кадровое обеспечение отечественной фармацевтической и медицинской промышленности.
В рамках Программы будет осуществляться мониторинг ее реализации, включающий в себя организацию и проведение методологически обоснованных проверок хода осуществления программных мероприятий и определения степени его влияния на ситуацию в фармацевтической и медицинской промышленности.
Оценка достижения цели Программы в целом и по годам ее реализации осуществляется посредством определения степени и полноты решения поставленных задач с использованием следующих целевых индикаторов:
объем производства лекарственных препаратов российского производства в денежном выражении;
доля лекарственных препаратов российского производства в денежном выражении;
доля лекарственных препаратов российского производства по номенклатуре перечня стратегически значимых лекарственных средств и перечя жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
доля медицинской техники и изделий медицинского назначения российского производства;
объем производства медицинской продукции, в том числе за счет коммерциализации созданных передовых технологий;
объем привлеченных внебюджетных средств;
объем экспорта фармацевтической продукции;
объем экспорта медицинской продукции;
коэффициент бюджетной эффективности;
количество предприятий фармацевтической и медицинской промышленности, где было произведено технологическое перевооружение производства;
количество созданных научно-исследовательских центров мирового уровня по разработке лекарственных препаратов, медицинской техники и изделий медицинского назначения, в том числе в формирующихся профильных кластерах;
численность специалистов, прошедших подготовку и переподготовку.
Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации Программы приведены в приложениях N 1-3 к настоящей Концепции.
Достижение цели Программы к 2020 году позволит отечественной фармацевтической и медицинской промышленности развиваться в рамках единого научно-технологического, организационного, финансового, инвестиционного, производственного и маркетингового комплекса, посредством которого идеи и технологии будут трансформироваться в инновационные лекарственные препараты, медицинскую технику и изделия медицинского назначения и новые методы их производства.
VII. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы в целом и отдельных ее направлений на вариантной основе
Предложения по объемам и источникам финансирования Программы учитывают 2 варианта ее реализации - инвестиционный и инновационный.
Реализация инвестиционного варианта предусматривает финансовое обеспечение развития технологического потенциала фармацевтической и медицинской промышленности в объеме 105 386 млн. рублей, из них 70 процентов - средства федерального бюджета и 30 процентов - внебюджетные средства.
Развитие инновационного потенциала фармацевтической и медицинской промышленности за счет средств федерального бюджета в данном варианте не предусматривается. Предполагается, что за рамками Программы отечественная фармацевтическая и медицинская промышленность, обеспеченная современным оборудованием, сможет занять не более одной третьей объема российского рынка лекарственных препаратов, медицинской техники и изделий медицинского назначения. Уже с 2015 года начнется этап стагнации этих отраслей и сокращение их доли за счет конкурирующего импорта.
Финансирование Программы в рамках предлагаемого для реализации инновационного варианта предусматривает ресурсное обеспечение из средств федерального бюджета и софинансирование за счет средств внебюджетных источников одновременного решения задач технологического перевооружения и запуска инновационного цикла развития фармацевтической и медицинской промышленности. В результате к 2017-2020 годам сформируется достаточный объем защищенных патентами разработок лекарственных препаратов, медицинской техники и изделий медицинского назначения для внедрения в массовое производство российскими производителями. Инновационная продукция российского производства наряду с импортозамещающей позволит российским производителям к концу действия Программы занять более 50 процентов внутреннего рынка фармацевтической и более 40 процентов рынка медицинской продукции в денежном выражении. При этом обе отрасли начиная с 2020 года перейдут на самостоятельное финансирование исследований и разработок за счет дополнительной прибыли, получаемой от реализации инновационной продукции.
Предельный (прогнозный) объем финансирования Программы в 2011-2020 годах составит 187 944 млн. рублей, из которых средства федерального бюджета составят 124 797 млн. рублей, средства внебюджетных источников - 63 147 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).
Данный объем финансирования по соответствующим видам расходов был получен из оценки предельной стоимости и максимального количества проектов соответствующих групп мероприятий Программы, обеспечивающих выполнение основных задач и достижение заявленной цели.
Для максимально эффективного достижения цели Программы финансовое обеспечение реализации Программы за счет средств федерального бюджета будет включать в себя расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в размере 95 577 млн. рублей, расходы на капитальные вложения - 25 270 млн. рублей, прочие расходы - 3950 млн. рублей. Расходы за счет внебюджетных источников составят 59 297 млн. рублей на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, 3300 млн. рублей - на капитальные вложения и 550 млн. рублей - на прочие нужды.
