СП 313.1325800.2017 Дороги автомобильные в районах вечной мерзлоты Правила проектирования и строительства стр. 10

9.3.5 Для каждого участка пересечения необходимо составлять индивидуальный проект, включающий: характеристику инженерно-геологических условий; размеры (диаметр) трубопровода и среднегодовую температуру на его поверхности; время производства работ по прокладке трубопровода (до или после сооружения земляного полотна); требования к грунтам, предназначенным для засыпки трубопровода; технологию отсыпки земляного полотна.
9.3.6 На участках планируемых пересечений предпочтение следует отдавать опережающей прокладке горячих трубопроводов с защитным футляром.
9.3.7 На участках, сложенных просадочными и сильнопросадочными грунтами, трубопровод надлежит укладывать в зимний период с заменой грунтов в основании непросадочными грунтами на глубину их сезонного оттаивания, но не менее чем на 2,5 м. В целях уменьшения зоны оттаивания используют теплоизолирующий слой под трубой на песчаной подсыпке толщиной не менее 0,2 м.
9.3.8 Толщина теплоизолирующего слоя из торфа должна составлять не менее 0,5 м в плотном теле при среднегодовой температуре поверхности трубы 5 °С. Слой следует укладывать на всю ширину траншеи, которую устанавливают согласно СП 36.13330. Во всех случаях ширина траншеи должна быть не менее полуторного поперечного габарита механизмов, уплотняющих и разравнивающих укладываемый грунт.
9.3.9 Если в качестве теплоизоляционного материал используют плиты из ИТМ, их толщину принимают от 10 до 30 см при температуре на поверхности трубы соответственно от 20 °С до 40 °С и 5 см – при температуре 5 °С.
9.3.10 Для предотвращения оттаивания грунтов вокруг трубопровода целесообразно предусматривать в нижней части трубы цилиндрическую (в виде скорлуп) теплоизоляцию толщиной, равной половине диаметра трубы.
9.3.11 Траншею для укладки трубопровода устраивают механизированным или взрывным способом на полную глубину с последующим разравниванием удаленного грунта вдоль дороги.
9.3.12 Для засыпки траншеи следует применять грунты с устойчивой структурой, большой объемной массой, высоким коэффициентом фильтрации. При их отсутствии траншеи необходимо засыпать грунтом, из которого возведено земляное полотно автомобильной дороги.
9.3.13 В зимний период грунт в траншею следует засыпать немедленно после укладки трубопровода, не допуская его смерзания. Если для засыпки используют мерзлый комковатый грунт, то над верхней образующей уложенного трубопровода необходимо создавать защитный слой не менее 0,2 м из мелкого разрыхленного или талого грунта.
9.3.14 Торф для устройства теплоизолирующего слоя доставляют из карьеров автомобилями-самосвалами. Разравнивают и уплотняют торфяной слой многократными проходами бульдозера на гусеничном или пневматическом ходу.
9.3.15 Плиты ИТМ раскладывают и закрепляют на подстилающем слое деревянными кольями или металлическими штырями.
9.3.16 Грунт засыпки над верхней образующей трубопровода должен иметь тот же коэффициент уплотнения, что и грунт в нижней части насыпи. Засыпку траншеи грунтом и его уплотнение следует осуществлять до заполнения трубопровода продуктами.
9.3.17 Контроль качества и приемку земляных работ производят в соответствии с положениями СП 86.13330 и требованиями, приведенными в [24].
9.3.18 Земляное полотно в зоне пересечения возводят послойно в соответствии с требованиями настоящего свода правил. При этом дорожную одежду устраивают по двухстадийной технологии.
9.3.19 В том случае, когда предусмотрено пересечение эксплуатируемой автомобильной дороги трубопроводом, необходимо строить временную объездную дорогу, включая автозимник.
На участке пересечения проводят демонтаж плит покрытия и разрабатывают бульдозером с предварительным рыхлением грунта поперечную траншею в насыпи на необходимую ширину. В дальнейшем работы выполняют по изложенной выше технологии.

