Тип укрепления подводящих и отводящих русел, сложенных просадочными грунтами, принимают в зависимости от их уклона:
а) не более 1 % – бутовую кладку по слою теплоизоляции из мха, торфа толщиной не более 20 см в плотном состоянии;
б) от 1 до 5 % – цементобетон (сборный или монолитный) по слою теплоизоляции из мха, торфа толщиной до 30 см в плотном состоянии;
в) более 5 % – быстротоки по слою теплоизоляции в соответствии с требованиями поз. «б».
9.2.10 На водотоках, основание которых сложено сильнопросадочными грунтами, тип укрепления принимают в зависимости от уклона русел:
- не более 1 % – в соответствии с поз. «а» 8.2.9;
- от 1 до 5 % – в соответствии с поз. «б» 8.2.9;
- более 5 % – бетонные, металлические или деревянные лотки на сваях, заглубляемых в вечномерзлый грунт по расчету на выпучивание.
На местности с уклоном более 1 % отводящие русла целесообразно укреплять по всей длине косогора, устраивая у его подножия гасители энергии водного потока.
9.2.11 Дополнительными мероприятиями, обеспечивающими устойчивость труб, являются:
максимальное сохранение мохорастительного покрова на расстоянии не менее 20 м от концевых звеньев трубы и не менее 20 м в каждую сторону от нее;
- засыпка пазух в котлованах, подсыпка под фундаменты, устройство подготовок под крепления русел водонепроницаемыми глинистыми грунтами;
устройство насыпей с уположенными откосами или бермами на расстоянии, равном четырехкратной высоте насыпи в каждую сторону от трубы;
устройство на откосах насыпи каменной наброски толщиной от 1 до 1,5 м выше уровня верха трубы на 1 м или торфяной изоляции толщиной не менее 1м до уровня верха трубы, протяженность которых вдоль дороги равна четырем диаметрам трубы в каждую сторону от ее оси или оси крайних звеньев для многоочковых труб;
- обеспечение общего фундамента звеньев многоочковых труб.
9.2.12 Устойчивости конструкции способствует:
- размещение откосных крыльев оголовков и оголовочной секции на общем фундаменте, т. е. когда они представляют собой общее целое;
засыпка понижений в районе трубы глинистым грунтом в виде бермы высотой от 0,2 до 0,3 м с уклоном ее верха от 2 до 4% в сторону русла водотока с целью предотвратить застой воды и увеличить скорость ее протекания вдоль подошвы насыпи;
обеспечение в условиях большой снегозаносимости (когда отверстие трубы полностью занесено снегом) проветривания труб в зимний период с помощью вентиляционных труб, концы которых выводят за пределы снежных отложений, или других устройств.
9.2.13 На участках природных наледей, образующихся по руслам водотоков, проектируют:
- преимущественно мосты вместо труб;
- мосты с увеличенными отверстиями, преимущественно свайно-эстакадного типа на всю ширину наледного лога;
- мосты и трубы совместно с утепленными лотками;
мосты со спрямленными и углубленными руслами, обеспечивающими пропуск наледной воды через зону искусственного сооружения.
9.2.14 Мосты с увеличенными отверстиями проектируют в местах развития природных наледей объемом более 10000 м3 с нечетко выраженными наледными источниками, когда устранение причин возникновения наледи или задержание наледи на удалении от сооружения практически не представляется возможным или экономически нецелесообразным.
9.2.15 Высоту подмостового габарита по условиям пропуска наледи и весеннего потока талых вод вычисляют в соответствии с ГОСТ 26775 по формуле:
Нм = ∆Н + ∆h + ∆hпр, (8)
Где Нм – высота подмостового габарита, м;
∆H – расчетная максимальная мощность наледи, м, требования к которой приведены в [26];
∆ℎ – превышение, необходимое для пропуска по наледи расчетного расхода талых вод, м;
∆hпр – просвет от уровня воды до низа пролетного строения, м.
