный тренажер, сборник методических рекомендаций для педагогов и др.), адаптированными для детей-инофонов (пункт 5.5 Плана). Взаимодействие исполнителей будет построено аналогично пункту 5.2 Плана.
Будут организованы курсы повышения квалификации педагогов по проблемам языковой и социокультурной интеграции учащихся образовательными средствами для обучения их навыкам преподавания русского языка как неродного (пункт 5.7 Плана). Запланировано создание образовательного интернет-портала для учителей и преподавателей русского языка (пункт 5.9 Плана), содержащего информационные и методические материалы по преподаванию русского языка как неродного, а также средства информационно-коммуникативных технологий (презентации, медиаприложения, игровые обучающие тренажеры). В будущем данный портал может быть использован для дистанционного обучения учащихся полиэтнических школ русскому языку как неродному.
Для обеспечения потенциальных слушателей курсов повышения квалификации информацией о наличии курсов по обучению русскому языку как неродному будут разработаны (пункт 5.8 Плана) и распространены (пункт 5.10 Плана) по различным учреждениям Санкт-Петербурга специальные листовки.
Организация и проведение мониторинга эффективности мероприятий по социальной и культурной адаптации детей-инофонов в общеобразовательных учреждениях, а также в информационно-методических центрах районов Санкт-Петербурга поможет оценить правильность предпринимаемых усилий, сверить их с реакцией общества (пункт 5.11 Плана).
Будут организованы специальные мероприятия, ориентированные на включение в социальное и культурное пространство Санкт-Петербурга взрослых мигрантов, - курсы обучения русскому языку как неродному в каждом районе Санкт-Петербурга (пункт 5.13 Плана), курсы изучения истории и культуры Санкт-Петербурга (включая изучение топонимики, современной инфраструктуры и т.д.) при учреждениях культуры Санкт-Петербурга (пункт 5.14 Плана), семейные экскурсионные программы для мигрантов в целях посещения музеев, театров и иных учреждений культуры Санкт-Петербурга (пункт 5.15 Плана). Будет организовано информирование мигрантов о данных мероприятиях для обеспечения их участия.
При участии научного сообщества будет разработана стратегия социальной рекламы, способствующей противодействию проявлениям мигрантофобии, сегрегации инофонов в петербургском сообществе (пункт 5.16 Плана).
Ожидаемые результаты реализации мероприятий направления:
формирование новой образовательной среды, в которой учащиеся-инофоны становятся не пассивными наблюдателями чужой жизни, а активными и позитивными участниками познавательной деятельности, стремясь к интеграции в историческое и культурное пространство Санкт-Петербурга;
повышение роли национально-культурных объединений в процессе социокультурной адаптации мигрантов;
снижение социальной напряженности и повышение уровня этносоциальной комфортности всего населения Санкт-Петербурга.
6. Формирование в молодежной среде нетерпимого отношения к идеям ксенофобии, расизма и мигрантофобии
Представители молодого поколения, будучи идейно незрелыми, подвержены самым разным влияниям, в том числе агрессивного характера. Среди основных факторов, способствующих возникновению агрессивных настроений в молодежной среде, отметим расслоение современного общества по уровню материального достатка, чувство социальной несправедливости, безработицу и идеологический вакуум.
Основную задачу в противодействии молодежным экстремистским группам, осуществляющим противоправную деятельность, призваны решать правоохранительные органы. Органам государственной власти Санкт-Петербурга и структурам гражданского общества необходимо осуществлять профилактическую деятельность, не дожидаясь, когда эпизодические проявления молодежного радикализма приобретут характер экстремизма. Главной целевой группой, работа с которой позволит добиться наиболее значимых результатов в противодействии распространению идей ксенофобии, расизма и мигрантофобии в Санкт-Петербурге, является молодежь в возрасте от 14 до 18 лет. Работа с этой группой, а также тщательный мониторинг деятельности различных спортивных или иных центров становятся важнейшей сферой деятельности по превенции роста агрессивных настроений в молодежной среде. Мероприятия данного направления, а также всей Программы должны формировать у молодых петербуржцев позитивный интерес к представителям всех представленных в Санкт-Петербурге этносов и конфессий, уважение к их самобытности.
Задачи направления:
создание механизма мониторинга деятельности неформальных молодежных объединений в Санкт-Петербурге;
вовлечение таких объединений в городскую общественную, культурную и спортивную жизнь;
создание институциональной структуры противодействия молодежному экстремизму с привлечением к этой деятельности правоохранительных органов, институтов государственной власти, а также СМИ, структур гражданского общества;
формирование у представителей молодого поколения Санкт-Петербурга позитивного отношения к представителям всех этнических и конфессиональных групп, проживающих в Санкт-Петербурге.
