В целях создания безопасных условий для отдыха населения на водных объектах города Москвы, снижения травматизма и гибели людей на воде Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить Основные направления обеспечения безопасности людей на водных объектах города Москвы (приложение).
2. Москомархитектуре в 2009-2010 гг. выступить государственным заказчиком на разработку:
2.1. Отраслевой схемы развития и размещения зон отдыха в водоохранных зонах водных объектов города Москвы и представить ее на рассмотрение Правительства Москвы в установленном порядке.
2.2. Типового проекта поисково-спасательной станции и утвердить его в установленном порядке.
3. Финансирование работ (пп. 2.1, 2.2) осуществляется за счет и в пределах средств бюджета города Москвы, выделяемых Москомархитектуре на проектно-планировочные работы на соответствующий год.
4. Утратил силу.
5. Просить Главное управление МЧС России по г. Москве совместно с Управлением Роспотребнадзора по городу Москве по информации, представляемой Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, осуществлять контроль за разработкой эксплуатирующими организациями необходимого пакета документов на объекты (п. 4) для получения санитарно-эпидемиологического заключения в части соответствия санитарным нормам и правилам.
6. Просить Главное управление внутренних дел по городу Москве обеспечить охрану общественного порядка и общественной безопасности, а также пресечение несанкционированной торговли в период купального сезона в местах массового отдыха граждан на воде.
7. Департаменту потребительского рынка и услуг города Москвы совместно с префектурами административных округов города Москвы усилить контроль за недопущением розничной продажи алкогольной продукции на объектах мелкорозничной сети, в том числе в отдельно стоящих летних кафе, в зонах отдыха в период с 1 апреля по 31 октября.
8. Управлению координации деятельности по обеспечению безопасности города Москвы при разработке концепции Городской целевой программы профилактики правонарушений, борьбы с преступностью и обеспечения безопасности граждан на 2011-2015 гг. учесть положения Основных направлений обеспечения безопасности людей на водных объектах города Москвы.
9. Департаменту образования города Москвы совместно с Департаментом физической культуры и спорта города Москвы:
9.1. До 1 сентября 2009 г. внести в Правительство Москвы предложения по организации обучения учащихся общеобразовательных учреждений города Москвы плаванию, а также правилам безопасного поведения на водных объектах и способам оказания первой помощи пострадавшим.
9.2. В III квартале 2009 г. организовать выпуск учебного пособия "Как научиться плавать".
10. Главному управлению МЧС России по г. Москве совместно с Департаментом транспорта и связи города Москвы и Главным управлением внутренних дел по городу Москве во втором полугодии 2009 г. внести в Правительство Москвы предложения по использованию современных технических средств (наземных, водных, воздушных), предназначенных для мониторинга состояния водных объектов города Москвы в летний период, а также обеспечения безопасности людей.
11. Пресс-службе Мэра и Правительства Москвы, Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы по представлению Главного управления МЧС России по г. Москве оказать содействие в размещении в средствах массовой информации, в том числе на телевизионных каналах "ТВЦ" и "Столица", сюжетов и информационных материалов по обеспечению безопасности людей на водных объектах и обучению способам спасения пострадавших.
12. Комитету рекламы, информации и оформления города Москвы в установленном порядке вносить на рассмотрение Межведомственной комиссии Правительства Москвы по вопросам распространения рекламы заявку организаторов мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах города Москвы.
13. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы оказать содействие Главному управлению МЧС России по г. Москве в информировании населения о мерах безопасности и охраны жизни людей на воде.
14. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первых заместителей Мэра Москвы в Правительстве Москвы Бирюкова П.П. и Ресина В.И.
Мэр Москвы | Ю.М. Лужков |
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 25 августа 2009 г. N 836-ПП
Основные направления обеспечения безопасности людей на водных объектах города Москвы
1. Современное состояние обеспечения безопасности людей на водных объектах города Москвы
Москва является крупным мегаполисом, "портом пяти морей", имеющим большое количество водных объектов с инфраструктурой отдыха.
