Примечание: схема размещения поисково-спасательных станций на территории города Москвы подлежит уточнению согласно постановлению Правительства Москвы от 22 января 2008 г. N 57-ПП "Об упорядочении работ по строительству и развитию объектов инфраструктуры рек и водоемов".
Анализ обстановки на водных объектах города Москвы показывает, что наметилась опасная тенденция по снижению уровня обеспечения безопасности населения на водоемах. Это обусловлено тем, что водопользователи не уделяют должного внимания профилактическим мероприятиям по предупреждению случаев гибели и травматизма людей, а балансодержатели зон отдыха - созданию спасательных постов или спасательных станций, осуществляющих работу по предупреждению несчастных случаев на водоемах.
В последние годы круглогодичное использование водных объектов и прибрежных зон для массового отдыха становится все интенсивнее. С ростом населения города Москвы и числа приезжих количество посетителей водоемов продолжает возрастать, и соответственно увеличивается количество несчастных случаев. В такой обстановке система традиционных спасательных и профилактических мер уже не может эффективно противостоять объективно существующим и прогнозируемым рискам жизни людей (приложение).
Наряду с традиционным пляжным, получили развитие новые виды отдыха на воде (дайвинг, виндсерфинг, вейкборд, аквабайк и другие), увеличивается число гидроциклов, моторных лодок, катеров, буеров в частном пользовании москвичей, которые могут создавать предпосылки для несчастных случаев.
Популярными видами массового отдыха у воды становятся: праздник реки Москвы, фестивали яхт, Московская международная регата на кубок столицы, теплоходные прогулки выпускников школ, соревнования: по рыбной ловле, яхтсменов, гидроциклистов; заплывы "моржей", крещенские купания. Кроме того, река Москва, Химкинское водохранилище открыты для судоходства и хождения кораблей, развивается водное такси, что является дополнительным фактором риска.
За последние десять лет количество зон отдыха с купанием не увеличилось. В 2008 году пляжи на территории города могли вместить, согласно нормативам, только 39,5 тыс. человек (постановление Правительства Москвы от 6 августа 2002 г. N 623-ПП "Об утверждении Норм и правил проектирования комплексного благоустройства на территории города Москвы МГСН 1.02-02"). Обстановка дополнительно усложнилась тем, что в 2008 году 21% пляжей не был принят в эксплуатацию.
Дефицит зон отдыха, в первую очередь с купанием, провоцирует людей использовать для плавания места, не предназначенные для этих целей,где не обеспечивается требуемый уровень безопасности досуга.
Многолетний опыт использования водных объектов показывает, что существующее количество оборудованных пляжей для города с населением в 10,5 млн. человек (это число не учитывает приезжих, не охваченных официальной статистикой, в том числе нелегальных иммигрантов; с учетом транзитного потока и туристов ежедневно в Москве находится около 20 млн. человек) недостаточно.
При жаркой погоде с температурой воздуха и выше в течение 2-3 дней происходит лавинообразный приток населения города Москвы к водоемам, особенно расположенным в "шаговой доступности", т.е. ближайшим к месту проживания. Согласно ежегодно разрабатываемым планам мероприятий по обеспечению безопасности на водных объектах административных округов города Москвы реагирование на такую обстановку осуществляется оперативно и организованно, но применяемых для этого сил и средств недостаточно, так как обстановка практически перерастает в чрезвычайную и требует скоординированных действий организаций, отвечающих за безопасность населения на всех водных объектах.
Для дальнейшего повышения уровня безопасности населения требуется поиск новых путей проведения профилактики несчастных случаев, спасения людей на всех водоемах города Москвы на основе передовых методов управления, обучения, воспитания.
Необходимо организовать эту работу таким образом, чтобы в процессе обеспечения безопасности людей на водных объектах не только формировалась совокупность определенных знаний и умений, но и, чтобы данный процесс являлся приоритетной целью и внутренней потребностью человека. Этого можно достигнуть путем развития нового мировоззрения, системы идеалов и ценностей, норм и традиций безопасного поведения на водных объектах, то есть формирования целой культуры безопасности жизнедеятельности.