9.2.16 Безналедный пропуск водотоков осуществляют с применением утепленных лотков при четко выраженном, сконцентрированном в одном месте наледном источнике с температурой воды выше +3 °С и его незначительном удалении от сооружения. Толщину утепления лотков устанавливают теплотехническим расчетом.
9.2.17 Постоянный противоналедный лоток необходимо проектировать совместно с мостом или трубой. Лоток можно устраивать с заглублением в грунт или на его поверхности. Длину лотка принимают равной ширине моста или длине трубы, но более 25–30 м.
9.2.18 Наледи выше искусственного сооружения целесообразно задерживать на водотоках с малыми расходами и при наличии пологих (уклон менее 0,02) и широких логов, позволяющих накапливать лед одним-двумя заборами или земляными валами с заборами в проеме.
9.2.19 На участках прогнозируемых наледей проектируют следующие типы искусственных сооружений:
- трубы со специальными конструкциями фундаментов;
- свайно-эстакадные мосты, полностью перекрывающие наледный лог;
- мосты с любыми конструкциями фундаментов и опор, но с повышенными подмостовыми габаритами;
- мосты или трубы совместно с дренажно-каптажными устройствами.
9.2.20 Трубы на участках прогнозируемых наледей допускается проектировать с облегченными или свайными фундаментами, предусматривая теплоизолирующие подушки, чтобы глубина промерзания грунта под фундаментом была менее промерзания грунтов в естественных условиях.
9.2.21 Подошву фундамента (теплоизолирующей подушки) трубы следует располагать выше уровня грунтовых вод. Если это условие выполнить невозможно, проектируют мосты с увеличенными отверстиями или при соответствующих технико-экономических обоснованиях трубы и мосты с дренажно-каптажными устройствами.
9.2.22 Каптаж совместно с дренажом следует применять при наличии источников подземных вод, выходящих на склоне выше дороги. Он может состоять из одного или нескольких колодцев, а также из коротких галерей, канав или лотков и отводных устройств.
9.2.23 Колодцы и водоотводные трубы необходимо утеплять, а трубы закладывать в нижней трети глубины сезонного промерзания грунта в естественных условиях.
9.2.24 Свайно-эстакадные мосты надлежит проектировать на постоянно действующих малых и средних водотоках, предусматривая мероприятия, компенсирующие нарушенные строительством мерзлотно-гидрологические условия (устройство теплоизолирующих подушек, накопление снега, углубление русел и т. д.).
9.2.25 На малых водотоках и ручьях при глубине залегания водоупорного слоя не более 3–5 м и низкой температуре воды (ниже 3 °С) необходимо предусматривать устройства, активизирующие наледный процесс и задерживающие наледь в удалении от сооружения (наледные пояса, активные противоналедные валы, вентиляционно-морозильные установки и самонастраивающиеся, автоматически действующие охлаждающие установки).
9.3 Пересечения автомобильных дорог с горячими газо- и нефтепроводами
9.3.1 Пересечения автомобильных дорог горячими трубопроводами всех диаметров и назначений должны осуществлять подземным способом с соблюдением общих требований, регламентируемых СП 36.13330.
9.3.2 Пересечения, как правило, следует предусматривать на участках, сложенных непросадочными и слабопросадочными грунтами. Для участков с другими грунтами в проектах пересечений необходимо предусматривать комплекс инженерных мероприятий, направленных на обеспечение устойчивости земляного полотна и максимальное сохранение естественного температурного режима вечномерзлых грунтов под горячим трубопроводами.
9.3.3 В месте пересечения земляное полотно автомобильной дороги следует устраивать в насыпи, а трубопровод прокладывать подземным способом. Запрещается пересечение автомобильной дороги трубопроводом на участках нулевых мест и выемок. Угол пересечения автомобильной дороги с трубопроводом должен быть 85°–90°.
9.3.4 Глубина заложения трубопровода должна быть не менее 1,4 м от поверхности дорожного покрытия до верхней образующей защитного футляра. Если защитный футляр не предусмотрен (на дорогах V категории), то глубину заложения принимают до верхней образующей трубопровода.