Водную систему города Москвы образуют: Москва-река, канал им. Москвы, Химкинское водохранилище, 140 малых рек и ручьев, 438 озер и прудов. Длина реки Москвы в черте города составляет 75 км, а длина ее береговой линии, включая островные и полуостровные участки - 185 км. Протяженность малых рек и ручьев - 266 км.
Водные объекты традиционно являются наиболее привлекательным местом отдыха москвичей и гостей города Москвы. "Шаговая доступность" водоемов и слабый контроль органов исполнительной власти города Москвы и водопользователей за прибрежной полосой, используемой для отдыха и занятий спортом, создают предпосылки для несчастных случаев, травм, экологических нарушений.
В настоящее время Правилами охраны жизни людей на водных объектах города Москвы, утвержденными постановлением Правительства Москвы от 5 августа 2008 г. N 702-ПП, установлен порядок организации охраны жизни людей на водных объектах города Москвы и перечень задействованных для этого органов исполнительной власти города Москвы и организаций: префектуры административных округов города Москвы, Главное управление МЧС России по г. Москве, Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы, территориальный орган Государственной инспекции по маломерным судам в составе Главного управления МЧС России МЧС России по г. Москве, Московская городская поисково-спасательная служба (МГПСС), Управление Роспотребнадзора по городу Москве, ГУВД по г. Москве, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Региональное управление Росприроднадзора, Региональная общественная организация профилактики и спасения на водах (РООПСВОД), Московская городская народная дружина, Всероссийский студенческий корпус спасателей.
Каждой из вышеперечисленных организаций определены задачи, благодаря чему удалось организовать их эффективную работу, скоординировать усилия и действия для создания комфортных и безопасных условий для отдыха москвичей и гостей города Москвы.
Ежегодно Правительство Москвы принимает постановления о мерах по обеспечению безопасности населения города Москвы в местах массового отдыха в период зимнего сезона и об организации летнего отдыха и обеспечении безопасности населения на водных объектах города Москвы, которые определяют систему конкретных мер по организации отдыха москвичей, распределяют функции и задачи между органами исполнительной власти города Москвы, организациями, водопользователями, балансодержателями зон отдыха.
Такой подход позволяет быстро реагировать на выявленные недостатки, оперативно принимать необходимые меры по их устранению.
Благодаря комплексу мероприятий, проводимых Правительством Москвы и Главным управлением МЧС России по г. Москве, с 2001 по 2008 гг. в Москве снизилось количество случаев гибели людей на воде с 482 до 122 случаев, т.е. почти в 4 раза.
Важный вклад в снижение рисков на водных объектах внесли мероприятия по реализации Городской целевой программы "Создание спасательно-оздоровительных комплексов на воде до 2010 года", утвержденной постановлением Правительства Москвы от 24 августа 1999 г. N 780 (далее - Программа).
Первое основное направление Программы - это увеличение возможностей спасательной службы на воде на основе оснащения МГПСС современными техническими средствами спасения, капитального ремонта существующих и строительства новых поисково-спасательных станций (ПСС) и повышения уровня профессиональной подготовки спасателей. В период с 2000 по 2008 гг. приобретено: 91 единица современных катеров, 17 единиц катеров на воздушной подушке, 199 единиц воздушно-дыхательных аппаратов, 35 устройств спасения с ледяной полыньи, 501 комплект различных видов гидрокостюмов, 425 единиц различных средств связи. В результате этого степень обеспеченности подразделений службы основным спасательным оборудованием увеличилась с 20%-30% до 80%-90%, что позволяет ей в настоящее время решать задачи по предупреждению несчастных случаев, поиску и спасению людей.
Второе основное направление Программы - создание комфортных и безопасных условий для полноценного отдыха москвичей на водоемах.