Механизмы реализации направления.
Организация мониторинга деятельности неформальных молодежных объединений, включающего в себя: межведомственный сбор информации о численности и составе таких объединений; социологический анализ полученных сведений, выработка рекомендаций. Принятие мер правоохранительными органами на основе полученной в ходе исследования информации (пункт 6.1 Плана).
Организация и проведение серии семинаров, круглых столов, тренингов и иных образовательных проектов, что включает в себя: разработку образовательных программ по обучению стажеров; выпуск практических рекомендаций, разъяснений и советов. Процесс обучения включает в себя: чтение лекций, проведение практических занятий, тренингов с целью овладения навыками формирования толерантности, принципами и методами предотвращения конфликтов на межнациональной почве. Целевые группы - молодежь и преподаватели (пункты 6.2, 6.3, 6.4 и 6.5 Плана).
Организация и проведение молодежных образовательных игр "Границы толерантности", направленных на повышение уровня знаний детей и молодежи в области межкультурного общения. Реализуется в форме образовательных игр и олимпиад, а также конкурсов (пункт 6.6 Плана).
Организация работы на базе одного из учреждений культуры молодежной театральной студии, выпускающей постановки на наиболее злободневные темы в сфере межкультурных взаимоотношений и проблем, возникающих в ходе этих отношений. Содействие в поиске помещения под организацию театра оказывается Комитетом по культуре. Целевые группы - подростки и молодежь (пункт 6.7 Плана).
Создание и тиражирование образовательного мультсериала для школьников младшего и среднего возраста, популяризирующего идеи добрососедства, взаимопонимания и взаимоуважения. В создании мультсериала будут принимать участие детские психологи, чтобы наиболее адекватно для детского восприятия передать вышеуказанные идеи (пункт 6.8 Плана).
Проведение конкурса любительских видеосюжетов среди студентов на тему противодействия проявлениям этнической и религиозной интолерантности в обществе. Сюжеты создаются непрофессионалами и направляются организаторам конкурса (Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями) для последующего отбора. Победителям конкурса вручаются памятные призы (пункт 6.9 Плана).
Разработка постеров антирасистского содержания, что включает в себя: разработку оригинал-макета, экспертное обсуждение предложенного варианта, апробацию на фокус-группах, распространение в подростково-молодежных клубах Санкт-Петербурга (пункт 6.10 Плана).
Производство спортивной атрибутики и объектов рекламы с антирасистским содержанием для их использования во время общегородских состязаний по различным видам спорта. Производство включает в себя: разработку оригинал-макета и цветную печать (пункт 6.12 Плана).
Ожидаемые результаты реализации мероприятий направления:
воспитание у молодежи позитивных ценностей и установок на уважение, понимание и принятие сконцентрированного в Санкт-Петербурге многообразия культур;
формирование благоприятных условий для взаимодействия личности, социальной группы и общества в сфере молодежной культуры, образования, досуга, спорта;
создание возможностей для привития у молодых граждан Российской Федерации, выбравших Санкт-Петербург местом постоянного проживания, ценностных установок на изучение истории Санкт-Петербурга, усвоение лучших достижений петербургской культуры, их интеграция в городское сообщество Санкт-Петербурга.
В рамках пункта 6.11-1 Комитетом по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге будет организован молодежный фестиваль для старшеклассников, нацеленный на укрепление взаимопонимания и продвижения ценностей толерантности в Санкт-Петербурге. Администрации районов Санкт-Петербурга обеспечат проведение районного (отборочного) тура фестиваля.
7. Организационное, научно-методическое обеспечение, мониторинг хода реализации Программы
Эффективность Программы зависит от создания необходимых условий по ее организационному обеспечению и научно-экспертному сопровождению. Их основные формы: комплексный анализ проводимых мероприятий, оценка степени их влияния на общественное сознание, выявление возникающих трудностей, разработка рекомендаций по их преодолению, выработка предложений по обеспечению устойчивости полученных результатов.
Комплексные исследования экспертов, посвященные изучению состояния межнациональных отношений и миграционной ситуации в Санкт-Петербурге, позволят оценить результативность отдельных направлений Программы, спрогнозировать развитие ситуации, оперативно уточнить стоящие перед ней задачи, улучшить способы их решения, оптимизировать расходование бюджетных средств.
