Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 декабря 2010 г. N 2020"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 073301 Ху стр. 3

Профессионально-специализированные компетенции (ПСК):
Специализация 01 - Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром:
готовностью к взаимодействию с режиссером оперного театра в реализации творческих постановок (оперы, балета, оперетты, мюзикла) (ПСК-1);
готовностью к работе с солистами-вокалистами, группами инструментов, артистами оркестра и хора в процессе репетиционной работы и к координации их действий на сцене (ПСК-2);
готовностью к созданию собственной редакции оперной (балетной) партитуры (ПСК-3);
способностью оркестровать музыкальные произведения под различные составы музыкальных коллективов (ПСК-4).
Специализация 02 - Художественное руководство академическим хором:
готовностью интеллектуально и психологически к деятельности хормейстера (ПСК-5);
способностью создавать хоровые переложения для различных составов хоров (ПСК-6);
способностью контролировать качество хорового звучания, строя и ансамбля (ПСК-7);
способностью работать над дыханием, нюансами, дикцией и артикуляцией в процессе исполнения (ПСК-8).

VI. Требования к структуре основных образовательных программ подготовки специалиста

6.1. ООП подготовки специалиста предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
общепрофессиональный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей) и дисциплин специализаций, позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) дальнейшего продолжения обучения по программам послевузовского профессионального образования (интернатура, ординатура, аспирантура).
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История отечества", "История медицины", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" объединено с "Экстремальной медициной".
Таблица 2

Структура ООП подготовки специалиста

Код УЦ ООП
Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения
Трудоемкость (Зачетные единицы)*
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий
Коды формируемых компетенций
С.1
Гуманитарный, социальный и экономический цикл
35
Базовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде;условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; нравственные обязанности человека по отношению к другим и к самому себе;знать формы и типы культур, основные культурно-исторические центры и регионы мира, знать историю культуры России, ее место в системе мировой культуры и цивилизации;основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей;уметь:объяснить феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности, роль искусства и науки в развитии цивилизации;выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;вести на иностранном языке беседу-диалог общего характера и по специальности, соблюдая правила речевого этикета, читать литературу на иностранном языке без словаря с целью поиска информации, переводить тексты по специальности со словарем;владеть:представлениями о научных, художественных и религиозных картинах мироздания, основных этапах становления и развития общественной информации, государства, в разные исторические эпохи, знать отечественную историю;лексическим минимумом одного из иностранных языков (1200-2000 лексических единиц) и грамматическим минимумом, включающим грамматические структуры, необходимые для обучения устным и письменным формам общения.
31
ИсторияФилософияЭстетикаИностранный языкОК-1ОК-2ОК-3ОК-4ОК-5ОК-6ОК-7ОК-8ОК-9ОК-10ОК-11ОК-12
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
4
С.2
Общепрофессиональный цикл
99
Базовая частьВ результате изучения дисциплин базовой части обучающийся должен:знать:историю музыки и основные этапы эволюции художественных стилей;историю отечественной и зарубежной музыки: музыкальное искусство древности, Средневековья, эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени, историю развития музыкального театра, оперы, музыкальных школ, западноевропейскую музыку и музыкальную культуру России;симфоническую и хоровую музыку разных стран, эпох, стилей и направлений, оперные, балетные, симфонические произведения, выдающиеся образцы мировой музыкальной классики и современности;направления и стили зарубежной и отечественной музыки XVIII-XXI веков, основные