Основным условием успешной реализации Программы является эффективное межинституциональное сотрудничество всех вовлеченных в ее реализацию сторон, а также ориентация всех мероприятий Программы на достижение конкретных и верифицируемых результатов.
Реализация мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга. Размещение заказов, связанных с исполнением Программы, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Получателем бюджетных средств в соответствии с конкретным пунктом Плана мероприятий по реализации Программы, установленным в разделе 8 Программы (далее - План), является первый из группы исполнителей по пункту.
Направлениями реализации мероприятий Программы являются:
1. Воспитание культуры толерантности через систему образования
Настоящее направление реализации мероприятий Программы нацелено на последовательное внедрение всего спектра методов обучения культуре межэтнического общения, на распространение инновационных образовательных технологий, способствующих укреплению единства петербургского сообщества.
Приоритетное внимание уделяется вопросам повышения уровня подготовки учащихся в области межкультурной коммуникации. Особое место в рамках работы по данному направлению занимает профилактическая и пропагандистская работа в молодежной среде, ориентированная на формирование компетентных в вопросах межкультурных отношений личностей, открытых к восприятию других, конструктивно относящихся к складывающемуся в Санкт-Петербурге многообразию культурных, религиозных, языковых традиций, способных предупреждать конфликты, возникающие на почве этнокультурных различий, или разрешать их ненасильственными средствами.
Другой важной деятельностью по реализации данного направления должна стать разработка системы мер, направленных на решение проблем адаптации иностранных студентов к новой социальной, культурной, бытовой и, наконец, образовательной среде. Включение иностранного студента в новую для него систему общественных отношений означает не только его постепенную интеграцию, но и в значительной степени формирование осознанной причастности к настоящему и будущему Санкт-Петербурга.
Задачи направления:
совершенствование стратегии формирования культуры толерантности образовательными средствами, знаменующей переход от пропаганды толерантности к созданию индивидуальной ответственной модели повышения уровня межкультурной компетентности;
внедрение инновационных технологий в области межкультурной компетентности в систему образования;
совершенствование целостной системы научно-образовательного сопровождения Программы, направленной на развитие культуры гражданственности и толерантности в Санкт-Петербурге;
формирование устойчивого механизма языковой, социально-культурной и бытовой адаптации иностранных студентов к новым для них условиям жизни, усиление интеграционных мер для данной общественной группы.
Механизмы реализации направления.
В рамках реализации направления будут приобретены и распространены среди учащихся старших классов общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга блокноты-ежедневники с информацией по вопросам межэтнических отношений и толерантности. Ежедневник, наряду с прямым назначением, рассчитан на ненавязчивое информирование молодых людей о проблемах интолерантности, соблюдения принципов равенства и прав человека.
В рамках реализации мероприятия пункта 1.1 Плана Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга будет осуществлять закупку тиража блокнотов-ежедневников, Комитет по образованию будет координировать распространение блокнотов-ежедневников в общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга и организовывать мониторинг эффективности реализации данного мероприятия. В рамках реализации мероприятия пункта 1.1-1 Плана Комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге будет осуществлять закупку тиража блокнотов-ежедневников, Комитет по образованию будет координировать распространение блокнотов-ежедневников в общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга и организовывать мониторинг эффективности реализации данного мероприятия.
В целях популяризации этого мероприятия и его квалифицированного внедрения в жизнь старшеклассников общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга в научно-методических центрах повышения квалификации педагогов, существующих в каждом районе Санкт-Петербурга, будут организованы практические занятия для педагогов (пункт 1.2 Плана). Комитет по образованию будет методически курировать данную работу (организует создание общей программы проведения семинаров, ознакомит с данной программой общеобразовательные учреждения Санкт-Петербурга).
Будет организовано проведение практической работы с учащимися общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга, направленной на расширение знаний и представлений о многонациональности Российской Федерации и Санкт-Петербурга: дополнительные (внеклассные) занятия по изучению культурного наследия народов России, истории и культуры Санкт-Петербурга (пункт 1.3 Плана), конференции, творческие конкурсы, игровые мероприятия (пункты 1.8 и 1.9 Плана).
Будет продолжена признанная успешной работа по закупке и распространению комплекта учебно-методических материалов "Этнокалендарь Санкт-Петербурга" (пункт 1.6 Плана). Педагогами востребован данный проект для внеклассной работы, связанной с продвижением идей толерантности. Взаимодействие исполнителей будет построено аналогично пункту 1.1 Плана. Дополнительно будут организованы практические семинары для педагогов для более эффективной организации работы с комплектами (пункт 1.7 Плана). Закупка и распространение комплекта "Этнокалендарь Санкт-Петербурга" будет осуществляться Комитетом по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге в рамках реализации мероприятия пункта 1.6-1 Плана.
В рамках реализации пункта 1.4 Плана будет осуществлена разработка инновационной программы повышения квалификации педагогов общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга с миграционным компонентом с учетом позитивного международного опыта в этой сфере (пункт 1.4 Плана), а также будут проведены семинары для педагогов с презентацией международных проектов, направленных на формирование толерантности в школьной среде, по итогам их анализа разработаны соответствующие образовательные проекты, адаптированные к условиям Санкт-Петербурга, организована работа экспертной группы по оценке проектов, подготовлены и распространены общие рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга.
Будут организованы курсы повышения квалификации для преподавателей образовательных учреждений Санкт-Петербурга среднего специального, высшего и дополнительного образования по вопросам формирования установок толерантного сознания и социокультурной адаптации мигрантов (пункт 1.11-1 Плана). К этой работе будут привлечены квалифицированные специалисты, подготовлена учебно-методическая литература.
Для популяризации идей толерантности в сознании детей и молодежи будут созданы, напечатаны и распространены в государственных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга информационные материалы (стикеры, буклеты, листовки и плакаты), направленные на воспитание культуры толерантности, взаимоуважения и взаимопонимания, ориентированные на разные возрастные группы детей и молодежи (пункт 1.5 Плана). В рамках реализации мероприятия пункта 1.5-1 Плана Комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге будет организовывать их разработку и печать, а Комитет по образованию и Комитет по науке и высшей школе будут централизованно распространять данные информационные материалы в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга.
В целях отслеживания реакции аудитории на реализуемые в общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга проекты в области толерантности (учебные, информационные и пр.) будет организован социологический мониторинг по вопросам мультикультурного образования, эффективности внедрения учебно-методических рекомендаций и материалов, распространения сувенирной и информационной продукции в общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга (пункт 1.10 Плана). Для проведения мониторинга будет разработана анкета, организован сбор статистических данных и анализ информации социологами. Комитет по образованию будет организовывать работу социологов, администрации районов Санкт-Петербурга обеспечат участие общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга в мониторинге.
Также будут проведены познавательные и обучающие мероприятия для студентов (пункты 1.12 - 1.17 Плана). В рамках реализации мероприятия пункта 1.14-1 Плана Комитет по науке и высшей школе организует проведение студенческого фестиваля, целью которого является приобщение студенческой молодежи к традициям и культуре Санкт-Петербурга, укрепление культуры толерантности и взаимоуважения в многонациональном студенческом сообществе.
В рамках реализации мероприятий пункта 1.18 Плана Комитет по образованию разработает программы теоретико-практических курсов, семинаров в целях повышения квалификации педагогов по вопросам развития межкультурного диалога и укрепления единства в петербургском сообществе, эффективности педагогического воздействия в процессе языковой и социокультурной интеграции школьников Санкт-Петербурга образовательными средствами и организует обучение. Администрации районов Санкт-Петербурга организуют выявление заинтересованных в повышении квалификации по указанной тематике педагогов образовательных учреждений, комплектование образовательных групп и их направление на обучение.
Ожидаемые результаты реализации мероприятий направления:
создание в образовательном пространстве Санкт-Петербурга инновационных подходов к формированию устойчивого межкультурного диалога и воспитанию культуры мира и толерантности;
распространение культуры интернационализма, согласия, идей межэтнической толерантности в среде учащихся образовательных учреждений Санкт-Петербурга;
формирование действенных механизмов влияния системы образования всех уровней на процессы формирования общероссийской гражданской идентичности у школьников Санкт-Петербурга и укрепления межкультурной толерантности в молодежной студенческой среде;
облегчение процесса адаптации и интеграции иностранных студентов к условиям петербургской жизни.
2. Межконфессиональное взаимодействие и толерантность в Санкт-Петербурге
Деятельность по развитию благожелательного восприятия у представителей различных групп населения Санкт-Петербурга конфессионального разнообразия приносит положительные результаты. Новым стратегическим приоритетом должно стать перенесение в более широкий контекст городской жизни опыта диалога и сотрудничества различных конфессий как проявления толерантности, цивилизованного ведения межконфессионального диалога.