Специфика Санкт-Петербурга как глобального мегаполиса открывает возможности глубокого изучения опыта, которым обладают регионы и города мира; особого внимания к доказавшим свою результативность формам приобщения иностранцев-мигрантов к городской инфраструктуре и к его культурной жизни; к инновационным методикам профилактики национальной и религиозной нетерпимости в молодежной среде; тщательного анализа достижений городов-партнеров Санкт-Петербурга в деле реализации программ социальной и культурной адаптации мигрантов, программ межкультурного взаимодействия в образовательных учреждениях. Межрегиональное и международное сотрудничество способствует изучению и творческому использованию опыта, накопленного в сфере развития толерантности.
Задачи направления:
координация деятельности научно-исследовательских центров и организаций Санкт-Петербурга, работающих над решением проблемы формирования толерантной среды;
активное привлечение экспертов к деятельности по оценке мероприятий Программы, и их воздействие на повышение эффективности профилактики ксенофобии и формирования толерантности;
систематизация, оценка и анализ информации, выявление причин, влияющих на развитие межнациональных и межконфессиональных отношений в Санкт-Петербурге, с учетом мирового и российского опыта в данной области;
обеспечение органов власти, общественных организаций, СМИ данными о тенденциях в изменении толерантного сознания, развитии толерантных отношений в целях прогнозирования развития ситуации в Санкт-Петербурге.
Механизмы реализации направления.
Комитет по образованию организует и проведет циклы семинаров, посвященных проблематике межнациональных отношений в современном обществе, а также вопросам миграционной политики. Организация семинара включает в себя разработку образовательного курса, составление методических рекомендаций, чтение лекций и ведение практических занятий для разных категорий специалистов (пункт 7.2-1 Плана).
Выпуск справочно-информационных изданий о состоянии межнациональных отношений в Санкт-Петербурге. Разработка содержания изданий, корректировка, дизайнерское оформление, цветная печать (пункт 7.3 Плана). В рамках пункта 7.3-1 Плана Комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге осуществит подготовку и выпуск справочно-информационных изданий по вопросам полиэтничности и состояния межнациональных отношений в Санкт-Петербурге, информационных материалов по профилактике ксенофобии и мигрантофобии, пропаганде этнокультурной толерантности в молодежной среде.
Комплекс социологических исследований о природе межнациональных отношений, некоторых аспектах миграционных процессов, а также о влиянии отдельных национальных лидеров на процессы межкультурного общения. Данная деятельность осуществляется во взаимодействии с экспертным сообществом (социологи, психологи, политологи), при непосредственном сборе информации социологическими службами, определенными конкурсными процедурами (пункты 7.4 - 7.6 Плана). Подготовка аналитических отчетов на основе социологических и этнопсихологических исследований (пункт 7.4-1 Плана), проведение исследований по репрезентативности национальных общественных объединений Санкт-Петербурга (пункт 7.5-1 Плана), а также проведение мониторинга хода реализации и выполнения мероприятий Программы (пункт 7.6-1 Плана) будет осуществляться Комитетом по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге.
Организация процесса обмена опытом регулирования межнациональных отношений в крупных городах, приобретение инновационных знаний и навыков. Выработка и распространение практических рекомендаций на основе полученного опыта (пункт 7.7 Плана). В соответствии с пунктом 7.7-1 Плана проведение мероприятий по изучению и обмену опытом регулирования межэтнических, межконфессиональных отношений и миграционных процессов в субъектах Российской Федерации и регионах мира, а также освоение позитивного опыта регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов, методик языковой и социокультурной адаптации и интеграции мигрантов осуществляется Комитетом по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге.
Обмен полученными в ходе исследования данными между исполнителями Программы в целях совершенствования практической деятельности исполнителей (пункт 7.8 Плана). Указанные в пункте 7.8 Плана исполнители организуют проведение исследований (мониторингов, опросов и т.п.) в рамках Программы. Результаты данных исследований направляются координатору Программы для ознакомления с ними заинтересованных исполнителей Программы, а также для размещения их на официальном сайте Программы при необходимости. В рамках пункта 7.8-1 Плана подготовка и распространение аналитических материалов для исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, участвующих в реализации Программы, осуществляется Комитетом по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге, Комитетом по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями, Комитетом по науке и высшей школе, Комитетом по образованию и Администрацией Губернатора Санкт-Петербурга. Комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге обеспечит функционирование Консультативного совета по вопросам реализации государственной национальной политики в Санкт-Петербурге при Правительстве Санкт-Петербурга (пункт 7.9-1 Плана).
В рамках пункта 7.12 Комитетом по информатизации и связи будет создана специальная программа, в которой будет аккумулирована и визуализирована информация о состоянии этнодемографических процессов в Санкт-Петербурге, которая будет использована координатором Программы для мониторинга состояния межэтнических отношений в Санкт-Петербурге.