СТО 221 НОСТРОЙ 2.25.41-2012 Автомобильные дороги Устройство цементобетонных покрытий автомобильных дорог стр. 5

8.1.1.6. Установка арматуры и штырей в швах сжатия.
Арматура должна быть выправлена, очищена от грязи, масел, ржавчины и окалины. Арматуру следует устанавливать после окончательной отделки, планировки и уплотнения основания или выравнивающего слоя.
Стержни краевой арматуры, если они предусмотрены проектом, необходимо укладывать на бетонные или пластмассовые подкладки или подставки из гладкой арматурной стали класса А-I по ГОСТ 5781 диаметром от 10 до 12 мм.
8.1.1.7. Установка арматурных каркасов и сеток.
Каркасы изготавливаются на отдельно выделенной площадке и доставляются к месту монтажа бортовым автомобилем. Разгрузка каркасов вдоль ряда бетонирования осуществляется автомобильным краном.
После раскладки каркасов или сеток осуществляется их монтаж в соответствии с проектом на основание с уложенной и закрепленной прокладкой из полиэтиленовой пленки.
Верхняя и нижняя арматура каркаса не должна смещаться в процессе бетонирования друг относительно друга ни в поперечном, ни в продольном направлении. Арматурные сетки устанавливают и закрепляют в проектное положение в со-
ответствии с принятой в проекте высотой.

8.2. Укладка цементобетонной смеси

8.2.1. Комплект машин со скользящими формами и операции по приготовлению, транспортированию и укладке бетонной смеси должны быть выбраны и увязаны межу собой таким образом, чтобы бетонная смесь непрерывно укладывалась в течение всего времени сохранения ее удобоукладываемости.
8.2.2. Перед началом работы комплект следует выставить в исходное положение относительно продольной оси полосы бетонирования.
8.2.3. В течении 30 минут к месту укладки необходимо доставить не менее 15 м3 бетонной смеси. Разгрузку бетонной смеси следует начинать, когда к месту укладки будет доставлено не менее 15 м3 бетонной смеси.
8.2.4. Между заводом по изготовлению бетонной смеси и производителем работ необходимо наладить постоянную связь для оперативной корректировки свойств бетонной смеси.
8.2.5. Предварительное распределение бетонной смеси производится распределителем.
При строительстве покрытия шириной 7,5 м машинами со скользящими формами предварительное распределение бетонной смеси в случае применения распределителя следует осуществлять на ширину от 7,3 до 7,35 м.
8.2.6. Бетонную смесь распределяют с учетом припуска на уплотнение. При строительстве покрытия машинами со скользящими формами на распределителе или бетоноукладчике в начале смены или перерывах в работе более 30 минут рекомендуется делать припуск от 7 до 8 см, если проектная толщина покрытия составляет от 22 до 24 см. Указанный припуск необходимо выдержать на участке длиной от 10 до 15 м, после чего его следует уменьшить до 3 или 5 см.
8.2.7. Бетонную смесь следует распределять равномерно по всей ширине покрытия без пропусков. Технологический разрыв между распределителем смеси и бетоноукладчиком составляет от 10 до 30 м.
Примечание – Расстояние устанавливается с учетом погодных условий и технологических свойств бетонной смеси.
8.2.8. Уплотнение бетонной смеси и отделку поверхности покрытия при устройстве его в скользящих формах следует осуществлять бетоноукладчиком на гусеничном ходу, входящим в комплект машин.
8.2.9 Рабочие органы машин комплекта следует регулировать, руководствуясь инструкцией по эксплуатации, с учетом того, что при настройке бетоноукладчика на работу в автоматическом режиме скорость перемещения гидроцилиндров подъема и опускания главной рамы должна находиться в пределах от 0,2 до 0,25 м/мин, на распределителе бетонной смеси в пределах 0,3 м/мин, на гидроцилиндрах рулевого управления в пределах от 0,3 до 0,4 м/мин у гусеничных машин и от 0,5 до 0,6 м/мин – у колесных.
8.2.10. При предварительной настройке рабочих органов бетоноукладчика необходимо:
  • отрегулировать трамбующий брус по высоте, чтобы нижний край бруса находился на 6 мм выше нижнего края профильной плиты;
  • отрегулировать траверсу (трубу) крепления глубинных вибраторов, при этом расстояние от кронштейна до шнека должно быть не менее 2,5 см;
  • установить на расстоянии от 15 до 20 см от боковых скользящих форм по одному вибратору с каждого края так, чтобы расстояние от нижней точки вибратора до поверхности основания составляло 2/3 толщины бетонного покрытия, а при устройстве армированного цементобетонного покрытия расстояние от вибратора до арматурной сетки составило 7 см;
  • установить на траверсе остальные вибраторы с расстоянием между ними от 50 до 60 см, предварительно натянув между крайними вибраторами шнур для установки всех вибраторов на одну высоту;
  • отрегулировать наклон скользящей опалубки (бокового щита) таким образом, чтобы величина отклонения его от вертикали составляла от 12 до 14 мм;
  • отрегулировать краевые части профильной плиты, обеспечив припуск на кромку от 10 до 13 мм;
  • отрегулировать выглаживающую плиту из нержавеющей стали таким образом, чтобы зазор между задней кромкой формующей плиты и передней кромкой выглаживающей плиты составлял 3 мм;
  • отрегулировать скорость отработки гидроцилиндров подъема-опускания рамы рабочих органов в зависимости от скорости движения бетоноукладчика, которая должна быть в пределах от 0,25 до 0,3 м/мин.
8.2.11. Высота основных боковых форм (скользящей опалубки) и опалубки кромкообразователя должна быть приблизительно на 5 мм меньше толщины слоя укладываемого бетона.
Расстояние между боковыми формами (опалубки) кромкообразователя должно быть от 2 до 4 см меньше проектной ширины покрытия. Край кромкообразующего узла должен быть приподнят от 1 до 3 см выше поверхности покрытия.
8.2.12. Окончательную настройку рабочих органов бетоноукладчика следует производить при пробном бетонировании, используя бетонную смесь рабочего состава. В процессе укладки бетонной смеси следует тщательно контролировать геометрические параметры, ровность поверхности и качество кромки свежеотформованного бетонного покрытия и в случае необходимости дополнительно регулировать рабочие органы бетоноукладчика.
Бетоноукладчик должен перемещаться непрерывно и с постоянной скоростью.
8.2.13. Скорость движения бетоноукладчика должна быть увязана с подвижностью бетонной смеси и соответствовать данным таблицы 4. Т а б л и ц а 4
Скорость движения бетоноукладчика, м/мин
Подвижность (осадка конуса),
см
≤ 2
1 – 3
2 – 2,5
2 – 4
2,5 – 3
3 – 5
8.2.14. В процессе бетонирования глубинные вибраторы бетоноукладчика должны быть полностью погружены в смесь. Характерным признаком нормального протекания процесса уплотнения служит интенсивное «кипение» бетонной смеси, сопровождающееся выделением пузырьков воздуха.
8.2.15. Эффективный радиус действия вибраторов, установленных на бетоноукладчике со скользящими формами, при уплотнении бетонных смесей составляет от 25 до 30 см. Глубинные вибраторы необходимо закреплять на траверсе с интервалом от 40 до 50 см в положении, близком к горизонтальному, причем крайние вибраторы следует устанавливать на расстоянии от 15 до 20 см от боковой скользящей формы. При армировании продольного шва глубинный вибратор в зоне погружения штырей должен быть установлен перпендикулярно оси дороги.
8.2.16. При устройстве односкатных бетонных покрытий и виражей со стороны превышения необходимо создать дополнительный припуск бетонной смеси путем регулировки рабочих органов распределителя и бетоноукладчика в соответствии с пунктом 8.2.9.
8.2.17. При устройстве бетонного покрытия, армированного сварной сеткой из стержней периодического профиля диаметром более 8 мм, устанавливаемой на подставках, глубинные вибраторы в процессе уплотнения бетонной смеси должны быть подняты выше арматуры на высоту от 5 до 7 см так, чтобы вибраторы постоянно находились в бетонной смеси.
8.2.18. При устройстве бетонных покрытий, армированных сварной сеткой с рабочей арматурой диаметром до 8 мм, ее разрешается устанавливать в проектное положение в процессе бетонирования вибропогружателем, который монтируют на бетоноукладчике.
8.2.19. Выгрузка бетонной смеси при устройстве цементобетонного покрытия осуществляется непосредственно перед распределителем на уложенную прокладку из полиэтиленовой пленки.
8.2.20. В случае устройства железобетонного или армобетонного покрытия подача смеси в устраиваемый ряд осуществляется по транспортерной ленте через бункер распределителя.
8.2.21. Выгрузка бетонной смеси в бункер распределителя должна осуществляться следующим образом:
  • распределитель прекращает свое движение (останавливается);
  • автосамосвал задним ходом подается к бункеру распределителя;
  • приводится в движение транспортерная лента приемного бункера;
  • смесь из кузова автомобиля-самосвала равномерным потоком выгружается в бункер;
  • смесь из бункера подается транспортерной лентой на основание перед распределителем бетонной смеси.
8.2.22. После того, как распределитель распределит бетонную смесь на первых 10 м или 15 м, необходимо опустить его рабочие органы так, чтобы припуск бетонной смеси составил от 3 до 5 см, обеспечивающий постоянный вал смеси перед бетоноукладчиком.
8.2.23. В процессе бетонирования перед бетоноукладчиком постоянно должен быть вал бетонной смеси, глубинные вибраторы должны быть погружены в бетонную смесь.
8.2.24. Режимы работы рабочих органов бетоноукладчика в процессе укладки должны быть следующими:
количество оборотов валов глубинных вибраторов в зависимости от подвижности бетонной смеси – от 7000 до 8000 оборотов в минуту.
8.2.25. Если в проекте предусмотрены штыревые соединения в швах сжатия, установка их в проектное положение производится методом вибропогружения в бетонную смесь штырей с помощью дополнительного оборудования установленного на бетоноотделочной машине.
8.2.26. После прохождения бетоноукладчика на поверхности свежеуложенного покрытия не должно быть дефектов в виде раковин и неровностей, устранение которых осуществляется вручную.
Чистовую отделку свежеуложенного бетонного покрытия следует осуществлять с помощью инвентарных гладилок.
8.2.27. Для удаления излишков влаги с поверхности свежеуложенного покрытия необходимо использовать многослойное «джутовое» полотно или мешковину, закрепленные на специальном передвижном мостике или непосредственно на бетоноукладчик.
Необходимо промывать «джутовое» полотно или мешковину по мере накопления влаги и цементного раствора на них.
8.2.28. Шероховатость на поверхность свежеуложенного бетона наносится штатной металлической или капроновой щеткой поперечными проходами. Глубина бороздок искусственной шероховатости должна составлять от 0,5 до 1,5 мм, в соответствии с пунктом 12.22 СНиП 3.06.03.
8.2.29. При возможных остановках запрещается выключать двигатели бетоноукладчика.
При возобновлении движения бетоноукладчика после длительной остановки возможно появление дефектов поверхности покрытия, которые только после проработки глубинным вибратором с передвижного мостика отделываются ручными гладилками.
В случае оплывания вертикальных граней бетонируемых маячных полос следует предусмотреть применение облегченной приставной инвентарной опалубки (см. рисунок 4).