этапы эволюции художественных стилей;принципы музыкально-теоретического и исполнительского анализа;основные этапы исторического развития гармонии, законы гармонии и полифонии, законы формообразования;теоретические основы музыкального искусства, законы формообразования;значение народного творчества в становлении и развитии музыкального искусства и художественно-творческой деятельности;профессиональный репертуар (оперный, балетный или хоровой в зависимости от специализации);различные системы записи партитуры, свойственные музыке разных исторических периодов;основные положения законодательных актов трудового права в области культуры;введение в экономику, основы экономического анализа, функционирование конкурентного рынка, структуру бизнеса, сравнительные экономические системы, основные этапы экономической теории;уметь:свободно (наизусть), достоверно и художественно выразительно исполнять на фортепиано все произведение и голосом любой фрагмент партитуры по горизонтали и вертикали;транспонировать произведение в заданную тональность;понимать содержание, форму, стиль исполняемого музыкального произведения;использовать правовые и нормативные документы, относящиеся к сфере профессиональной деятельности;владеть:навыками чтения партитур (хоровых и симфонических в зависимости от специализации) с использованием фортепиано и без фортепиано;навыками переложения музыкальных произведений для различных составов (хоровых, инструментальных);навыками сочинения дополнительных голосов при создании переложений и аранжировок для различных составов;игрой на фортепиано, аккомпанировать, свободно читать с листа, использовать фортепиано для ознакомления с музыкальной литературой и теоретического анализа музыкального произведения;навыками целостного и детального слухового анализа многоголосной музыки гомофонно-гармонического и полифонического склада, определения на слух конкретных гармонических последовательностей и воспроизведения их по памяти;всесторонне развитым слухом на основе освоения музыки различных стилей в устных и письменных формах работы: полифонии свободного письма, венского классицизма, западно-европейского романтизма, русской музыкальной классики 19 - начала 20 века, современных композиторов;самостоятельно гармонизовать мелодию;анализировать музыкальную форму, анализировать на слух развернутые гармонические последовательности;средствами и методами специальной информатики для музыкантов, основами MIDI-технологиями, компьютерным набором нотного текста и редактирования;навыками музыкально-теоретического, исполнительского и педагогического анализа музыкальной литературы;навыками составления концертных программ, филармонических абонементов.
83
История искусствИстория музыкиИстория современной музыкиГармонияПолифонияАнализ музыкальных формФортепианоЧтение партитурПрофессиональный репертуарМенеджмент в области музыкальной культурыПравовое регулирование в области культурыМузыкальная информатикаПК-1ПК-2ПК-3ПК-5ПК-6ПК-7ПК-8ПК-9ПК-10ПК-16ПК-24ПК-25ПК-26ПК-27
Специализация 01 - Художественное руководство оперно-симфоническим оркестромВ результате изучения дисциплин специализации обучающийся должен:знать:эволюцию стиля оперного и балетного спектакля в различные исторические эпохи и в различных национальных школах;общую картину исторического развития оркестровой музыки;основы театральной режиссуры, техники сценического движения;уметь:рассматривать эстетическую категорию "стиль" через призму оркестровой техники на разных уровнях:стиль эпохи, стиль национальной школы, индивидуальный стиль композитора.
6
История оркестровых стилейИскусство театральной режиссурыПСК-8
Специализация 02 - Художественное руководство академическим хоромВ результате изучения дисциплин специализации обучающийся должен:знать:специфику вокального интонирования (сольного, ансамблевого, хорового);устройство голосового аппарата, принципы профилактики и охраны голоса, методические установки при обучении пению;уметь:подбирать вокальный репертуар, использовать вокальные упражнения и попевки для настройки голосового аппарата, сглаживать регистровые переходы;владеть:навыками ансамблевого исполнительства;навыками пения (ансамблевого, сольного) без сопровождения и с аккомпанементом, точного и осмысленного интонирования мелодии любого стиля.
