СТО 221 НОСТРОЙ 2.25.41-2012 Автомобильные дороги Устройство цементобетонных покрытий автомобильных дорог стр. 6

8.2.30. Для защиты свежеуложенного цементобетонного покрытия от атмосферных осадков и солнечной радиации при температуре воздуха более
плюс 25 °С необходимо устанавливать в процессе укладки специальные средства защиты (передвижные тенты), общая длина которых должна составлять не менее 100 погонных метров.
8.2.31. При снижении температуры воздуха ниже плюс 25 °С и прекращении атмосферных осадков специальные средства защиты (передвижные тенты) снимают.

8.3. Уход за свежеуложенным бетоном

8.3.1. Уход за свежеуложенным бетоном, нанесение шероховатости и пленкообразующего материала производится машиной комплекта, которая должна быть установлена по оси обрабатываемой полосы (ряда) и двигаться по копирным струнам, в автоматическом режиме.
8.3.2. Уход за свежеуложенным бетоном должен производиться сразу после появления матовой поверхности (исчезновения с покрытия влаги).
8.3.3. Для ухода следует применять пленкообразующий материал на основе водной дисперсии, который должен наноситься на поверхность в два слоя с нормой расхода от 200 до 250 г/м2 для каждого слоя. Второй слой должен наноситься после формирования пленки первого слоя (в пределах от 30 до 60 минут).
Пленкообразующий материал должен наноситься равномерно без пропусков по всей поверхности, включая боковые грани плиты.
8.3.4. Высота установки траверсы с форсунками для распределения пленкообразующего материала должна быть от 50 до 60 см.
8.3.5. Скорость движения распределителя пленкообразующего материала должна обеспечивать заданную норму расхода.

8.4. Устройство швов в цементобетонном покрытии

8.4.1. Устройство рабочих швов.
8.4.1.1. В конце каждой захватки устраивается поперечный рабочий шов. Рабочие швы должны образовывать одну прямую линию перпендикулярную
продольной оси и совпадать со швом расширения или сжатия цементобетонного покрытия.
8.4.1.2. По окончании строительства покрытия или при вынужденных длительных перерывах в укладке бетона устраивают рабочие швы, которые обеспечивают сопряжение смежных участков покрытия (см. рисунок 3).
Рабочий шов устраивают с помощью приставной металлической опалубки или опалубки в виде угольника-шаблона из досок (см. рисунок 4).
а – штырь-анкер
Рисунок 3 – Конструкция рабочего шва
8.4.1.3. При устройстве рабочего шва следует выполнять технологические операции в такой последовательности:
  • у места шва удалить бетонную смесь, установить опалубку, обеспечивая совпадение верхней грани вертикальной полки с поверхностью покрытия, закрепить опалубку способом, не допускающим ее смещения и зависящим от типа основания, которые забивают в основание вплотную к горизонтальной полке на расстоянии от 100 до 150 см по длине;
  • пространство между опалубкой и укладываемой ранее смесью заполнить бетонной смесью с некоторым избытком и разровнять ее;
1полка опалубки;
2 подкос;
3отверстия для установки штырей;
4 доска-сегмент.
Рисунок 4 – Конструкция угольника-шаблона
  • глубинным вибратором уплотнить смесь и забить в бетон стальные штырианкеры диаметром 20 мм и длиной 50 см из арматуры периодического профиля по ГОСТ 5781 или длиной 70 см из гладкой арматуры по ГОСТ 5781 (см. рисунок 3);
  • отделать поверхность покрытия и произвести уход за бетоном аналогично пункту 8.3.
8.4.1.4. Строительство покрытия от рабочего шва (см. рисунок 5) следует продолжать в следующей последовательности:
убрать опалубку и обмазать бетон с торца плиты пленкообразующим материалом, который применяют для ухода за бетоном
от рабочего шва не менее 15 или 20 секунд, а далее уплотнять бетоноотделочной машиной;
  • произвести отделку поверхности покрытия.
1 – участок примыкания бетонируемого ряда покрытия к существующему покрытию;
2– копирная струна;
3– конструкция рабочего шва (по типу шва коробления);
4 – боковая опалубка – доски упора;
5 –конечный участок покрытия с затвердевшим бетоном.
Рисунок 5 – Вид конечного участка покрытия с затвердевшим бетоном перед началом бетонирования следующей захватки
8.4.2. Устройство деформационных швов в затвердевшем бетоне.
8.4.2.1. Пазы деформационных швов следует нарезать нарезчиком с применением алмазных дисков при достижении бетоном прочности при сжатии в пределах от 8 до 10 МПа.
Поперечные швы должны быть нарезаны перпендикулярно продольной оси покрытия. Продольный шов должен представлять непрерывную линию, расположенную по середине покрытия.
Время начала нарезки швов в пределах до 24 часов от начала бетонирования следует определять на основании лабораторных данных о твердении бетона или уточнять путем пробной нарезки. При нарезке не должно быть выкрашивания кромок швов более 3 мм.
8.4.2.2. Швы сжатия необходимо нарезать подряд (последовательно по полосе бетонирования).
8.4.2.3. При суточных перепадах температуры воздуха менее 12 °С пазы для поперечных швов сжатия в покрытии, устраиваемом в первой половине дня, следует нарезать в те же сутки.
Пазы для поперечных швов сжатия в покрытии, устраиваемом во второй половине дня, следует нарезать преимущественно в день укладки бетона. Если прочность бетона в день укладки не достигает требуемой величины, то швы, в целях исключения выкрашивания кромок, следует нарезать на следующие сутки, как правило, не ранее 9 часов утра и не позднее 24 часов.
При невозможности нарезать все швы подряд из-за недопустимого выкрашивания кромок, следует устраивать контрольные швы сжатия через две плиты по двухстадийному способу: нарезка узкого паза одним алмазным диском, когда прочность бетона при сжатии достигла от 5 до 7 МПа, последующая нарезка верхней части паза до проектных размеров при прочности бетона от 8 до 10 МПа.
8.4.2.4. При суточном перепаде температуры воздуха более 12 °С пазы для поперечных швов сжатия в покрытии, построенном до 14 часов дня, следует нарезать при достижении бетоном прочности при сжатии в пределах от 8 до 10 МПа. В покрытии, построенном после 14 часов дня, для обеспечения трещиностойкости необходимо устраивать контрольные поперечные швы через две плиты.
8.4.2.5. Формирование конструкции шва производится поэтапно. Сначала одним диском нарезается паз шва на проектную глубину. На втором этапе нарезается верхняя часть паза шва на проектные размеры профиля.
8.4.2.6. Геометрия паза шва сжатия и расширения, должна соответствовать проекту. Оптимальная скорость резки одним диском – от 0,8 до 1,5 м/мин, пакетом дисков – от 0,5 до 0,7 м/мин.
Пазы деформационных швов перед заполнением должны быть подготовлены следующим образом: