Отсутствие действенных организационных механизмов, вовлекающих результаты научных разработок в промышленное производство инновационной фармацевтической и медицинской продукции, и, как следствие, их невостребованность на территории Российской Федерации снижают конкурентоспособность отечественной фармацевтической и медицинской промышленности и отрицательно сказываются на темпах роста российской экономики в целом. В результате наблюдается постоянное удорожание импортных лекарственных препаратов, медицинской техники и изделий медицинского назначения, что затрудняет их доступность для потребителей, в особенности для социально не защищенных категорий населения.
Действующие расходные обязательства Российской Федерации, а также расходные обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований сформированы за счет финансирования текущей деятельности уполномоченных органов исполнительной власти в сфере развития здравоохранения, отдельного его сектора - фармацевтической и медицинской промышленности, а также подтвержденных объемов финансирования в рамках действующих федеральных целевых программ.
На реализацию приоритетного национального проекта "Здоровье" в федеральном бюджете на 2010 и 2011 годы запланировано 271,7 млрд. рублей, в том числе в 2010 году - 136,6 млрд. рублей, в 2011 году - 135,1 млрд. рублей.
В рамках федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)" на реализацию мероприятий будет выделено 81895,4 млн. рублей, в том числе из средств федерального бюджета - 40605,1 млн. рублей, из средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 39998,9 млн. рублей.
Объем бюджетного финансирования федеральной целевой программы "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2013 годы)" на 2010 год составляет 3330 млн. рублей, из которых на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в части прикладных научных разработок в области медицинских наук запланировано 827,28 млн. рублей.
По федеральной целевой программе "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы" на реализацию мероприятий планируется направить из средств федерального бюджета 7364,05 млн. рублей, в том числе на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ предусмотрено 6656,33 млн. рублей.
Федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы предусматривает бюджетное финансирование в 2010 году в размере 3110 млн. рублей, из которых на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ запланировано 2569,06 млн. рублей.
Кроме того, действующие расходные обязательства предусмотрены в рамках программ Российской академии наук "Молекулярная и клеточная биология" (в 2009 году объем финансирования составил 260 млн. рублей) и "Фундаментальные науки - медицине" (в 2009 году объем финансирования составил 100 млн. рублей), а также программы Российской академии медицинских наук по фундаментальным исследованиям и разработкам.
Анализ расходных обязательств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований показал, что научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по разработке новых лекарственных препаратов, медицинской техники и изделий медицинского назначения не финансируются. Опосредованно, через обеспечение необходимых условий для организации технологических кластеров, предусмотренных в ходе реализации Программы, включая гарантированное софинансирование отдельных мероприятий Программы, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования могут участвовать в Программе.
IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
Для выбора оптимального сценария Программы были рассмотрены и проанализированы три варианта - инерционный, инвестиционный и инновационный.
В основе инерционного варианта лежит текущая государственная поддержка фармацевтической и медицинской промышленности, в рамках которой отсутствуют целевые государственные вложения в развитие указанных отраслей при сохранении активности международных производителей фармацевтической и медицинской продукции на отечественном рынке лекарственных препаратов, медицинской техники и изделий медицинского назначения.
Рисками данного варианта является значительное снижение уже к 2017 году научного и технологического потенциалов отечественной фармацевтической и медицинской промышленности для их самостоятельного долгосрочного развития, зависимость от внешней экономической конъюнктуры и нестабильность на соответствующих потребительских рынках. В долгосрочной перспективе производство современных лекарственных препаратов, медицинской техники и изделий медицинского назначения и связанная с ними прикладная наука практически прекратят свое существование, что не позволит обеспечить национальную безопасность в сфере здравоохранения и здоровья граждан Российской Федерации.
В случае умеренного государственного инвестирования в развитие научно-технического потенциала отечественной фармацевтической и медицинской промышленности можно ожидать локализацию производства современных воспроизведенных лекарственных препаратов и лицензионного производства медицинской продукции на территории Российской Федерации.
Преимуществом инвестиционного варианта является увеличение доли импортозамещающей фармацевтической и медицинской продукции российского производства на внутреннем рынке. Поскольку инновационного развития промышленности этот вариант, также как инерционный, не предусматривает, научно-технический потенциал самостоятельного развития фармацевтического и медицинского производства в рамках данного варианта будет исчерпан ориентировочно к 2017 году. При этом передовые научные исследования и разработки не будут востребованы отечественными производственными предприятиями.
Основным риском инвестиционного варианта является неэффективность использования бюджетных ресурсов в долгосрочной перспективе, поскольку кратковременный позитивный эффект от применения устаревших зарубежных технологий не приведет к созданию продуктов, обладающих комплексным инновационным потенциалом. В результате национальная безопасность в сфере здравоохранения и здоровья граждан Российской Федерации будет обеспечена не в полной мере.
Инновационный вариант рассчитан исходя из прогноза использования программно-целевого метода бюджетного планирования, обеспечивающего инновационное развитие фармацевтической и медицинской промышленности с помощью Программы.
Участие государства позволит стимулировать инновационную активность отечественной фармацевтической и медицинской промышленности и нарастающее финансирование исследований и разработок за счет собственных средств предприятий.
В основу предлагаемой модели государственно-частного партнерства заложены стимулы рационального сотрудничества государства с частным бизнесом в софинансировании исследований, разработок и инновационного производства фармацевтической и медицинской продукции.
Инновационная модель позволит не только модернизировать производственные мощности предприятий на базе технологических инноваций, но и стимулировать в Российской Федерации разработку и производство наукоемкой фармацевтической и медицинской продукции, поднять уровень отечественной фармацевтической и медицинской промышленности до мирового и успешно конкурировать с зарубежными производителями как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Предлагаемый вариант предусматривает использование всех преимуществ инерционного и инвестиционного вариантов при одновременном снижении их рисков за счет повышения рыночной (негосударственной) составляющей развития.
Преимуществами данного варианта являются:
расширение круга инновационно активных предприятий;
рост экономической конкуренции, стимулирующей экономический рост;
ценовая стабилизация на потребительском рынке;
оптимизация механизмов координации исследований и разработок в фармацевтической и медицинской промышленности.
В рамках инновационного варианта предусматривается кооперация с иностранными предприятиями, научными и образовательными учреждениями, что положительно скажется на развитии отечественной фармацевтической и медицинской промышленности. При этом значительный импульс развития получат российская прикладная наука, инженерия и образование.
При реализации инновационного варианта прогнозируется:
значительный рост государственных и частных вложений в импортозамещающие научные разработки;
масштабная технологическая модернизация предприятий, производящих фармацевтическую и медицинскую продукцию в соответствии с современными стандартами производства;
увеличение инновационной активности предприятий фармацевтической и медицинской промышленности;
использование передового зарубежного научно-технического и производственно-технологического потенциалов;
создание малых инновационных предприятий и решение проблем подготовки высококвалифицированных кадров для предприятий фармацевтической и медицинской промышленности.
В рамках инновационного варианта реализации Программы будут осуществляться научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки инновационных лекарственных препаратов, медицинской техники и изделий медицинского назначения с учетом кластерной структуризации их производства таким образом, чтобы проекты по этим направлениям финансово обеспечивали функционирование научно-исследовательских подразделений производственных предприятий, научных институтов и образовательных центров в инновационно активных регионах и тех территориальных образованиях, где имеются условия для возникновения кооперации между прикладными научными исследованиями и промышленностью.
Результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, полученные в том числе в ходе реализации иных целевых научно-технических программ, будут внедряться в производство с целью их рыночной коммерциализации.
При реализации инновационного варианта будут привлекаться государственные институты развития.
Основным риском инновационного варианта является возможность возникновения мировой макроэкономической нестабильности.
Сравнение представленных вариантов решения проблемы отставания отечественной фармацевтической и медицинской промышленности и становления ее на инновационный путь, их преимуществ и рисков позволяет выбрать инновационный вариант как предпочтительный сценарий развития отрасли.
Реализация инновационного варианта Программы позволит к 2020 году увеличить долю реализуемых на внутреннем рынке российских инновационных лекарственных препаратов до 60 процентов, медицинской техники и изделий медицинского назначения - до 40 процентов (в денежном выражении) и обеспечить рост экспорта отечественной фармацевтической и медицинской продукции в 8 раз по сравнению с 2010 годом.
V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом
Реализацию Программы предлагается осуществить в 2 этапа.
Основной целью первого этапа (2011-2015 годы) является преодоление существующего научно-технического, технологического и производственного отставания отечественной фармацевтической и медицинской промышленности, преодоление сырьевой зависимости от зарубежных поставщиков, решение основных задач обеспечения национальной безопасности в сфере здравоохранения и создание технологической основы для перехода фармацевтической и медицинской промышленности к инновационной модели развития.
Основной целью второго этапа (2016-2020 годы) является устойчивое инновационное развитие отечественной фармацевтической и медицинской промышленности с нарастающим экспортным потенциалом, решение задачи обеспечения российского здравоохранения и населения качественной и доступной продукцией российского производства.
VI. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам на вариантной основе
Целью Программы является переход фармацевтической и медицинской промышленности на инновационную модель развития.
Достижение указанной цели будет обеспечиваться решением следующих основных задач:
технологическое перевооружение производственных мощностей отечественной фармацевтической и медицинской промышленности до экспортоспособного уровня и создание научно-исследовательского потенциала для выпуска конкурентоспособной продукции;
выпуск отечественной фармацевтической и медицинской промышленностью стратегически значимых лекарственных препаратов, жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также медицинской техники и изделий медицинского назначения с целью импортозамещения;
вывод на рынок инновационной продукции, выпускаемой отечественной фармацевтической и медицинской промышленностью;
увеличение экспортного потенциала отечественной фармацевтической и медицинской промышленности в 8 раз по сравнению с базовым 2010 годом;