5.3.1.3 Коллектор
Входной коллектор вентиляторов смешанного потока и центробежных вентиляторов должен быть прочным и изготовлен с допуском ±1,5 мм в диаметре.
5.3.1.4 Крыльчатка и рабочее колесо
Крыльчатки должны быть спроектированы и изготовлены так, чтобы минимизировать вероятность возникновения очага нарастания горючей пыли.
5.3.1.5 Зазор
Для двухступенчатых вентиляторов и осевых вентиляторов, имеющих электродвигатель, помещенный в корпус, с присоединенной крыльчаткой, радиальный зазор должен быть установлен в инструкции по эксплуатации.
Для двухступенчатых вентиляторов и осевых вентиляторов наименьший осевой зазор должен быть равен 1,5 мм между крыльчаткой и корпусом. Если используют материалы с большей воспламеняющей способностью, то зазор между вращающейся и неподвижной частями должен составлять не менее 1/250 диаметра корпуса, но не более 5 мм. Входной коллектор может быть полностью изготовлен из материалов низкой воспламеняющей способности (см. таблицу 1).
Таблица 1 - Состав материалов
Материал, применяемый для треков трения | Материал, применяемый для крыльчаток | |||
EN АВ 43000![]() | EN АВ 44200![]() | Cu Zn 39![]() | Легированная сталь марки X 5 CrNi 18 9 | |
EN АВ 43000![]() | (1) | (1) | (1) | (3) |
EN АВ 44200![]() | (1) | (1) | (3) | (3) |
Си Zn 39![]() | (1) | (1) | (3) | (2) |
Легированная сталь марки X 5 CrNi 18 9 | (3) | (3) | (3) | (3) |
Сталь Ст 37 | (3) | (3) | (3) | (3) |
Низкая воспламеняющая способность для:(1) Состав материалов с низкой воспламеняющей способностью: радиальный зазор должен быть не менее 1 мм или 1/1000 диаметра крыльчатки (что больше).(2) Состав материалов с низкой воспламеняющей способностью: радиальный зазор должен быть не менее 1,5 мм.Для обоих случаев трековое кольцо должно быть толщиной не менее 3 мм.(3) Состав материалов с высокой способностью воспламенения: радиальный зазор должен быть не менее 1/250 диаметра крыльчатки, но не более 5 мм. | ||||
![]() ![]() |
5.3.1.6 Балансировка
Крыльчатка должна быть сбалансирована установкой соответствующих грузов. Перед балансировкой крыльчатка должна быть чистой и без коррозии и окалины.
После соединения крыльчатки с ротором двигателя вращающиеся части вентилятора в сборе должны иметь качество балансировки лучше, чем G 6.3 согласно ISO 1940-1 [7].
5.3.1.7 Перегрев электродвигателя вентилятора
При плотности воздуха 1,4 кг/м
мощность, необходимая для работы вентилятора в точке кривой вентиляторной характеристики с предельно крутой установкой лопастей крыльчатки, не должна превышать соответствующего значения мощности электродвигателя, указанной на табличке маркировки.

5.3.1.8 Материалы
С целью минимизации вероятности воспламенения от искрения между крыльчаткой и корпусом вентилятора все вентиляторные корпуса следует снабжать статическими кольцами из материала с низкой воспламеняющей способностью в соответствии с таблицей 1 в потенциально трущихся точках. Зазор между крыльчаткой и фиксированными частями корпуса или входного коллектора не может быть меньше указанного в таблице 1.
5.3.2 Прочие вентиляторы
Вентиляторы, обычно применяемые на машинах для охлаждения или удаления пыли, должны отвечать следующим требованиям:
- степень защиты от внешних воздействий (попадания твердых частиц) на входе вентилятора должна быть не менее IP2X в соответствии с ГОСТ 14254;
- степень защиты от внешних воздействий на выходе вентилятора должна быть не менее IP1X в соответствии с ГОСТ 14254;
- при нормальной работе, принимая во внимание допуски при проектировании, зазор между вращающимися лопастями и любой неподвижной частью (например, корпусом, экраном обтекателя, ограждением) должен быть не менее 1/1000 максимального диаметра вентилятора. Этот зазор не может превышать 5 мм и может быть уменьшен до 1 мм, если взаимодействующие части изготовлены так, чтобы обеспечивать точность размеров и устойчивость. Зазор в любом случае не может быть менее 1 мм;
- если для изготовления частей вентилятора используется пластик, то тепловая стойкость пластических материалов должна превышать максимальную температуру, при которой эксплуатируются эти материалы, по меньшей мере на 20 К.
5.4 Дизельные двигатели
Дизельные двигатели, применяемые в потенциально взрывоопасной среде шахт, следует относить к двигателям внутреннего сгорания группы I и они должны соответствовать требованиям ГОСТ 31440.2. Применяют также следующие требования.
