Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 июля 2011 г. N 2100 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 073700 Искусство народного п стр. 4

Практики проводятся в структурных подразделениях, на кафедрах вуза, на базе учебно-творческих коллективов вуза в соответствии с профильной направленностью ООП, а также в сторонних организациях (образовательных учреждениях, учреждениях культуры, социально-культурных организациях, предприятиях, НИИ, фирмах), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля музыкально-исполнительской практики обучающихся:
планирование музыкально-исполнительской работы, включающее в себя выстраивание тематики, драматургии, концепции выполнения творческого проекта;
практическая подготовка и выполнение творческого проекта;
публичная презентация выполненной работы.
В процессе выполнения музыкально-исполнительской практики и в ходе ее презентации в учебных структурах вуза с привлечением работодателей должно проводиться широкое обсуждение результатов, достигнутых обучающимся. Необходимо также дать оценку компетенциям, связанным с формированием у обучающегося достаточного уровня профессиональной этики и культуры.
Педагогическая практика проводится с обучающимися младших курсов как в активной, так и пассивной формах в самом образовательном учреждении или в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, реализующих профильные образовательные программы уровня бакалавриата.
Фольклорно-этнографическая практика проводится после первого года обучения не менее двух недель.
7.18. Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом ООП магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза. Вузами определяются виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся.
Вузами могут предусматриваться следующие виды, а также этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся:
планирование научно-исследовательской работы, включающее в себя ознакомление с имеющимися исследовательскими работами в данной области и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме;
проведение научно-исследовательской работы;
составление отчета о научно-исследовательской работе;
публичная защита выполненной работы.
7.19. Реализация ООП магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, ученую степень или звание, а также опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися художественно-творческой, научно-методической или научной деятельностью.
К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены преподаватели из числа руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 80 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу и научно-исследовательской работе обучающихся, должны иметь российские или зарубежные ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности), или ученое звание профессора должны иметь не менее 20 процентов преподавателей.
Общее руководство ООП магистратуры должно осуществляться, как правило, штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук или степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности, и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее пяти лет. По решению ученого совета вуза руководство ООП магистратуры может осуществляться кандидатом наук, имеющим ученое звание доцента.
Для штатного научно-педагогического работника вуза допускается одновременное руководство не более чем двумя ООП магистратуры; для внутреннего штатного совместителя или внешнего совместителя - не более одной ООП магистратуры.
Непосредственное руководство магистрами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. В зависимости от профиля ООП допускается одновременное руководство до десяти магистров# .
К преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, имеющие в соответствующей профессиональной сфере государственные почетные звания Российской Федерации (Народный артист Российской Федерации, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Заслуженный артист Российской Федерации, Заслуженный работник культуры Российской Федерации), лауреаты государственных премий по профилю профессиональной деятельности. К имеющим ученую степень доктора наук приравниваются лица, получившие почетные звания (Народный артист Российской Федерации, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации) и лауреаты государственных премий. К имеющим ученую степень кандидата наук приравниваются лица, получившие почетное звание Заслуженный артист Российской Федерации, а также, в качестве исключения - Заслуженный работник культуры Российской Федерации.
Руководители ООП магистратуры должны регулярно вести активную художественно-творческую деятельность в профильном виде искусства, участвовать в творческих (исследовательских) проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах и (или) зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации.
7.20. ООП магистратуры должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам ООП.
Содержание каждой из таких учебных дисциплин должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние десять лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 50 обучающихся, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений, аудио, видеофондами, мультимедийными материалами согласно профильной направленности ООП. Вуз должен иметь фонд этнографического материала.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете один-два экземпляра на каждые 20 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда или электронным базам периодических изданий, соответствующих профессиональному циклу.
7.21. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП по направлению подготовки 073700 Искусство народного пения утверждает размер средств на реализацию соответствующих ООП.
Финансирование реализации ООП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения***.
7.22. Высшее учебное заведение, реализующее ООП магистратуры, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической (музыкально-исполнительской и педагогической), научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации ООП магистратуры перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:
большой концертный зал (не менее 300 посадочных мест, с концертным роялем, пультами и звукотехническим оборудованием), малый концертный зал (не менее 50 посадочных мест, с концертным роялем, пультами и звукотехническим оборудованием), библиотеку, читальный зал, лингафонный кабинет, помещения, соответствующие профилю подготовки магистров, для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека, фильмотека, просмотровый видеозал), учебные аудитории для групповых и индивидуальных занятий, учебные аудитории для занятий хореографией со специализированным оборудованием (зеркалами, хореографическими станками, звукотехническим оборудованием) и необходимым для постановки театрализованных представлений реквизитом; для проведения занятий по предметам профессионального цикла вуз должен быть обеспечен роялями; для обеспечения дисциплин профессионального цикла и практики в вузе должен быть учебный творческий коллектив, обеспеченный комплектами народных инструментов и народными костюмами.
Высшее учебное заведение должно обеспечивать обучающихся народными костюмами и танцевальной обувью для концертных выступлений, экзаменов и зачетов. Народные костюмы могут изготавливаться обучающимися самостоятельно в рамках учебных занятий, предусмотренных учебным планом вуза, в этом случае расходные материалы для изготовления костюмов приобретает вуз.
Вуз должен располагать специальной аудиторией, оборудованной персональными компьютерами и соответствующим программным обеспечением для расшифровки этнографического материала.
При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в сеть Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин в объеме не менее двух часов на человека в неделю.
Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
В вузе должны быть обеспечены условия для содержания и профилактического обслуживания учебного оборудования, в том числе ремонта музыкальных инструментов.

VIII. Оценка качества освоения основных образовательных программ магистратуры

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;
регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
Оценка качества освоения ООП магистратуры должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП магистратуры (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.