СП 366.1325800.2017 Промысловые трубопроводы Оценка технических решений на основе анализа риска стр. 5

Результаты оценки и приоритизации эксплуатационных рисков ПТ
Риск
Участок ПТ-1
Вероятность, балл
Последствия, балл
Значение риска
Принятая стратегия управления риском
Событие 1 (R1)
6
10
11,7
2 "Мониторинг"
Событие 1 (R2)
20
6
20,1
4 "Устранение"
Событие 3 (R1)
-
-
1 "Принять к сведению"
Событие 3 (R2)
-
-
2 "Мониторинг"
Событие n (R1)
18
22
28,4
2 "Мониторинг"
Событие n (R2)
18
22
28,4
4 "Устранение" с дублированием не менее 1/2 проектных решений по ликвидации риска
Риск
Участок ПТ-n
Вероятность, балл
Последствия, балл
Значение риска
Принятая стратегия управления риском
Событие 1 (R1)
12
22
17,0
3 "Сокращение"
Событие 1 (R2)
-
-
1 "Принять к сведению"
Событие 2 (R1)
3
6
6,7
1 "Принять к сведению"
Событие 2 (R2)
3
6
6,7
2 "Мониторинг"
Событие n (R1)
4
24
24,3
4 "Устранение"
Событие n (R2)
4
24
24,3
2 "Мониторинг"
Обозначение - "n" - порядковый номер.

8 Правила риск-ориентированного выбора технических решений

8.1 При реализации риск-ориентированного выбора технических решений необходимо выполнять несколько основных правил. Основное значение разработки ПД ПТ с учетом рисков - формулирование в задании на проектирование ключевых показателей, определяющих требуемую для заказчика эксплуатационную надежность ПТ:
- допустимое число реализовавшихся риск-образующих событий (отказов) на протяжении всего срока службы ПТ;
- срок службы ПТ с учетом будущих экономически оправданных ремонтов и капитальных ремонтов ПТ;
- срок до первого ремонта ПТ, т.е. срок службы ПТ, когда безотказная эксплуатация обеспечивается только осмотрами, техническим обслуживанием, борьбой с коррозией и другими негативными воздействиями на ПТ;
- уровень приемлемости последствий реализации риск-образующих событий для окружающей среды, персонала, населения, охраны труда, имиджа компании, производственных потерь (см. таблицу 4).
Приведенные выше показатели определяют большинство проектных решений и требований по безопасной эксплуатации ПТ. Кроме того, показатели эксплуатационной надежности должны соответствовать потребностям заказчика ПД и не превышать технически доступный уровень, соответствующий лучшим мировым практикам.
8.2 В зависимости от сопоставления срока до первого ремонта и срока службы ПТ в рамках ОТР должны быть предусмотрены решения по обеспечению ремонтопригодности ПТ, в т.ч. отдельных его элементов и единиц оборудования. Также должна быть предусмотрена возможность замены проектируемого ПТ по факту окончания срока службы.
8.3 Оценка экономической эффективности и воздействия на риски различных вариантов ПТ, рассмотренных в ОТР, проводится с учетом требований по безопасной эксплуатации в рамках операционной деятельности по защитным мероприятиям, ТО, ремонту и капитальному ремонту и с учетом ущерба от реализовавшихся рисков (отказов).
8.4 Экономическая эффективность ОТР оценивается с учетом срока службы проектируемых ПТ и плановой потребностью в замене и реконструкции на протяжении жизненного цикла актива (месторождения нефти и газа).

9 Процесс риск-ориентированного выбора технических решений

9.1 Процесс риск-ориентированного выбора технических решений предусматривает обоснованный выбор необходимых технических решений и требований к эксплуатации на основе идентификации, оценки и приоритизации эксплуатационных рисков на протяжении всего жизненного цикла ПТ.
9.2 Применение риск-ориентированного выбора обеспечивает необходимую для заказчика ПД эксплуатационную надежность ПТ в случаях, когда:
- ПТ по формальным признакам имеет низкую категорию;
- действующие НД проектирования и эксплуатации ПТ не требуют дополнительных решений по повышению надежности;
- из-за тех или иных особенностей ПТ (трасса, экологическая значимость района, потенциальный материальный или социальный ущерб) риски велики и не приемлемы для эксплуатирующей организации/заказчика.
9.3 Этапы процесса выполнения ПИР с реализацией риск-ориентированного подхода
Процесс проектирования ПТ с применением риск-ориентированных подходов состоит из выполнения последовательных этапов и его результат - ОТР и требования к эксплуатации ПТ, которые должны быть применены в процессе разработки ПД, проведения пуско-наладочных работ и последующей эксплуатации.
Этапы процесса применения риск-ориентированных правил проектирования ПТ, очередность их выполнения и исполнители приведены в таблице 10.
Таблица 10
Этап
Содержание
Ответственный за выполнение
1 Разработка задания на проектирование с указанием необходимости реализации риск-ориентированного подходаДля проектируемого ПТ в задании на проектирование следует указывать:- допустимое число реализовавшихся риск-образующих событий (отказов) на протяжении всего срока службы ПТ;- срок службы ПТ с учетом будущих экономически оправданных ремонтов и капитальных ремонтов ПТ;- срок до первого ремонта ПТ;- уровень приемлемости последствий отказов ПТ (материальный, социальный и экологический ущерб)Результат этапа: Задание на проектированиеЗаказчик ПД
2 Разработка ОТР на ПТОТР (типовые) в т.ч. по объектам-аналогам, соответствующие действующим НД.Результат этапа: Предварительные ОТРПроектная организация
3 Разбить проектируемый ПТ на отдельные участкиДля целей идентификации, оценки и приоритизации рисков ПТ разбивается на участки, для каждого из которых эксплуатационные параметры и условия на трассе отличаются незначительно (см. 7.1).Результат этапа: Перечень участков ПТ с пикетами (начало, конец)Проектная организация
4 Для каждого участка проектируемого ПТ идентифицировать риск-факторыРиск-факторы в таблице 1 и иные по рекомендациям 5.2 оцениваются по возможности реализации на проектируемом ПТ.Результат этапа: Заполненная для ПТ таблица 8Проектная организация <*>
5 Оценка, приоритизация рисков ПТ и выбор стратегии управления рискамиДля идентифицированных на этапе 4 риск-факторов:- оценка вероятности в баллах от 1 до 25 по таблице 3;- оценка вероятных последствий отказа в баллах от 1 до 25 из-за нарушения целостности ПТ с учетом видов последствий и вероятных сценариев по 5.3 и таблице 2. Баллы оцениваются по таблице 4;- рассчитать риск по формуле (2) 5.7.2 и отнести ПТ к одной из категорий риска по таблице 5;- выбор стратегии управления риском по таблице 6 в соответствии с категорией риска.Результат этапа: Заполненная для ПТ таблица 9Проектная организация <*>
6 Корректировка ОТР ПТ с применением риск-ориентированных подходовВ соответствии с выбранной стратегией управления риском нарушения целостности и последующего отказа ПТ для риск-фактора разработать и предусмотреть в ПД применение проектного решения и/или требования к эксплуатации. Примерный перечень проектных решений приведен в таблице 7.Результат этапа: ОТР ПТ с применением риск-ориентированных подходовПроектная организация
7 Контроль полноты и достаточности учета рисков нарушения целостности в ОТР на ПТВыполнить процедуру оценки и приоритизации рисков с учетом новых ОТР, разработанных на этапе 6.Результат этапа: верифицированные ОТР ПТ с применением риск-ориентированных подходовПроектная организация
8 Согласование ОТР ПТ с заказчиком ПДСогласовать с заказчиком ПД ОТП ПТ, разработанные с применением настоящего свода правил.Результат этапа: Согласованные с заказчиком ПД ОТР ПТ с применением риск-ориентированных подходовПроектная организация, Заказчик ПД
<*> Для выполнения работы следует привлекать специалистов заказчика ПД/эксплуатирующей организации и согласовать полученные результаты.

Библиография

[1] СП 34-116-97 Инструкция по проектированию, строительству и реконструкции промысловых нефтегазопроводов