6
Вокальная подготовкаПСК-1ПСК-2ПСК-3
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
10
С.3
Профессиональный цикл
110
Базовая часть
100
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:
Модуль подготовки руководителя (по специализациям):
86
знать:специальную литературу по вопросам техники дирижирования и исполнительской интерпретации;методику работы с исполнительскими коллективами всех типов и видов (в зависимости от избранной специализации);особенности стиля композиторов-классиков, романтиков и современных композиторов;основные положения методики работы с творческим коллективом (в зависимости от специализации);уметь:при помощи развитой мануальной техники добиваться высоких художественных результатов исполнения музыкального произведения творческим коллективом;профессионально вести репетиционную работу с творческими коллективами различного состава;работать над репертуаром различных эпох и стилей, включая современное творчество отечественных и зарубежных композиторов;свободно ориентироваться в партитуре любой степени сложности;творчески использовать профессиональные знания в исполнительской и педагогической деятельности;точно и профессионально грамотно раскрывать музыкально-драматургический замысел композитора;использовать все ранее полученные музыкально-теоретические и исторические знания для анализа музыкальной драматургии, понимания стиля произведения;владеть:мануальной техникой дирижирования методикой исполнительского анализа партитур.
78
Дирижирование Методикарепетиционной работыПереложение музыкального произведения для различных составов творческих коллективовРабота над музыкальным произведениемБезопасность жизнедеятельностиПК-4ПК-10ПК-11ПК-12ПК-13ПК-14ПК-15ПК-16ПК-17ПСК-2ПСК-3ПСК-4ПСК-5ПСК-6ПСК-7ПСК-8
Специализация 01 - Художественное руководство оперно-симфоническим оркестромВ результате изучения дисциплин специализации обучающийся должен:знать:основы оркестровки, общую классификацию инструментов;основные инструменты симфонического оркестра, их тембровые особенности, диапазон и выразительные возможности;особые приемы звукоизвлечения, основы амбушюрной техники и аппликатуры на духовых инструментах, основы штрихов и аппликатуры на струнных инструментах;особенности и порядок работы с певцами в музыкальном театре, классификацию голосов и их особенности;принципы работы с вокальным ансамблем;уметь:осуществлять дирижерскую редакцию оперной или балетной партитуры в соответствии с задачами сценического воплощения спектакля;воспроизводить многоголосную оркестровую фактуру, применительно к возможностям фортепиано, озвучивать партии транспонирующих инструментов;добиваться органичного, выразительного звучания оркестра и оптимального звукового баланса оркестровых групп;создавать инструментальное переложение музыкального произведения для оркестров различных составов;определять на слух последовательности интервалов с разрешением или в тональности;охватывать весь комплекс средств музыкальной выразительности в их взаимосвязи: мелодика, гармония, ритм, фактура, голосоведение;в процессе исполнения обеспечивать оптимальный звуковой баланс оркестровых групп работать над корректировкой звуковысотной интонации, фразировкой в сольных эпизодах, давать ауфтакт, отвечающий особенностям атаки различных инструментов оркестра;расставлять штрихи в группе струнных инструментов;владеть:симфоническим, оперным, балетным, камерным репертуаром, относящимся к различным национальным школам и различным периодам истории музыки;представлениями и навыками оркестрового мышления;навыками переложения музыки для различных составов оркестра (струнного, духового, камерного и большого симфонического);навыками концертмейстерской работы на оперном материале, самостоятельного изучения партитуры, репетиционной работой с оркестром, хором, солистами, техникой сценической постановки отобранного художественного материала, согласования звучания оркестра с акустикой зала и индивидуальными особенностями солистов-вокалистов и их расположения на сцене;навыками пения - сольфеджирования без сопровождения и с аккомпанементом, точного и осмысленного интонирования мелодии любого стиля, с любыми скачками и хроматизмами;навыками записи на слух и по памяти одноголосных и двухголосных тем (музыкальных диктантов);петь по цифровке, сольфеджировать сложные интонационно и ритмически мелодии, сольфеджировать с листа;сочинять фрагменты и целые пьесы на собственные или заданные музыкальные темы в курсе гармонии и полифонии.