Реализацию этого направления Программы планировалось проводить на основе спасательно-оздоровительных комплексов (СОК), включающих: спасательную станцию, пляж, лодочную станцию, учебный центр, оздоровительный центр, культурный центр, центр проката и торговли, технический центр, центр общественной безопасности.
Объединение в состав общей структуры этих компонентов за счет компактного размещения объектов должно обеспечить требуемый уровень безопасности населения, проведение его обучения (в первую очередь детей) правилам поведения на воде и оказанию неотложной медицинской помощи, организовывать массовые культурно-спортивные мероприятия, предоставлять населению разнообразные услуги, включая прокат лодок, гидроциклов, другого спортивного инвентаря, оборудования для рыбной ловли.
По заказу Главного управления МЧС России по г. Москве ГУП "НИиПИ Генплана Москвы" была разработана Схема размещения спасательно-оздоровительных комплексов на территории г. Москвы, одобренная постановлением Правительства Москвы от 15 января 2002г. N 24-ПП.
Схемой предусматривалось развитие инфраструктуры отдыха на воде на основе создания 36 спасательно-оздоровительных комплексов на наиболее посещаемых населением водоемах.
В процессе реализации этого направления возникли трудности, обусловленные жесткими ограничениями на строительство капитальных объектов на особо охраняемых природных территориях (ООПТ). В результате ни один СОК не создан.
В связи с произошедшими изменениями природоохранного и градостроительного законодательства на сегодняшний день основным направлением деятельности в области обеспечения безопасности людей на водных объектах города Москвы является строительство новых и реконструкция существующих поисково-спасательных станций, обеспечивающих предупреждение происшествий на воде, а также поиск и спасение пострадавших (таблица).
За период с 1999 по 2009 гг. были построены новые современные спасательные станции: "Строгино" (июль 2003 г.), "Левобережная" (декабрь 2006 г.), проведен капитальный ремонт станций: "Центральная" (2003 г.), "Кожухово" (2004 г.), "Фили" (2005 г.), "Ленинские горы" (2006 г., частично, 30%), "Рублево" (2006 г.). Произведен текущий ремонт станций: "Серебряный Бор" (2001 г.), "Татарово" (2002 г.), "Кузьминки" (2002 г.), "Озеро Бездонное" (2004 г.).
В 2009 году должны быть введены в строй новые спасательные станции "Косино", "Текстильщики", "Мещерская", продолжается проектирование 6 ПСС: "Терлецкая", "Кузьминки", "Кировская", "Татарово", "Карамышево" и "Кунцево".
Таблица
Схема размещения поисково-спасательных станций на территории города Москвы
N п/п | Административный округ | Поисково-спасательная станция |
1. | Центральный | Крымский мост |
2. | Пансионат (Московская область) | |
3. | Северный | Академическая |
4. | Левобережная | |
5. | Центральная | |
6. | Шереметьево* | |
7. | Северо-Западный | Карамышево |
8. | Кировская | |
9. | Озеро Бездонное | |
10. | Серебряный Бор | |
11. | Строгино | |
12. | Татарово | |
13. | Митино* | |
14. | Щукино* | |
15. | Северо-Восточный | Долгопрудный* |
16. | Джамгаровский* | |
17. | Путяевский* | |
18. | Восточный | Косино |
19. | Терлецкая | |
20. | Юго-Восточный | Кузьминки |
21. | Кожухово | |
22. | Текстильщики | |
23. | Курьяново* | |
24. | Марьино* | |
25. | Южный | Царицыно |
26. | Борисовская | |
27. | Юго-Западный | Битца* |
28. | Бутово* | |
29. | Тропарево* | |
30. | Западный | Кунцево |
31. | Ленинские горы | |
32. | Мещерская | |
33. | Рублево (Московская область) | |
34. | Фили | |
35. | Сити* | |
36. | Зеленоградский | Зеленоград* |
* - вновь создаваемые поисково-спасательные станции