Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 декабря 2010 г. N 2022"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 180801 Пр стр. 3

способностью самостоятельно изучить и освоить технические системы объектов профессиональной деятельности (ПК-17);
способностью определять техническое состояние и остаточный ресурс технических систем надводных кораблей и подводных лодок, оценивать их эксплуатационную надежность (ПК-18);
способностью использовать методы диагностики, поиска и устранения неисправностей элементов технических систем в соответствии с эксплуатационными документами (ПК-19);
способностью использовать контрольно-измерительную аппаратуру и документы по метрологии, стандартизации и сертификации (ПК-20);
способностью выполнять операторские функции на пультах управления автоматизированными техническими системами и осваивать н способностью выполнять и контролировать правила и меры техники безопасности при проведении всех видов работ и соблюдение природоохранных мероприятий на всех этапах жизненного цикла технических систем надводных кораблей и подводных лодок (ПК-22);
способностью организовать взаимодействие с представителями предприятий и организаций по вопросам модернизации и ремонта технических систем (ПК-23);
способностью пользоваться эксплуатационными документами, вести учетную и отчетную документацию по эксплуатации технических систем (ПК-24);
в области научно-исследовательской деятельности:
способностью осуществлять поиск, сбор, анализ и систематизацию научно-технической информации, отечественный и зарубежный опыт в области профессиональной деятельности (ПК-25);
способностью выполнять научные исследования и разработки в области профессиональной деятельности, составлять научно-технические отчеты, обзоры, публикации по результатам выполненных исследований (ПК-26);
способностью проводить обработку результатов экспериментов и испытаний, контролировать и оценивать качество опытных и серийных образцов комплексов, систем, средств, оборудования и устройств в соответствии с программами испытаний, стандартами и техническими условиями (ПК-27);
способностью разрабатывать предложения в проекты руководящих документов по применению, эксплуатации и ремонту технических систем (ПК-28);
в области технологической деятельности:
способностью анализировать отечественный и зарубежный опыт в области прогрессивных технологических процессов, использовать его в профессиональной деятельности (ПК-29);
способностью разрабатывать предложения в проекты технологических нормативов и документации, вносить изменения в технологические процессы (ПК-30);
способностью применять методы технического контроля и испытаний технических систем (ПК-31);
способностью разрабатывать предложения по совершенствованию технологии производства, эксплуатации, применения, модернизации и унификации технических систем (ПК-32);
в области проектной деятельности:
способностью разрабатывать технические задания на проектирование новых образцов технических систем (ПК-33);
способностью разрабатывать и конструировать
конкурентоспособные образцы технических систем в соответствии с заданием, используя системы автоматизированного проектирования (ПК-34);
способностью производить анализ соответствия создаваемых образцов техническим заданиям, стандартам, нормам охраны труда, требованиям наиболее экономичной технологии производства (ПК-35);
способностью проводить патентные исследования и определение показателей технического уровня проектируемых технических систем и технологий, осуществлять патентно-лицензионную работу (ПК-36);
способностью выполнять технические расчёты по проектам и технико-экономический анализ проектируемых технических систем надводных кораблей и подводных лодок (ПК-37);
способностью разрабатывать и составлять эксплуатационно-техническую документацию на проекты, их элементы и сборочные единицы, включая технические условия, описания, инструкции и другие документы (ПК-38);
способностью изучать, анализировать отечественный и мировой опыт и использовать его при проектировании новых образцов технических систем (ПК-39).

VI. Требования к структуре основных образовательных программ подготовки специалистов

6.1. ООП подготовки специалистов предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
математический и естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл; и разделов:
физическая культура (физическая подготовка - для вузов, в которых предусмотрена военная служба);
практика и научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть даёт возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей) и дисциплин специализаций, позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для дальнейшего продолжения обучения по программам послевузовского профессионального образования (аспирантура, адъюнктура).
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История Отечества", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность
жизнедеятельности". Для вузов, в которых предусмотрена военная служба, содержание и результаты освоения данной дисциплины проектируются в интересах военно-профессиональной деятельности выпускников.
Таблица 2