2. Основные направления обеспечения безопасности людей на водных объектах города Москвы
К жизненно важным интересам города, согласно постановлению Правительства Москвы от 26 июня 2007 г. N 513-ПП "О стратегии развития города Москвы на период до 2025 года", относятся личная безопасность жителей города Москвы, создание и поддержание здорового образа жизни и качества жизни на уровне благополучных крупных городов развитых стран.
Проблема обеспечения безопасности людей на водных объектах города Москвы является многоаспектной, что обусловлено наличием в ней совокупности взаимосвязанных социальных, экономических, культурных, экологических составляющих.
По данным Мосгорстата в 2008 году утонуло 192 москвича, из них 95 чел. (49%) - в естественных водоемах, 24 чел. (13%) - в ваннах, 6 чел. (3%) - в бассейнах, 67 чел. (35%) - по неизвестным причинам (криминал, суицид, обострение хронических болезней, утопление в других регионах и странах).
Анализ отечественного и международного опыта обеспечения безопасности людей на водных объектах показывает, что вышеназванную проблему необходимо решать по следующим основным направлениям: расширение сети мест отдыха населения, предлагающих широкий спектр разнообразных услуг для всех категорий отдыхающих на основе создания многофункциональных зон отдыха населения на водных объектах, развитие группировки сил и средств обеспечения безопасности людей на водных объектах, создание системы профилактики несчастных случаев на водных объектах с применением современных информационно-коммуникационных технологий, развитие системы подготовки населения по вопросам обеспечения безопасности людей на водных объектах.
2.1. Создание многофункциональных зон отдыха населения на водных объектах города Москвы
Многолетний опыт эксплуатации зон отдыха и охраны жизни людей на водных объектах показывает, что задачу создания комфортных и безопасных условий для досуга на водоемах целесообразно решать по двум взаимосвязанным направлениям: построение современной инфраструктуры отдыха (после определения мест размещения зон отдыха) и проведение организационно-технической работы по недопущению купания людей в запрещенных местах.
Комфортные условия для отдыха населения целесообразно создавать путем оперативного развертывания мест отдыха в зависимости от времени года, погоды, обстановки проводимых мероприятий (праздники, соревнования, массовые гуляния и др.), в том числе на основе легковозводимых нестационарных объектов, некапитальных стационарных объектов. Состав объектов и их количество зависят от конкретных задач при обязательном соблюдении градостроительного и природоохранного законодательства (Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", законы города Москвы от 25 июня 2008 г. N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" и от 26 сентября 2001 г. N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве").
Отечественный и международный опыт эксплуатации таких объектов заслуживает внимания. Это каток на Красной площади, детский каток на Тверской площади, пляж на реке Сене в Париже.
Современные многофункциональные зоны отдыха должны создаваться на основе интеграции материальных, технических и организационных ресурсов имеющихся и создаваемых мест отдыха в прибрежных рекреационных зонах в рамках единой инфраструктуры объекта, состоящей из следующих элементов: центра обеспечения безопасности на водных объектах, поста охраны общественного порядка, медицинского пункта, центра обучения безопасному поведению в экстремальных условиях, а также элементов организации отдыха населения, проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий.
Состав конкретных элементов зоны отдыха, их количество и размер должны определяться с учетом инфраструктуры прилегающих территорий, а также перспективных планов их развития.
В настоящее время Правительством Москвы созданы условия для развития многофункциональных зон отдыха населения. Принят ряд постановлений, направленных на рациональное использование ландшафтно-рекреационного потенциала водных объектов, благоустройство набережных реки Москвы, развитие туристско-рекреационной инфраструктуры. Всего до 2011 года планируется произвести реконструкцию 87 водоемов, к началу 2009 года уже восстановлено и реабилитировано более 50 водоемов.
Важным направлением в обеспечении безопасности людей на водных объектах является принятие мер по недопущению купания в запрещенных местах.
На основе анализа многолетних статистических данных удалось выявить наиболее неблагоприятные места отдыха. При этом количество опасных прудов и озер (27) составляет всего 6% от их общего числа (438), а протяженность 8 опасных участков на Москве-реке (около 1 км) составляет менее 1% береговой линии в черте города. Реализация рациональных профилактических мер на этих территориях обеспечит существенное сокращение количества случаев гибели людей на воде. Концентрация усилий в неблагоприятных местах позволит взять их под контроль, а там, где позволяет обстановка, создать благоустроенные зоны отдыха с купанием, в других случаях навести установленный порядок и не допустить несанкционированного купания людей.