8
СольфеджиоТехника игры на оркестровых инструментахПК-7ПК-10ПСК-2
Специализация 02 - Художественное руководство академическим хоромВ результате изучения дисциплин специализации обучающийся должен:знать:основы хорового письма;особенности хорового исполнительства различных эпох;классификацию певческих голосов, их тесситуры, диапазон, степень подвижности и выразительности, основы постановки и гигиены голоса, природу певческого дыхания, принципы орфоэпии в русском и основных европейских языках;уметь:создавать обработки для хоров различных составов;определять на слух последовательности интервалов с разрешением или в тональности;использовать сольную вокальную хоровую музыку различной звуковысотной организации и уровня метроритмической сложности во всех формах работы по сольфеджио:слуховой анализ гармонических последовательностей, интонационные упражнения, сольфеджирование (в том числе чтение с листа, в транспорте, в записи различными ключами);владеть:навыками работы над дыханием, строем, ансамблем, нюансами, дикцией и артикуляцией;навыками распевания хора, пения реплик и партий в хоре (ансамбле);навыками точного контроля качества хорового звучания, устранения возможных дефектов строя и ансамбля;определения на слух конкретных гармонических структур и последовательностей;навыками пения - сольфеджирования без сопровождения и с аккомпанементом, точного и осмысленного интонирования мелодии любого стиля, с любыми скачками и хроматизмами;навыками записи на слух и по памяти одноголосных и двухголосных тем (музыкальных диктантов).
8
СольфеджиоПК-7ПСК-7ПСК-8
Модуль педагогической подготовки знать:методическую литературу;психологию музыкального творчества и восприятия музыки;основы психологии музыкального слуха и особенности слуха музыканта, психологические факторы развития музыкальной памяти, воображения и мышления;основы психологии индивидуальности и личности, психологические особенности возрастного, личного и профессионального развития;значение и специфику процессов музыкального восприятия и мышления как основ художественного познания творческой деятельности в сфере музыкального искусства;знать историю хорового исполнительства от древности до наших дней, историю зарубежной, русской, современной отечественной хоровой музыки разных стилей и направлений;уметь:использовать подготовительные упражнения в развитии основных элементов дирижерской техники;раскрывать творческие возможности ученика, его артистизм и образное мышление в процессе изучения музыкальных произведений разных стилей;владеть:навыками работы над рефератами и учебно-методическими пособиями;методикой построения урока, постановки художественных и технических задач перед обучающимся;методами психологического и художественного воздействия на ученика, приемами развития образного воображения и ассоциативного мышления учащегося.
12
Методика преподаванияМузыкальная психологияМетодика работы с артистами коллективаПрофессиональная педагогическая деятельностьПК-17ПК-18ПК-19ПК-20ПК-21ПК-22
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
10
С.4
Учебная и производственная практики, научно-исследовательская работапрактические умения и навыки определяются ООП вуза
44
Педагогическая практика Производственная практикаПК-11ПК-12ПК-14ПК-17ПК-20ПК-21ПК-23ПК-26ПСК-1ПСК-2ПСК-5ПСК-7
С.5
Физическая культура
2
ОК-13
С.6
Итоговая государственная аттестация
10
Общая трудоемкость основной образовательной программы
300
_____________________________
* Трудоемкость циклов С.1, С.2, С.3 и разделов С.4, С.5, включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ подготовки специалиста

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки специалиста, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Специализация ООП подготовки специалиста определяется высшим учебным заведением в соответствии со структурой ООП подготовки специалиста и примерной ООП ВПО.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП подготовки специалиста с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ОО подготовки специалиста должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП подготовки специалиста, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 25 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП подготовки специалиста.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц. По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более четырех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. ООП подготовки специалиста должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам C.1, C.2 и С.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливается вузом.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП подготовки специалиста и необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 36 академических часов.
7.8. В случае реализации ООП подготовки специалиста в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.13. ООП подготовки специалиста вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по следующим дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области профессиональной деятельности: сольфеджио, гармония, полифония, анализ музыкальных форм, музыкальная информатика, сочинения, чтение партитур, инструментовка, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Наряду с установленными законодательными и другими нормативными правовыми актами правами и обязанностями обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);