Структура ООП подготовки специалиста

Код УЦ ООП
Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения
Трудоемкость (зачетные единицы)*(1)
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий
Коды формируемых компетенций
С.1
Гуманитарный, социальный и экономический цикл
30-40*(2)
Базовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:основные закономерности исторического процесса, этапы исторического развития России, место и роль России в истории человечества и в современном мире;основные разделы и направленияфилософии, методы и приемы философского анализа проблем;иностранный язык в объеме, необходимом для получения профессиональной информации из зарубежных источников, устного и письменного общения, лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера;основные экономические категории и закономерности, методы анализа экономических явлений и процессов, специфические черты функционирования хозяйственной системы на микро и макро уровнях, основные понятия экономической и финансовой деятельности отрасли и ее структурных подразделений;основы российской правовой системы и законодательства, правового статуса личности, организации и деятельности органов государственной власти в Российской Федерации, характеристику основных отраслей российского права, правовые основы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;теоретические основы педагогики, формы, средства и методы дидактики и педагогической деятельности, теоретические основы психологии личности и коллектива, особенности психических явлений под влиянием опасности и других неблагоприятных факторов, основы организации, виды и средства психологической подготовки коллектива к действиям в экстремальной обстановке;основы теории управления, категории, законы и принципы управления, основные методы управленческой деятельности;уметь:анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, проводить исторический анализ событий, анализировать и оценивать социальную информацию, планировать и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа;использовать в практической деятельности правовые знания, анализировать и составлять основные правовые акты и осуществлять правовую оценку информации, используемой в профессиональной деятельности, предпринимать необходимые меры по восстановлению нарушенных прав;составлять психологическую характеристику личности, оценивать собственное психическое состояние и морально-психологическое состояние коллектива в различной обстановке, направить коллектив на беспрекословное исполнение приказаний в условиях опасности и риска для жизни;ориентироваться в основных проблемах экономики, анализировать в общих чертах основные экономические и политические события в стране, оценивать экономические показатели деятельности коллектива (экипажа, команды);оценивать эффективность управленческих решений;владеть:иностранным языком в объеме, необходимом для получения информации по профессиональной тематике, навыками устной речи;навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения;навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа логики различного рода рассуждений;навыками критического восприятия информации;навыками поиска нормативной правовой информации, необходимой для профессиональной деятельности;приемами психической саморегуляции;навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, постановки и решения педагогических задач;навыками обоснования, выбора, реализации и контроля результатов управленческого решения.
25-35*(2)
История ОтечестваОК-1-ОК-9ПК-1
ФилософияПК-3ПК-4
Иностранный языкПК-6ПК-9
ЭкономикаПК-11-ПК-14ПК-16
Правоведение
Психология и педагогика
Основы управленческой деятельности
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
С.2
Математический и естественнонаучный цикл
45-55
Базовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:основные понятия, теоремы и методы линейной алгебры и аналитической геометрии, теории пределов, дифференциального и интегрального исчисления, теорий поля, рядов, дифференциальных уравнений, операционного исчисления, теории вероятностей и математической статистики, основы численных методов и математического моделирования;теоретические основы информатики, принципы построения и функционирования компьютерной техники, основы алгоритмизации и программирования, способы и правила использования современных информационных технологий, основные понятия искусственного интеллекта и экспертных систем, современные средства вычислительной техники;фундаментальные понятия, законы и теории классической физики, физические основы механики, молекулярной физики и термодинамики, электричества и магнетизма, колебаний и волн, оптики, квантовой, атомной и ядерной физики, методы теоретических и экспериментальных исследований в физике, физические поля;химическое строение вещества, закономерности химического взаимодействия, теорию строения органических и неорганических соединений, химические свойства материалов и веществ, применяемых в морских технических системах;основы экологии, организацию, средства, способы и правила обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды;уметь:использовать математические методы в решении прикладных практических задач, выполнять вероятностные расчеты и статистическую обработку данных;разрабатывать компьютерные программы вычислительных и логических задач на языке высокого уровня;применять знания физических и химических законов при освоении техники и решении задач профессиональной деятельности;владеть:математической символикой для выражения количественных и качественных отношений объектов;методами построения математических моделей;основными методами обработки экспериментальных данных и оценки полученных результатов;основными методами работы на персональных компьютерах с прикладными программными средствами и средствами современных информационных технологий;компьютерными технологиями сбора, хранения, обработки и использования информации, применяемой в сфере профессиональной деятельности.
40-50
МатематикаОК-1ОК-4
ИнформатикаОК-6ПК-1
ФизикаПК-2ПК-3
ХимияПК-5ПК-7
ЭкологияПК-8ПК-22ПК-25ПК-27
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
С.3
Профессиональный цикл*(3)
165-175
БазоваяВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:характеристику опасностей системы "человек - среда обитания";правовые и организационные основы безопасности жизнедеятельности;основы начертательной геометрии, стандарты и правила выполнения схем, чертежей, технической документации, условные изображения и обозначения различных изделий;основные законы и теоремы статики, кинематики и динамики твердого тела, сопротивления материалов, элементы теории деталей машин и механизмов, основы гидравлики, гидростатики, кинематики и динамики жидкости, элементарную теорию гироскопа и её применение в морской подводной технике;материалы, применяемые в морской технике, их свойства, определение основных характеристик механических свойств металлов и ихсплавов, основные свойства электроматериалов и полупроводников, их применение в корабельном оборудовании;теоретические основы электротехники, принципы построения,конструктивного исполнения и функционирования электрооборудования технических систем; теоретические основы электроники, элементную базу электронных устройств;основы метрологии, стандартизации и сертификации, организацию метрологического обеспечения и надзора;теоретические основы гидроакустики, радиолокации и радиосвязи, принципы построения, работы и использования гидроакустических, радиотехнических и информационно-управляющих систем;основы теории корабля, общее устройство корабля и технических систем, энергетических установок, основные положения обеспечения живучести;основы теории автоматического управления и информации, методы оценки качества функционирования систем;характеристики, основы устройства и функционирования систем корабельного вооружения;теоретические основы эксплуатации, жизненный цикл технических систем, организацию ремонта, переосвидетельствования, категорирования и утилизации, основы теории надёжности, методы расчёта показателей и способы обеспечения надёжности технических систем, методику определения оптимальных планов эксплуатации;инженерно-психологические аспекты деятельности операторов, показатели надёжности человеко-машинных систем, эргономические требования к ним;факторы потенциальной опасности корабельного вооружения, меры предупреждения аварийности и обеспечения безопасности, способы локализации и ликвидации последствий аварий;уметь:создавать оптимальное (нормативное) состояние среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;осуществлять безопасную эксплуатацию технических систем и объектов, не причиняя вреда окружающей природной среде;применять методы проведения технических расчетов при проектировании и конструировании элементов корабельной техники и вооружения;выполнять основные действия по обслуживанию элементов электрооборудования технических систем, использовать контрольно-измерительные приборы;руководить использованием радиотехнических и гидроакустических средств;использовать документы и проводить расчеты характеристик корабля и технических систем в различных условиях эксплуатации;руководить борьбой за живучесть корабля (отсека, помещения) и технических систем;применять знания теории информации и автоматического управления при разработке и эксплуатации технических систем;планировать и выполнять работы по обслуживанию технических систем на всех этапах эксплуатации;определять техническое состояние и оценивать эксплуатационную надёжность технических систем;применять методики диагностики, поиска и устранения неисправностей;владеть:методами защиты коллектива (экипажа, команды, персонала) от опасных и вредных факторов производственной среды и в быту;методами выбора и обоснования критериев эффективности функционирования технических систем;навыками использования технической документации по устройству и живучести корабля и технических систем;способами расчёта показателей надёжности технических систем;методиками проведения регламентных проверок технических систем;навыками подготовки к использованию технических систем по их целевому назначению.
100-110 (включая трудоемкость военной (специальной) подготовки)
Безопасность жизнедеятельностиНачертательная геометрия и инженерная графикаОК-1-ОК-4ОК-6ОК-8ОК-9ПК-1-ПК-39
Механика
Материаловедение и технология конструкционных материалов
Электротехника и электроника
Метрология, стандартизация и сертификация
Радиоэлектронные средства кораблей
Теория, устройство, живучесть корабля и технических систем
Информационно-правляющие технологииКорабельное вооружениеЭксплуатация технических систем
Модуль "Военная (специальная) подготовка"*(4)
13-14
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
С.4
Физическая культура (Физическая подготовка) знать:принципы здорового образа жизни и роль физической культуры (подготовки) в профессиональной деятельности, профилактике заболеваемости и реабилитации;уметь: применять методы физической культуры для улучшения здоровья, работоспособности, обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.
2
ОК-13
С.5
Практика и научно-исследовательская работа (практические умения и навыки определяются ООП вуза)
12-24
ОК-1-ОК-13ПК-1-ПК-24
С.6
Итоговая государственная аттестация
15-25
ОК-1-ОК-13ПК-1-ПК-24
Общая трудоемкость основной образовательной программы
300
______________________________
*(1) Трудоёмкость циклов С.1, С.2, С.3 и разделов С.4, С.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестации. Для циклов С.1, С.2, С.3 одна зачетная единица эквивалентна 36 академическим часам учебной работы обучающихся, включая аудиторную, самостоятельную работу и все виды аттестации.
*(2) 3десь и далее трудоемкость учебных циклов может изменяться за счет перераспределения зачетных единиц в пределах заданных интервалов.
*(3) Высшие учебные заведения могут в учебных (рабочих учебных) планах и учебных программах конкретизировать наименование учебных дисциплин с учетом состава технических систем и типов кораблей.
*(4) Содержание и организация военной или специальной подготовки определяется ООП вуза с учетом специфики будущей служебной деятельности выпускников.

VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ подготовки специалиста

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки специалиста, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Номенклатура реализуемых специализаций ООП подготовки специалиста определяется высшим учебным заведением в соответствии с ФГОС ВПО. Требования к результатам освоения и структуре ООП подготовки специалиста в части специализации для вузов, в которых предусмотрена военная служба, определяются указанными образовательными учреждениями совместно с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся данные образовательные учреждения.
Реализация ООП подготовки специалиста по направлению подготовки (специальности) 180801 Применение и эксплуатация технических систем надводных кораблей и подводных лодок допускается только при наличии у вуза лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.