10 Строительство автомобильных дорог

10.1 Общие требования

10.1.1 Строительство автомобильных дорог осуществляют в соответствии с СП 78.13330, СП 99.13330 и указаниями настоящего свода правил.
10.1.2 На тех участках, где земляное полотно запроектировано по 1-му принципу, должны строго соблюдать сроки проведения подготовительных и основных работ должны. Запрещается переносить отдельные виды работ на более поздние сроки, не предусмотренные проектом. Изменения, необходимость которых возникает в процессе строительства (производство работ в летний период и пр.), могут быть допущены после согласования с проектной организацией.
10.1.3 При разработке проекта производства работ следует исходить из того, что основной объем земляных работ должен быть выполнен в зимнее время, когда можно максимально использовать естественный холод для промораживания грунтов в основании и тем самым снижать техногенное воздействие на них, что отвечает требованиям охраны окружающей среды.
10.1.4 В течение короткого летнего периода необходимо:
довести земляное полотно, отсыпанное в зимний период, до требуемых параметров путем уплотнения тела насыпи, планировки откосов, укрепительных работ;
  • заготовить грунт для работ в зимний период;
  • выполнить укрепительные и отделочные работы на искусственных сооружениях;
  • устроить дорожное основание и покрытие;
организовать производство асфальтобетонных и цементобетонных смесей в необходимом объеме.
10.1.5 В зимний период необходимо:
построить автозимники, возвести временные здания и сооружения, расчистить дорожную полосу и подготовить карьеры дорожно-
строительных материалов, в том числе грунтовые, для разработки грунта зимой и в следующий летний период;
  • доставить на объекты машины, механизмы, строительные и горюче-смазочные материалы;
  • произвести буровзрывные работы на участках с мерзлыми грунтами, которые при оттаивании переходят в текучее состояние;
соорудить временные землевозные дороги между карьерами и трассой, возвести насыпи из скальных, а также несмерзающихся галечно-гравийных и песчаных грунтов на подходах к мостам, на марях, болотах и других участках со слабыми основаниями; отсыпать бермы и утеплить откосы;
заготовить, переработать и вывезти каменные материалы на трассу и заводы [асбестоцементный завод (АБЗ), цементобетонный завод (ЦБЗ)];
    • устроить щебеночное (гравийное) основание;
    • уложить сборные железобетонные плиты.
10.1.6 Для обеспечения работы АБЗ при пониженных положительных и отрицательных температурах воздуха утепляют сушильные и смесительные барабаны, трубопроводы, осуществляют парообогрев битумо-, водо-, топливопроводов и бачков для дозировки вяжущих, утепляют кабины операторов и транспортеры, подающие минеральные материалы.
10.1.7 Цементобетонные смеси при отрицательных температурах приготавливают на утепленных ЦБЗ. Утеплению подлежат емкости для воды, водо- и паропроводная сети, пневмоаппараты, краны, насосы, контрольные приборы и установки для приготовления растворов солей и поверхностно-активных веществ (ПАВ). Для подогрева материалов необходимо отапливать галереи с транспортерами для их подачи, а также бункерное, дозировочное и смесительное отделения завода.
10.1.8 Сроки выполнения подготовительных работ назначают в зависимости от типа местности и принятого принципа проектирования земляного полотна.
На тех участках, где земляное полотно запроектировано по 1-му принципу, лес, кустарник, бугры пучения удаляют только в зимний период на ширину основания насыпи, при этом сохраняют снежные отложения толщиной не более 20 см. Запрещается корчевать пни на просеке.
Не допускается устройство просеки «в задел». Мохорастительный покров в основании насыпи и в пределах охранной зоны, границы которой устанавливают при проектировании (ориентировочно не более 100 м в обе стороны от оси трассы), должен быть сохранен.
Проезд дорожных машин и технологического транспорта по просеке разрешается только в зимний период.
10.1.9 На тех участках, где земляное полотно запроектировано по 2-му принципу, лес и кустарник удаляют в зимнее время, мохорастительный покров с поверхности резерва – сразу же после его оттаивания в весенний период. Грунты боковых резервов допускается использовать при влажности, близкой к оптимальной.
10.1.10 В пределах ширины насыпи понизу этот слой сохраняют в ненарушенном состоянии. На участках 1-го типа местности, где предусмотрено предпостроечное оттаивание грунтов основания, мохорастительный слой удаляют на всю ширину дорожной полосы бульдозером в поперечном направлении в обе стороны от оси дороги.
10.1.11 В качестве подъездных дорог к карьерам зимой используют обычные автозимники, а в летнее время – автозимники с продленными сроками эксплуатации или временные дороги с шириной насыпи 8 м и высотой не менее 0,6 м. Конструкции автозимников назначают в соответствии с требованиями нормативных документов.
10.1.12 В районах со сплошным распространением мерзлоты мохорастительный покров или торф для теплоизолирующих слоев заготавливают зимой рыхлением или заблаговременно ранней весной путем послойной разработки его бульдозерами с перемещением в валы и призмы для просушивания. Территория, где намечена заготовка теплоизоляционного материала, должна быть удалена от оси дороги на расстояние, безопасное для сооружения по условиям его устойчивости: на участках 2-го типа местности – не менее чем на 50 м, 3-го типа – не менее чем на 100 м. Теплоизоляционные материалы должны быть уложены большей стороной по направлению преобладающих ветров.
10.1.13 Перед началом основных земляных работ обследуют район проложения трассы для выявления дополнительных карьеров грунтов и уточнения условий технологических особенностей производства работ.
При обследовании определяют:
  • места укладки снега, удаляемого с поверхности резервов и карьеров;
  • состояние водоотводных канав;