Распоряжение от 26.06.2012 N 1267р "Об утверждении стандартов ОАО "РЖД" по инновационной деятельности" стр. 5

- разработку документов, описывающих основные направления технологического развития компании (концепции технологической политики и политики в сфере информатизации, программы совершенствования системы разработки и проектирования продукции, программы повышения энергоэффективности);
- подготовку и внедрение планов научно-технического и инновационного развития, инновационных политик и иных управляющих документов, регламентирующих работу в сфере инновационной деятельности;
- эффективную организацию НИОКР как за счет инновационных идей, создаваемых внутри компании, так и за счет заимствования потенциала сторонних предприятий и компаний, в том числе на лицензионной основе;
- формирование системы управления интеллектуальной собственностью (патенты, лицензии, ноу-хау).
9.3. Разработка документов, описывающих основные направления технологического развития компании, проведение технологического аудита, оценка технического уровня и конкурентоспособности создаваемых разработок и закупаемой продукции должны являться обязательными плановыми мероприятиями по управлению инновационным процессом.
На основе указанных работ определяется инновационность создаваемых разработок или закупаемой продукции и технологий и возможность их влияния на основные целевые показатели инновационной деятельности.
9.4. Формирование планов НТР ОАО "РЖД" осуществляется на основе широкого и всестороннего охвата предложений как от структурных подразделений ОАО "РЖД", совещательных органов ОАО "РЖД", главных инженеров железных дорог, дочерних и зависимых обществ ОАО "РЖД", причастных к научно-технической деятельности, так и от сторонних организаций. В качестве сторонних организаций выступают научные организации и учреждения, университеты, академии наук.
9.5. Управление интеллектуальной собственностью в ОАО "РЖД" должно осуществляться на основе системы организационных и управленческих мероприятий, направленных на использование в инновационном процессе созданных на средства ОАО "РЖД" результатов научно-технической деятельности и принадлежащей ОАО "РЖД" интеллектуальной собственности. Меры по управлению интеллектуальной собственностью в ОАО "РЖД" сформулированы в Патентной стратегии ОАО "РЖД" [14]. Выполнение положений этого нормативного документа ОАО "РЖД" обеспечивает создание эффективного механизма коммерциализации и использования результатов интеллектуальной деятельности, созданных на средства ОАО "РЖД".
9.6. Управление интеллектуальной собственностью в ОАО "РЖД" строится на основе следующих принципов:
1. Создание и совершенствование системы организационных и управленческих мероприятий, направленных на использование созданных на средства ОАО "РЖД" результатов научных исследований и разработок и принадлежащей ОАО "РЖД" интеллектуальной собственности в инновационном процессе;
2. Ориентация научных разработок и опытно-конструкторских работ, финансируемых ОАО "РЖД", на приоритетное создание высокотехнологичной, конкурентоспособной продукции;
3. Выявление стратегических ресурсов интеллектуальной собственности, имеющих высокий коммерческий потенциал; подготовка предложений и мероприятий по их использованию в системе ОАО "РЖД";
4. Подготовка коммерческих предложений по приобретению и (или) продаже объектов интеллектуальной собственности и ноу-хау, а также лицензий на их использование;
5. Обеспечение правовой охраны созданных результатов интеллектуальной деятельности, определение условий эффективного распоряжения исключительными правами, принадлежащими ОАО "РЖД", входящим в нее структурам, дочерним и зависимым обществам; создание условий для трансфера технологий в системе ОАО "РЖД";
6. Учет и инвентаризация прав интеллектуальной собственности и результатов интеллектуальной деятельности, принадлежащих ОАО "РЖД", и их стоимостная оценка;
7. Патентно-информационное обеспечение и сопровождение создания новых технических средств; учет всех видов сделок с результатами интеллектуальной деятельности; исследования потребностей рынка в результатах научно-технической деятельности, созданных в ОАО "РЖД", и разработка предложений по маркетинговой политике;
8. Контроль за функционированием созданных на средства ОАО "РЖД" результатов научных исследований и разработок и принадлежащей ОАО "РЖД" интеллектуальной собственности.
10. Расширение научной и производственной кооперации
10.1. В целях развития национальной инновационной системы и формирования спроса на результаты научно-технической деятельности, созданные в секторе высшего образования и в системе малого и среднего бизнеса, в программах инновационного развития осуществляется взаимодействие компании ОАО "РЖД" с ведущими высшими учебными заведениями, с инновационными организациями и предприятиями малого и среднего бизнеса.