Необходимость указанного объема и соответствующего распределения финансирования мероприятий Программы является принципиальным с точки зрения выполнения государственных задач по стратегическому развитию отечественной фармацевтической и медицинской промышленности. Уменьшение финансирования Программы приведет к усилению зависимости от импорта фармацевтической и медицинской продукции, в том числе в рамках перечня стратегически значимых лекарственных средств и перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и приоритетных направлений российского здравоохранения, к остановке запуска инновационного цикла в указанных отраслях промышленности, к отсутствию модернизации российских предприятий и невозможности их перехода на стандарты надлежащей производственной практики к 2014 году, что является обязательным для российских производителей согласно Федеральному закону "Об обращении лекарственных средств".
VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы
Реализация Программы по инновационному варианту позволит создать необходимые условия для долгосрочного инновационного развития фармацевтической и медицинской промышленности. Важным итогом реализации Программы станет увеличение доходов федерального бюджета, что обеспечит ее экономическую эффективность и будет способствовать приросту внутреннего валового продукта. Инновационный вариант реализации Программы позволит обеспечить население качественными и доступными лекарственными препаратами, медицинской техникой и изделиями медицинского назначения, произведенными в Российской Федерации.
Реализация Программы в силу ее специфики выраженного социального характера окажет значительное позитивное влияние на темпы экономического роста, здоровье граждан, демографические показатели на протяжении длительного времени, а также обеспечит дальнейшее совершенствование форм и методов организации структуры отечественной фармацевтической и медицинской промышленности.
По прогнозным оценкам, реализация предусмотренных Программой мероприятий позволит обеспечить к 2020 году достижение следующих результатов:
объем производства в рамках Программы лекарственных препаратов составит 765 млрд. рублей;
доля лекарственных препаратов российского производства в денежном выражении составит 50 процентов всех реализуемых лекарственных препаратов;
доля лекарственных препаратов российского производства составит 90 процентов препаратов по номенклатуре перечня стратегически значимых лекарственных средств и перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
доля медицинской техники и изделий медицинского назначения российского производства составит в денежном выражении 40 процентов всех реализуемых изделий медицинского назначения и медицинской техники;
объем производства в рамках Программы медицинской продукции, в том числе за счет коммерциализации созданных передовых технологий, составит 200 млрд. рублей;
объем экспорта фармацевтической продукции составит 90 млрд. рублей;
объем экспорта медицинской продукции составит 40 млрд. рублей;
будет проведено технологическое перевооружение производства на 75 предприятиях фармацевтической промышленности;
будет проведено технологическое перевооружение производства на 85 предприятиях медицинской промышленности;
будет сформировано 10 научно-исследовательских центров мирового уровня по разработке лекарственных препаратов, в том числе в формирующихся профильных инновационных кластерах;
будет сформировано 7 научно-исследовательских центров мирового уровня по разработке медицинской техники и изделий медицинского назначения, в том числе в формирующихся профильных инновационных кластерах;
число специалистов, прошедших подготовку и переподготовку, достигнет 5 тыс. человек.
В фармацевтической и медицинской промышленности произойдет формирование новых рабочих мест и повысится спрос на квалифицированные кадры, включая научно-технических работников высшей квалификации.
Важным эффектом от реализации Программы станет вовлечение квалифицированных специалистов в сферу наукоемкого бизнеса - к 2020 году при непосредственном влиянии Программы будет создано более 500 новых малых и средних высокотехнологичных предприятий фармацевтической и медицинской промышленности.
Реализация Программы в полном объеме позволит достичь высоких показателей экономической, социальной и экологической эффективности, будет определять технологические возможности на долгосрочную перспективу и создаст технологическую основу для повышения качества жизни и здоровья граждан Российской Федерации, экономического роста и выхода страны на мировые рынки высокотехнологичной продукции фармацевтического и медицинского назначения.
IX. Предложения по участию федеральных органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реализацию Программы
Предлагается определить федеральными органами исполнительной власти, ответственными за формирование и реализацию Программы, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации и Федеральное медико-биологическое агентство.
X. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам Программы
Функции государственного заказчика - координатора Программы предлагается возложить на Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
Государственными заказчиками Программы предлагается определить Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное медико-биологическое агентство, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова и Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом".