способностью и готовностью участвовать в общественных дискуссиях по вопросам развития музыкального искусства, культуры и образования, осуществлять связь со средствами массовой информации, организовывать пресс-конференции, другие акции (ПК-19).
VI. Требования к структуре основных образовательных программ магистратуры
6.1. ООП магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
общенаучный цикл;
профессиональный цикл
и разделов:
практики и научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин, позволяет обучающемуся получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.
Таблица 2
Структура ООП магистратуры
Код УЦ ООП | Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения | Трудоемкость (зачетные единицы)* | Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий | Коды формируемых компетенций |
М.1 | Общенаучный цикл | 20 - 30 | ||
Базовая часть | 7 - 10 | |||
В результате освоения дисциплин базовой части модуля обучающийся должен:знать:методологические подходы к историческим и теоретическим исследованиям в сфере искусства и культуры;современные проблемы искусствоведения и музыкального искусства;основные закономерности развития искусства в контексте мирового культурного процесса;философские аспекты познания закономерностей научного и художественного творчества;иностранный язык в объеме, достаточном для бытового и профессионального общения;уметь:оперировать основными знаниями в области истории искусства и мировой культуры на основе их критического осмысления;применять методы научного исследования явлений искусства и культуры;формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской, педагогической, музыкально-просветительской деятельности, выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования, обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом современных научных данных;свободно вести на иностранном языке беседу-диалог с носителем языка по проблемам искусствознания, читать литературу по специальности, переводить тексты по специальности без словаря, составлять научные тексты на иностранном языке;совершенствовать и развивать свой интеллектуальный уровень в профессиональной сфере;осуществлять комплексное научное исследование;владеть:навыками критического осмысления явлений искусства и культурных событий;методологией ведения научных исследований в области музыкального искусства, культуры и педагогики;профессиональной культурой изложения материала и навыками научной полемики;проблематикой и методологией в области музыкальной науки и педагогики на уровне требований программы соответствующего вступительного экзамена в аспирантуру;одним из иностранных языков на уровне требований вступительного экзамена в аспирантуру;знаниями в области философских наук на уровне требований соответствующего приемного экзамена в аспирантуру;методами научного исследования, инновационными технологиями и методами выявления проблем в профессиональной сфере. | Философия науки и искусстваИностранный язык | ОК-1 - ОК-11 | ||
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | 13 - 20 | |||
М.2 | Профессиональный цикл | 40 - 30 | ||
Базовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: | 13 - 10 | Теория и история фольклористики | ПК-1 - ПК-19 | |
знать:репертуар народно-певческих творческих коллективов, специальную литературу по вопросам народно-певческого искусства и исполнительской интерпретации, методику анализа партитур;уметь:достигать высоких художественных результатов при исполнении народно-песенных и авторских музыкальных произведений;грамотно разбирать, свободно читать с листа партитуры согласно жанровым чертам и стилевым традициям;владеть:на высоком уровне художественной интерпретацией песенного фольклора, навыками творческого-сотрудничества руководителя с режиссёром, балетмейстером, руководителем инструментальной группы, певцами-солистами. | Вокальный ансамбльМетодика преподавания профессиональных дисциплин | |||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | 27 - 20 | |||
М.3 | Практики и научно-исследовательская работа (практические умения и навыки определяются ООП вуза) | 57 | ОК-1 - ОК-11ПК-1 - ПК-19 | |
М.4 | Итоговая государственная аттестация | 3 | ||
Общая трудоемкость основной образовательной программы | 120 |
* Трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ подготовки магистров
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП с учетом развития искусства, культуры, науки, техники, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.
7.3. Для обеспечения специальных дисциплин профессионального цикла и практики высшее учебное заведение должно обеспечивать подготовку обучающихся на базе учебных творческих коллективов, сформированных из обучающихся по профилю подготовки "Хоровое народное пение", не менее чем на 90 процентов.
7.4. При реализации ООП магистратуры вуз обязан планировать работу концертмейстеров по предмету "вокальный ансамбль" из расчета 100 процентов количества времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия. При введении вузом предмета "хоровой класс" работа концертмейстеров планируется из расчета 100 процентов количества времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия.
7.5. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (творческих форм проведения занятий по исполнительским дисциплинам, репетиционных занятий, семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, деловых и ролевых игр, групповых дискуссий, разбор результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских конференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Основными активными формами обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (музыкально-исполнительская, педагогическая, научно-методическая, научно-исследовательская, организационно-управленческая и менеджерская, музыкально-просветительская), для ООП магистратуры являются семинар, индивидуальные занятия по исполнительским дисциплинам, репетиционные занятия по подготовке концертных программ, продолжающиеся на регулярной основе в течение всего периода обучения.
К участию в семинарах, репетициях и творческих выступлениях привлекаются ведущие исследователи, специалисты-практики, деятели искусства и культуры, которые могут корректировать индивидуальные учебные планы магистра.
В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, учреждений культуры, средств массовых коммуникаций, государственных и общественных организаций, мастер-классы специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 50 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 35 процентов аудиторных занятий.
7.6. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции. Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.7. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.8. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.
7.9. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП в очной форме обучения составляет 36 академических часов.
7.10. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.11. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.12. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.13. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.
7.14. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки творческой (музыкально-исполнительской, научно-исследовательской, организационно-управленческой и менеджерской деятельности, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий, анализ деловых ситуаций, проведение ролевых игр, проведение мастер-классов специалистами вуза и других учреждений искусства и культуры), преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных и творческих школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС.
7.15. ООП магистратуры вуза должна включать практические занятия по следующим дисциплинам:
иностранный язык;
теория и история фольклористики;
вокальный ансамбль;
методика преподавания профессиональных дисциплин;
практика и научно-исследовательская работа,
в том числе, по дисциплинам, предполагающим в соответствии с профильной направленностью ООП работу с учебными творческими коллективами в рамках музыкально-исполнительской практики.
7.16. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины;
при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин и их влиянию на будущий профиль подготовки;
при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов на зачет освоенных ранее дисциплин на основе аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.17. Практика является обязательным разделом ООП магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся и непосредственно обеспечивающих подготовку и защиту выпускной квалификационной работы.
При реализации ООП магистратуры по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная, которые могут включать педагогическую, музыкально-исполнительскую, фольклорно-этнографическую и научно-исследовательскую практики.
Конкретные виды практик определяются профильной направленностью ООП магистратуры. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.