Во избежание "разноса" и/или перегрева двигателя, обусловленных попаданием рудничного газа во впускную систему двигателя или его поломкой, его следует оборудовать системами управления и контроля. Эти системы должны гарантировать поддержание температуры любой наружной поверхности ниже предельно допустимой температуры (см. 4.1) и обеспечивать автоматическую остановку двигателя в случае превышения допустимой температуры, определенной в инструкции по эксплуатации.
Допускается, если это подтверждается оценкой вероятности воспламенения, перевод двигателя в режим холостого хода (вместо остановки) в случае чрезмерных температуры хладагента и температуры выхлопных газов.
Примечание - Обычно это достигается путем контроля температуры охлаждающей жидкости, выхлопных газов и смазочных масел. Если все три параметра контролируют, то безопасность уровня В1 в соответствии с EN 954-1 [8] должна обеспечивать достаточный уровень надежности.
5.5 Воздушные компрессоры
Привод компрессора должен быть автоматически отключен, если температура поверхности любой наружной части превысит максимально допустимую (обычно 150 °С на каждой ступени повышения давления). В случае использования многоступенчатого компрессора температуру следует измерять на каждой ступени повышения давления у воздуховыпуска.
Примечание - Все части компрессора, подверженные воздействию остатков масла или других осадков, могут являться причиной воспламенения. Периодическое техобслуживание следует проводить в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
В случае использования в компрессоре впрыска (инжекции) масла температура воздуха должна быть не более 100 °С на каждой ступени повышения давления.
5.6 Оборудование для бурения и компоненты
Когда оборудование для бурения и компоненты применяют в условиях существования вероятности воспламенения между инструментом для бурения и материалами, подвергающимися бурению, изготовитель должен гарантировать, что оборудование не будет способно создавать искры и горячие поверхности. Для достижения этого:
- все буры, части бурового оборудования и силовые трансмиссии молотов и турбобуров должны непосредственно входить в зацепление и приводиться в движение средствами иными, чем трение (сцепление), и, следовательно, не должны быть источником, представляющим опасность воспламенения от температуры поверхности;
- все бурящие части бурового оборудования мощностью свыше 3 кВт должны быть оснащены системой промывки буровым раствором, водой или воздухом как для охлаждения бурящих частей, так и для удаления бурового шлама из скважины, если оценка опасности воспламенения в соответствии с ГОСТ 31441.1 показывает наличие опасности;
- твердость и предельный износ бурящего инструмента должны соответствовать типу применяемого оборудования и должны быть приведены в инструкции по эксплуатации.
5.7 Торможение
В случае использования на машинах тормозов они должны соответствовать требованиям ГОСТ 31441.5.
5.8 Тяговые батареи, стартерные батареи и батареи, используемые на транспортных средствах для освещения
Тяговые батареи, стартерные батареи и батареи, используемые на транспортных средствах для освещения, должны быть оснащены устройством (например, выключателем), которое автоматически отключает цепь оборудования от батареи, если:
a) происходит внешнее короткое замыкание или тепловая перегрузка;
b) предпринимается попытка демонтажа батареи прежде размыкания контактов в случае жесткого соединения (штепсельная вилка и розетка) между батареей и механизмом.
Примечание - При решении использовать батареи на технических устройствах, предназначенных для применения в потенциально взрывоопасной среде, изготовитель и потребитель должны иметь в виду, что ни внутренние части элементов батарей, ни их клеммы не могут быть обесточены в случае появления взрывоопасной среды. Тяговые батареи, стартерные батареи и батареи, используемые на транспортных средствах для освещения, обычно являются высокоэнергетическим оборудованием уровня взрывозащиты Mb с видом взрывозащиты "е" согласно ГОСТ 31610.7. Ввиду особенностей конструкции батареи не могут быть обесточены в случае появления снаружи взрывоопасной среды.
Выключатель должен быть расположен непосредственно на корпусе батареи в целях обесточивания отходящего кабеля.
Все кабели должны быть защищены от механических повреждений в целях предотвращения короткого замыкания. Это также касается незащищенных стартерных цепей двигателя транспортного средства.
Если батареи применяют как стартерные или для питания других цепей, должно быть предусмотрено следующее:
a) батареи должны быть расположены и закреплены так, чтобы предотвратить их перемещение или механическое повреждение, которое может обусловить короткое замыкание клемм (например, через металлический корпус). Корпуса батарей должны быть вентилируемыми для выпуска электролитических газов и огнестойкими;
b) клеммы батарей должны быть защищены от случайного прикосновения посредством изоляции или экранов.
5.9 Оптические волокна, используемые в оборудовании, и электромагнитное излучение от его компонентов
В случае использования оптических волокон в оборудовании выходная мощность излучения любого передающего устройства должна соответствовать требованиям ГОСТ 31442.