Результаты оценки и приоритизации эксплуатационных рисков ПТ
Риск | Участок ПТ-1 | |||
Вероятность, балл | Последствия, балл | Значение риска | Принятая стратегия управления риском | |
Событие 1 (R1) | 6 | 10 | 11,7 | 2 "Мониторинг" |
Событие 1 (R2) | 20 | 6 | 20,1 | 4 "Устранение" |
Событие 3 (R1) | - | - | 1 "Принять к сведению" | |
Событие 3 (R2) | - | - | 2 "Мониторинг" | |
Событие n (R1) | 18 | 22 | 28,4 | 2 "Мониторинг" |
Событие n (R2) | 18 | 22 | 28,4 | 4 "Устранение" с дублированием не менее 1/2 проектных решений по ликвидации риска |
Риск | Участок ПТ-n | |||
Вероятность, балл | Последствия, балл | Значение риска | Принятая стратегия управления риском | |
Событие 1 (R1) | 12 | 22 | 17,0 | 3 "Сокращение" |
Событие 1 (R2) | - | - | 1 "Принять к сведению" | |
Событие 2 (R1) | 3 | 6 | 6,7 | 1 "Принять к сведению" |
Событие 2 (R2) | 3 | 6 | 6,7 | 2 "Мониторинг" |
Событие n (R1) | 4 | 24 | 24,3 | 4 "Устранение" |
Событие n (R2) | 4 | 24 | 24,3 | 2 "Мониторинг" |
Обозначение - "n" - порядковый номер. |
8 Правила риск-ориентированного выбора технических решений
8.1 При реализации риск-ориентированного выбора технических решений необходимо выполнять несколько основных правил. Основное значение разработки ПД ПТ с учетом рисков - формулирование в задании на проектирование ключевых показателей, определяющих требуемую для заказчика эксплуатационную надежность ПТ:
- допустимое число реализовавшихся риск-образующих событий (отказов) на протяжении всего срока службы ПТ;
- срок службы ПТ с учетом будущих экономически оправданных ремонтов и капитальных ремонтов ПТ;
- срок до первого ремонта ПТ, т.е. срок службы ПТ, когда безотказная эксплуатация обеспечивается только осмотрами, техническим обслуживанием, борьбой с коррозией и другими негативными воздействиями на ПТ;
- уровень приемлемости последствий реализации риск-образующих событий для окружающей среды, персонала, населения, охраны труда, имиджа компании, производственных потерь (см. таблицу 4).
Приведенные выше показатели определяют большинство проектных решений и требований по безопасной эксплуатации ПТ. Кроме того, показатели эксплуатационной надежности должны соответствовать потребностям заказчика ПД и не превышать технически доступный уровень, соответствующий лучшим мировым практикам.
8.2 В зависимости от сопоставления срока до первого ремонта и срока службы ПТ в рамках ОТР должны быть предусмотрены решения по обеспечению ремонтопригодности ПТ, в т.ч. отдельных его элементов и единиц оборудования. Также должна быть предусмотрена возможность замены проектируемого ПТ по факту окончания срока службы.
8.3 Оценка экономической эффективности и воздействия на риски различных вариантов ПТ, рассмотренных в ОТР, проводится с учетом требований по безопасной эксплуатации в рамках операционной деятельности по защитным мероприятиям, ТО, ремонту и капитальному ремонту и с учетом ущерба от реализовавшихся рисков (отказов).
8.4 Экономическая эффективность ОТР оценивается с учетом срока службы проектируемых ПТ и плановой потребностью в замене и реконструкции на протяжении жизненного цикла актива (месторождения нефти и газа).
9 Процесс риск-ориентированного выбора технических решений
9.1 Процесс риск-ориентированного выбора технических решений предусматривает обоснованный выбор необходимых технических решений и требований к эксплуатации на основе идентификации, оценки и приоритизации эксплуатационных рисков на протяжении всего жизненного цикла ПТ.
9.2 Применение риск-ориентированного выбора обеспечивает необходимую для заказчика ПД эксплуатационную надежность ПТ в случаях, когда:
- ПТ по формальным признакам имеет низкую категорию;
- действующие НД проектирования и эксплуатации ПТ не требуют дополнительных решений по повышению надежности;
- из-за тех или иных особенностей ПТ (трасса, экологическая значимость района, потенциальный материальный или социальный ущерб) риски велики и не приемлемы для эксплуатирующей организации/заказчика.
9.3 Этапы процесса выполнения ПИР с реализацией риск-ориентированного подхода
Процесс проектирования ПТ с применением риск-ориентированных подходов состоит из выполнения последовательных этапов и его результат - ОТР и требования к эксплуатации ПТ, которые должны быть применены в процессе разработки ПД, проведения пуско-наладочных работ и последующей эксплуатации.
Этапы процесса применения риск-ориентированных правил проектирования ПТ, очередность их выполнения и исполнители приведены в таблице 10.
Таблица 10
Этап | Содержание | Ответственный за выполнение |
1 Разработка задания на проектирование с указанием необходимости реализации риск-ориентированного подхода | Для проектируемого ПТ в задании на проектирование следует указывать:- допустимое число реализовавшихся риск-образующих событий (отказов) на протяжении всего срока службы ПТ;- срок службы ПТ с учетом будущих экономически оправданных ремонтов и капитальных ремонтов ПТ;- срок до первого ремонта ПТ;- уровень приемлемости последствий отказов ПТ (материальный, социальный и экологический ущерб)Результат этапа: Задание на проектирование | Заказчик ПД |
2 Разработка ОТР на ПТ | ОТР (типовые) в т.ч. по объектам-аналогам, соответствующие действующим НД.Результат этапа: Предварительные ОТР | Проектная организация |
3 Разбить проектируемый ПТ на отдельные участки | Для целей идентификации, оценки и приоритизации рисков ПТ разбивается на участки, для каждого из которых эксплуатационные параметры и условия на трассе отличаются незначительно (см. 7.1).Результат этапа: Перечень участков ПТ с пикетами (начало, конец) | Проектная организация |
4 Для каждого участка проектируемого ПТ идентифицировать риск-факторы | Риск-факторы в таблице 1 и иные по рекомендациям 5.2 оцениваются по возможности реализации на проектируемом ПТ.Результат этапа: Заполненная для ПТ таблица 8 | Проектная организация <*> |
5 Оценка, приоритизация рисков ПТ и выбор стратегии управления рисками | Для идентифицированных на этапе 4 риск-факторов:- оценка вероятности в баллах от 1 до 25 по таблице 3;- оценка вероятных последствий отказа в баллах от 1 до 25 из-за нарушения целостности ПТ с учетом видов последствий и вероятных сценариев по 5.3 и таблице 2. Баллы оцениваются по таблице 4;- рассчитать риск по формуле (2) 5.7.2 и отнести ПТ к одной из категорий риска по таблице 5;- выбор стратегии управления риском по таблице 6 в соответствии с категорией риска.Результат этапа: Заполненная для ПТ таблица 9 | Проектная организация <*> |
6 Корректировка ОТР ПТ с применением риск-ориентированных подходов | В соответствии с выбранной стратегией управления риском нарушения целостности и последующего отказа ПТ для риск-фактора разработать и предусмотреть в ПД применение проектного решения и/или требования к эксплуатации. Примерный перечень проектных решений приведен в таблице 7.Результат этапа: ОТР ПТ с применением риск-ориентированных подходов | Проектная организация |
7 Контроль полноты и достаточности учета рисков нарушения целостности в ОТР на ПТ | Выполнить процедуру оценки и приоритизации рисков с учетом новых ОТР, разработанных на этапе 6.Результат этапа: верифицированные ОТР ПТ с применением риск-ориентированных подходов | Проектная организация |
8 Согласование ОТР ПТ с заказчиком ПД | Согласовать с заказчиком ПД ОТП ПТ, разработанные с применением настоящего свода правил.Результат этапа: Согласованные с заказчиком ПД ОТР ПТ с применением риск-ориентированных подходов | Проектная организация, Заказчик ПД |
<*> Для выполнения работы следует привлекать специалистов заказчика ПД/эксплуатирующей организации и согласовать полученные результаты. |
Библиография
[1] СП 34-116-97 Инструкция по проектированию, строительству и реконструкции промысловых нефтегазопроводов