С принятием Закона города Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" создана нормативная правовая база по пресечению правонарушений.
Создание современных зон отдыха и увеличение их количества позволят развернуть сеть мест отдыха у воды, проводить в режиме "шаговой доступности" спортивные, культурно-массовые мероприятия с различными категориями населения, включая занятия по оказанию первой неотложной медицинской помощи, спасению и самоспасению людей, снизить количество несчастных случаев и экологических нарушений.
2.2 Развитие группировки сил и средств обеспечения безопасности людей на водных объектах
Группировка сил и средств обеспечения безопасности людей на водных объектах должна развиваться в направлении увеличения ее возможностей по оперативному реагированию на происшествия и на повышение качества профилактических работ. На нее возлагаются задачи ежедневной работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций, несчастных случаев на воде, поиска и спасения погибающих, участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Группировка сил и средств системы безопасности людей на водных объектах должна включать:
а) силы и средства наблюдения и контроля;
б) силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций, поиска и спасения на водных объектах.
Основная цель развития группировки сил и средств, наблюдения и контроля - оперативное получение данных об обстановке на водных объектах города Москвы (температура воды, толщина льда, загрязненность, включая радиационную и химическую, и другие виды информации), контроль мер по обеспечению безопасности (количество отдыхающих, количество сил спасения, милиции, Скорой помощи).
При этом должны осуществляться:
- регулярные наблюдения за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями состояния водных ресурсов, а также за режимом их использования;
- сбор, обработка и хранение сведений, полученных в результате наблюдений с применением компьютерных баз данных;
- оценка и прогнозирование изменений состояния водных объектов, количественных и качественных показателей.
Для оперативного решения указанных задач должны быть созданы:
- контрольные посты по предупреждению чрезвычайных ситуаций, которые будут оперативно реагировать на угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями, радиационными, химическими, бактериологическими заражениями, передающие данные в Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) Главного управления МЧС России по г. Москве;
- контрольные посты, обеспечивающие безопасность плавания на маломерных судах на водных объектах, предоставляющие услуги населению по аттестации судоводителей, освидетельствованию маломерных судов и их регистрации; осуществляющие экологический контроль за утечкой нефтепродуктов, сбрасыванием за борт сточных, балластных вод, мусорных отходов, превышением допустимого предела выхлопов и др., докладывающие в Центр государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) Главного управления МЧС России по г. Москве;
- санитарно-контрольные посты Управления Роспотребнадзора по городу Москве, осуществляющие санитарно-эпидемиологический надзор за состоянием зон отдыха (пригодность пляжей, поверхностных вод для купания, надзор за работой медицинских пунктов, организаций общественного питания и торговли), обеспечивающие контроль за Северным, Западным и Южным водными входами в Москву (проверка уровня радиационного загрязнения плавсредств и перевозимого груза, возможной транспортировки особо опасных категорий грузов (взрывчатых, наркотических, ядовитых и др.), идентичности заявленной номенклатуры опасных грузов фактически перевозимым; герметичности перевозимых опасных грузов в части наличия испарения, протечек и просыпания грузов, проверка на возможность сброса загрязнений в водоем и др.).
Основными направлениями развития группировки сил и средств обеспечения безопасности людей на водных объектах являются:
1) Оснащение специальной техникой, оборудованием, снаряжением, средствами спасения и профилактики до требуемого уровня:
- существующих поисково-спасательных формирований;
- подвижных спасательных постов;
- контрольных постов Центра ГИМС Главного управления МЧС России по г. Москве;
- контрольных постов по предупреждению ЧС ЦУКС Главного управления МЧС России по г. Москве;
- общественных поисково-спасательных формирований и резервистов;
- сотрудников ГИМС Главного управления МЧС России по г. Москве и ГУВД по г. Москве для совместных рейдов;
- проведение испытаний и отбор современного спасательного оборудования, техники, снаряжения, инструментов, материалов.