Историческая память представленных в Санкт-Петербурге этнических и конфессиональных групп основывается на убеждении в том, что человеческая жизнь и свобода являются высшими ценностями. В условиях увеличивающегося этнического и религиозного многообразия следует сохранять правовые средства и механизмы, которые обеспечат мирное сосуществование представителей разных этнических групп и конфессий Санкт-Петербурга и не допустят проявлений религиозной нетерпимости.
На протяжении столетий все ведущие мировые конфессии, представленные в Санкт-Петербурге, вырабатывали свои собственные подходы к тому, как взаимодействовать с представителями иных религиозных воззрений или с лицами с нейтральным отношением к религии. Посредством прямого диалога общественных объединений граждан, представителей власти с представителями всех конфессий необходимо создать условия для реализации комплекса мероприятий, способных эффективно представить петербуржцам общие для всех конфессиональных сообществ воззрения, создающие фундамент межконфессионального мира и сотрудничества.
Задачи направления:
взаимодействие с религиозными организациями Санкт-Петербурга в части, касающейся просвещения жителей Санкт-Петербурга по вопросам межконфессиональной толерантности;
пропаганда ценности сохранения межконфессионального сотрудничества для формирования образа Санкт-Петербурга как крупнейшего поликонфессионального центра;
привлечение духовного, этического и морального потенциала представленных в Санкт-Петербурге конфессиональных групп для укрепления толерантной городской среды, создания благоприятных условий для взаимного диалога культур и конфессий.
Механизмы реализации направления.
Издание учебных пособий и наглядных материалов, популяризирующих идеи диалога религий и признание равенства их прав. Доработка, переиздание и распространение учебных пособий для сотрудников правоохранительных органов, содержащих рекомендации и разъяснения к их служебной деятельности. Выпуск и распространение религиозного календаря, объединяющего праздники и памятные даты различных конфессий (пункты 2.2 и 2.4 Плана).
Проведение мониторинга, исследования (психологического, социологического) состояния межконфессиональных отношений, влияния религиозности на социальные процессы. Получение данных, анализ и выработка рекомендаций (пункт 2.3 Плана).
Организация информационной поддержки, обеспечение доступности информации религиозного характера для жителей Санкт-Петербурга. Разработка и выпуск в эфире радиостанций информационных программ о религиозном Санкт-Петербурге (пункт 2.5 Плана).
Организация и проведение конгрессно-выставочных мероприятий (семинары, форумы, выставки, конференции), направленных на изучение опыта межконфессиональных отношений в Санкт-Петербурге; на выработку подходов к противодействию идеям ксенофобии, мигрантофобии и шовинизма в молодежной среде, на представление потенциала толерантности церкви и ее учения. Знакомство жителей Санкт-Петербурга с его религиозной жизнью (пункты 2.6 и 2.7 Плана). Комитет по образованию организует информирование образовательных учреждений Санкт-Петербурга о проведении указанных конгрессно-выставочных мероприятий в целях организации знакомства с ними учащихся.
Ожидаемые результаты реализации мероприятий направления:
просвещение жителей Санкт-Петербурга, в первую очередь молодого поколения петербуржцев, в области потенциала воспитания толерантности представленных в Санкт-Петербурге конфессий;
воспитание уважительного отношения и интереса к религиям, ознакомление с историческими, этическими и моральными нормами, на которых они основаны и развиваются;
создание условий для эффективного противодействия нарастанию идей религиозной нетерпимости и ксенофобии;
сохранение межконфессионального сотрудничества, содействие диалогу религиозных объединений с институтами гражданского общества и исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга.
3. Содействие межкультурному взаимодействию в петербургском сообществе
Воспитание толерантности является частью процесса социализации личности, стремящейся самостоятельно ориентироваться в мире, где представлены различные культурные ценности. В современной социально-политической ситуации в Санкт-Петербурге такими ценностями являются: толерантные отношения между различными группами горожан, а также отличительные признаки петербургской культуры.
Культурное взаимодействие в контексте развития толерантной городской среды следует понимать как создание отдельным группам населения условий для приобщения к ценностям петербургской полифоничной культуры. Актуальной является задача сокращения культурной дистанции между сформировавшимся населением Санкт-Петербурга, признающим ценности петербургского образа жизни, и отдельными этносоциальными группами, недостаточно интегрированными в сферу петербургской культуры.