10.2. В программах инновационного развития должны быть определены направления сотрудничества с национальными исследовательскими центрами, федеральными центрами науки и высоких технологий, научными учреждениями государственных академий наук, другими научными организациями, определены объемы и виды проведения совместных НИОКР.
10.3. Совместно с вузами должны проводиться работы в сфере прогнозирования научно-технического развития, обмена научно-технической и маркетинговой информацией, повышения качества образования и подготовки кадров. Должно быть предусмотрено участие сотрудников компании в преподавательской работе, а также взаимное участие сотрудников компании и организаций науки и высшего образования в коллегиальных органах управления и консультативных органах этих организаций.
11. Финансирование инновационной деятельности
11.1. Финансирование инновационной деятельности согласно [18] основывается на целевой ориентации инновационной деятельности и множественности источников ее финансирования. Финансирование инновационной деятельности может осуществляться Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, физическими лицами и юридическими лицами, а также государственными и негосударственные фондами поддержки, способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации и законодательству субъектов Российской Федерации.
11.2. Финансовое обеспечение научной, научно-технической, инновационной деятельности осуществляется Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации посредством финансирования организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, в том числе целевого финансирования конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов.
11.3. Финансовое обеспечение научно-технических программ, сформированных и реализуемых на основе международных и межотраслевых научно-технических соглашений, в том числе научно-технических программ создания новых техники и технологий двойного применения, может осуществляться в порядке долевого участия.
11.4. Получатели грантов распоряжаются ими в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации или в случае их использования на территории иностранного государства в соответствии с законодательством этого государства, а также на условиях, на которых гранты передаются физическим лицам или юридическим лицам.
11.5. Финансирование Программы инновационного развития ОАО "РЖД" осуществляется за счет собственных средств компании, а также за счет привлеченных средств сторонних организаций.
Библиография
[1] Поручение Президента Российской Федерации Д.А. Медведева по результатам работы Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России от 4 января 2010 г. N Пр-22.
[2] Решение Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям (протокол от 3 августа 2010 г. N 4 п. 4).
[3] Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р).
[4] Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (утверждены Президентом РФ 30 марта 2002 г. N Пр-576).
[5] Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (утверждены Правительством РФ 5 августа 2005 г. N 2473п-П7).
[6] Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. N 1734-р).
[7] Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 г. N 877-р).
[8] Концепция единой технической политики холдинга "РЖД" (утверждена 18 июля 2009 г. N 64).
[9] Стратегия развития холдинга "РЖД" на период до 2030 года и основные приоритеты его развития на среднесрочный период до 2015 года (утверждена Советом директоров ОАО "РЖД" от 26 апреля 2010 года, протокол N 9).
[10] Стратегия инновационного развития ОАО "РЖД" на период до 2015 года (Белая книга ОАО "РЖД"), утверждена Президентом ОАО "РЖД" В.И. Якуниным 26 октября 2010 г.
[11] Методические рекомендации по разработке программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденные решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям N 4 от 3 августа 2010 г.
[12] Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
[13] Методические рекомендации по исследованию технического уровня, тенденций развития и конкурентоспособности создаваемых разработок в сфере железнодорожной техники на основе патентной информации, утвержденные распоряжением ОАО "РЖД" от 30 декабря 2010 г. N 2793р.
[14] Патентная стратегия ОАО "РЖД" до 2030 года, утвержденная распоряжением ОАО "РЖД" от 20.01.2010 N 74р.
[15] Протокол заседания Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям N 2 от 1 апреля 2011 г.
[16] Программа инновационного развития ОАО "Российские железные дороги на период до 2015 года, утвержденная Советом директоров ОАО "РЖД" от 24 июня 2011 года, протокол N 13.
[17] Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 254-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике".
[18] Федеральный закон от 20 июля 2011 г. N 249-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" и статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части уточнения правового статуса фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности".
"СТО РЖД 08.015-2011. Стандарт ОАО "РЖД". Инновационная деятельность в ОАО "РЖД". Порядок рассмотрения инновационных проектов"
Утвержден
и введен в действие
распоряжением ОАО "РЖД"