владением навыками подготовки практических рекомендаций по использованию результатов научных исследований (ПК-6);
организационно-управленческая деятельность:
готовностью к управлению коллективом и организации его работы;
владеть приемами и методами работы с персоналом, методами оценки качества и результативности труда персонала (ПК-7);
способностью оценивать условия и прогнозировать последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);
производственно-технологическая деятельность:
владением современными методами обработки и интерпретации информации (ПК-9);
способностью использовать современные программные продукты и ресурсы Интернет для решения задач профессиональной деятельности, в том числе находящихся за пределами профильной подготовки;
свободное владение профессионально-профилированными знаниями в области информационных технологий (ПК-10);
способностью выбирать технические средства и технологии с учетом экологических последствий их применения (ПК-11);
способностью составлять методические документы, связанные с внедрением новых методов освоения и сохранения культурного наследия, в том числе применительно к региональным особенностям и международного опыта (ПК-12);
проектная деятельность:
готовностью к организации проектных работ в области основных направлений музейной деятельности (ПК-13);
готовностью к реализации инновационных проектов, оценке их результатов (ПК-14);
культурно-образовательная деятельность:
способностью к разработке новых форм работы с музейной аудиторией (ПК-15);
готовностью к реализации многообразных культурно-образовательных программ (ПК-16);
готовностью к педагогической деятельности (ПК-17).
VI. Требования к структуре основных образовательных программ магистратуры
6.1. Основные образовательные программы магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
общенаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
практики и научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.
Таблица 2
Структура ООП магистратуры
Код | Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения | Трудоемкость (зачетные единицы)* | Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий | Коды формируемых компетенций |
М1 | Общенаучный циклБазовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:основные философские категории и концепции, направления и теории в истории философии науки;категориальный аппарат и научные методы познания;классификацию наук и научных исследований;программно-целевые методы решения научных проблем;основы современных цифровых технологий и тенденции их развития в науке и образовании;теоретические основы организации, управления научно-исследовательскими работами;педагогику высшей школы;правовые основы интеллектуальной собственности;уметь:формулировать научно-исследовательские и научно-практические проблемы и использовать эвристические методы их решения;самостоятельно найти, выбрать и использовать современные средства цифровых технологий, ориентированные на решение научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности;оценивать эффективность и результаты научной деятельности;осуществлять педагогический процесс;адаптироваться к изменению профиля деятельности;владеть:основами современной методологии научного познания;методами и приемами информационно-описательной деятельности, систематизации данных, структурирования описания предметной области:выделением ключевых категорий и понятий, персоналий;ведением собственной базы данных;составлением рефератов, обзоров, методических пособий;способностью к организации работы коллектива и управлению им;методикой преподавания и воспитания в высшей школе. | 40 15 | Общенаучный модульИстория и философия наукиСоциально-гуманитарные науки в контексте современной культурыПедагогика высшей школыУправление знаниемНаучно-информационный модульКомпьютерные технологии в науке и образованииКомпьютерные технологии в музеях и учреждениях музейного типа | ОК-1-4ОК-6ПК-1-3ПК-5ПК-7-8ПК-10-11ПК-17 |
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | 25 | |||
М.2 | Профессиональный циклБазовая (общепрофессиональная) частьВ результате изучения базовой части цикла студент должен:технологиям;знать:историю и методологию наук, углубляющую общепрофессиональную подготовку;современные направления и проблемы истории культуры, музееведения, практики изучения и освоения объектов культурного и природного наследия;уметь:культурно-исторические и музееведческие знания в различных сферах профессиональной деятельности;самостоятельно выполнять исследования при решении научно-исследовательских и прикладных задач в профессиональной деятельности с применением современных научно-информационных или образовательных технологий;использовать фундаментальные выстраивать технологии обучения новому знанию;владеть:способностью к профессиональной адаптации и изменению профиля деятельности;навыками организации и проведения самостоятельной творческой работы в научно-исследовательском или производственном коллективе;способностью к обучению новым методам исследования и | 25 15 | Теоретико-методологический модульИстория и методология исследования культурного и природного наследияСовременные исследования музеев и объектов культурного и природного наследия РоссииСовременные зарубежные исследования музеев и объектов культурного и природного наследия | ОК-1-3ОК-5-6ПК-1-4ПК-9ПК-14-16 |
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | 10 | |||
М.3 | Практика и (или) научно-исследовательская работа(практические умения и навыки определяются ООП вуза)Научно-исследовательская и педагогическая практикиВ результате прохождения научно-исследовательской и педагогической практики обучающийся должен получить следующие практические навыки:самостоятельного выполнения исследования при решении научно-исследовательских и производственных задач с использованием современной аппаратуры и вычислительных средств;применения на практике основ организации и планирование научно-исследовательских и производственных работ с использованием нормативных документов;работы в научно-исследовательском коллективе, к профессиональной адаптации, освоения новых методов исследования и технологий;методически грамотного построения плана лекций (практического занятия), публичного изложения теоретических и практических разделов учебных дисциплин в соответствии с утвержденными учебно-методическими пособиями.В результате прохождения научно-исследовательской практики обучающийся должен собрать необходимый материал для выполнения выпускной квалификационной работы.Научно-исследовательская работаВ результате выполнения научно-исследовательской работы по теме ООП магистратуры обучающийся должен получить теоретические и практические навыки планирования, осуществления и оформления научно-исследовательских работ. | 50 | ОК-3-4ОК-6ПК-1-2ПК-4-8ПК-10-12ПК-17 | |
М.4 | Итоговая государственная аттестацияВ результате подготовки и защиты выпускной работы выпускник должен получить следующие навыки:способность самостоятельно с применением современных компьютерных технологий анализировать, обобщать и систематизировать результаты научно-исследовательских и прикладных работ;способность использовать современные методы обработки и интерпретации информации при проведении научных и прикладных исследований;способность профессионально оформлять, представлять и докладывать результаты научно-исследовательских и производственно-технологических работ по утвержденным формам в том числе:способность самостоятельно ставить задачи научно-исследовательских работ, самостоятельно выполнять исследования по теме ООП магистратуры;способность планировать, организовывать и проводить научно-исследовательские и прикладные работы по теме ООП магистратуры с применением компьютерных технологий;умение представлять результаты работ;способность к профессиональной адаптации, к обучению новым методам исследования и технологиям. | 5 | ОК-1ОК-4ОК-6ПК-1ПК-2ПК-4ПК-5ПК-8ПК-9ПК-10 | |
Общая трудоемкость основной образовательной программы | 120 |
_____________________________
* Трудоемкость циклов M.1, M.2 и разделов М.3 и М.4 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ магистратуры
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистров. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП магистратуры, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 30 процентов аудиторных занятий.
7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 14 академических часов.
7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.
7.12. В вузе должно быть предусмотрено:
применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества: чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода и имитационных моделей, проведение ролевых игр;