- выход из строя устройств повышения давления;
- заклинивание двигателя из-за отказа в работе системы смазки;
- выход из строя подшипника большой и малой головок шатуна;
- выход из строя привода распределительного вала;
- выход из строя поршневых колец, вызывающий чрезмерный прорыв горючих газов в картер двигателя;
- выход из строя прокладки головки цилиндров, приводящий к попаданию воды в цилиндр или/и отработавших газов в контур водяного охлаждения;
- превышение частоты вращения вследствие выхода из строя регулятора частоты вращения двигателя.
А.1.4 Катастрофические отказы
К катастрофическим отказам относят:
- поломку коленчатого вала;
- взрыв картера.
А.2 Источники воспламенения
А.2.1 Нагретые поверхности
К нагретым поверхностям, доступным для взрывоопасных смесей газа и воздуха, относят:
- внутренние поверхности цилиндров сгорания, доступные только для всасываемого воздуха;
- поверхности, в частности выпускных клапанов, температура которых при нормальном режиме эксплуатации может быть выше температуры воспламенения горючих газов;
- наружные поверхности системы выпуска отработавших газов, доступные для окружающего воздуха. Должна быть установлена температура в режиме полной нагрузки при ожидаемых и редких неисправностях;
- наружные поверхности турбонагнетателя, доступные для окружающего воздуха. Должна быть установлена температура в режиме полной нагрузки при ожидаемых и редких неисправностях;
- наружные поверхности вспомогательного оборудования, закрепленного на двигателе, например насосов или компрессоров. Должна быть установлена температура в режиме полной нагрузки при ожидаемых и редких неисправностях.
А.2.2 Пламя и горячие газы
К данным источникам воспламенения относят:
a) выброс горячих отработавших газов.
При выбросе горячих отработавших газов должна быть определена температура в режиме полной нагрузки при ожидаемых и редких неисправностях;
b) выброс пламени из выпускного трубопровода.
Пламя способно воспламенять любую взрывоопасную смесь. Это должно быть учтено при ожидаемых и редких неисправностях.
А.2.3 Искры
Искры, способные воспламенить взрывоопасные смеси, могут вылетать из выпускного трубопровода в результате ожидаемых и редких неисправностей. Это должно быть учтено, принимая во внимание характеристики соответствующих взрывоопасных смесей.
Искры, образованные механическим путем, могут возникать при ударах или попадании посторонних предметов на неподвижные части двигателя или при засасывании таких предметов вентилятором. Это должно быть учтено при ожидаемых и редких неисправностях.
А.2.4 Электрооборудование и статическое электричество
При выявлении опасностей воспламенения в результате применения электрического оборудования и опасных зарядов статического электричества следует обеспечить требования, установленные в 5.12 и 5.13.
А.2.5 Статическое электричество
А.2.5 Адиабатическое сжатие
Адиабатическое сжатие может наблюдаться в вспомогательном оборудовании (в турбонагнетателях и компрессорах с приводом от двигателя).
Это должно быть учтено, принимая во внимание характеристики соответствующих взрывоопасных смесей.
Приложение В
(справочное)
Испытания двигателя для определения необходимости применения пламегасителя отработавших газов
В.1 Оборудование
При испытании двигателя для определения необходимости применения пламегасителя отработавших газов применяют:
а) двигатели для испытаний, выбранные из используемого ряда с учетом, например:
- числа тактов в рабочем цикле (двухтактный, четырехтактный);
- метода всасывания воздуха (без наддува, с нагнетанием);
- мощности.
в) входные клапаны для подачи испытательных газовых смесей подгрупп IIА, IIВ и IIС (см. таблицу 6).
В.2 Испытания
В.2.1 Испытание двигателя
При испытании двигателя следует:
a) изменить частоту вращения двигателя от 0% до 100%;
b) изменить нагрузку двигателя от 0% до 100%;
c) подать на вход двигателя газы с концентрацией со значениями от нижнего до верхнего концентрационного предела воспламенения;