СП 313.1325800.2017 Дороги автомобильные в районах вечной мерзлоты Правила проектирования и строительства стр. 11

  • влажность грунтов в резервах и при необходимости в карьерах.

10.2 Земляное полотно и укрепление откосов

10.2.1 Насыпь, проектируемую по 1-му принципу, следует возводить в зимнее время после промерзания грунта основания на глубину не менее 0,3 м. Нижние слои отсыпают на высоту не более 0,5 м способом «от себя», а последующие – продольным. Насыпь следует сооружать на полную высоту в одну или две стадии: часть отсыпают зимой на промерзшее основание (1-я стадия) и затем доводят до проектной отметки летом (2-я стадия).
Сроки 2-й стадии определяют исходя из условия сохранения грунта под насыпью в мерзлом состоянии.
10.2.2 Насыпь, проектируемая по 2-му принципу, должна быть отсыпана до проектных отметок к сроку, когда оттаивание грунтов основания достигнет расчетной глубины. Работы выполняют в зимний или весенне-летний период либо стадийно.
10.2.3 При использовании для возведения насыпи сухо- и твердомерзлых грунтов на 2-ой стадии предусматривают дополнительное уплотнение нижней части насыпи в теплый период вибрационными катками.
В районах с островным распространением мерзлоты при отсыпке насыпей в зимний период талыми грунтами время от их разработки до окончания уплотнения не должно превышать: при температуре воздуха до минус 10 °С – 1,5 ч; от минус 10 °С до минус 20 °С – 1 ч, от минус 20 °С до минус 30°С – 0,5 ч.
10.2.4 Насыпь из крупнообломочных или песчаных грунтов возводят послойно на полную высоту с их разравниванием и уплотнением. Теплоизолирующую призму на откосах наращивают по мере отсыпки слоев насыпи. Торф для теплоизоляции доставляют транспортными средствами и перемещают на откосы бульдозерами или автогрейдерами. В аналогичном порядке возводят насыпи на торфяных грунтах.
10.2.5 Насыпь на косогоре возводят с соблюдением следующих правил:
  • 1-й слой отсыпают способом «от себя» с одновременным устройством дренажной присыпки и разравниванием грунта бульдозером;
присыпку из мохоторфяного грунта наращивают послойно с одновременной отсыпкой и разравниванием грунта в насыпи и мохоторфяного грунта в присыпке.
10.2.6 Для разработки глинистых грунтов и перемещения их в насыпь осуществляют при допустимой влажности и применяют бульдозеры, скреперы, экскаваторы с транспортными средствами. Переувлажненные грунты предварительно просушивают.
10.2.7 В зависимости от влажности грунты в резервах разрабатывают:
  • при верхнем пределе допустимой влажности – в весенний период слоями толщиной от 15 до 20 см по мере их оттаивания;
  • влажности от верхнего до нижнего пределов – в летний период слоями по мере их просыхания.
При производстве работ необходимо рационально сочетать указанные способы, обеспечивая первоочередное возведение земляного полотна на участках с боле высокой влажностью.
10.2.8 При возведении насыпи из глинистых грунтов из боковых резервов соблюдают следующие требования:
  • разрабатывают резервы, начиная с их низовой стороны;
  • разравнивают грунт ежедневно после его перемещения в насыпь с приданием поверхности уклона от 3 ‰ до 5 ‰ от оси к бровкам;
  • планируют дно и откосы резервов, а также разравнивают валы мохорастительного покрова сразу же после окончания земляных работ;
  • послойно уплотняют грунт специальными средствами с соблюдением требуемых норм плотности.
10.2.9 Выемки в глинистых грунтах разрабатывают следующими способами:
а) рыхлением мерзлого грунта взрывами с последующей разработкой экскаваторами в отвал или с погрузкой в транспортные средства;
б) взрывами грунта на выброс или сброс с доработкой экскаваторами и бульдозерами;
в) послойной разработкой грунта по мере его естественного оттаивания на глубину от 15 до 20 см и его перемещением бульдозерами в отвал или кавальеры для последующей погрузки экскаваторами в транспортные средства.
10.2.10 Выемки глубиной не более 2 м разрабатывают по поперечной схеме, а более 2 м – по продольно-участковой схеме. Целесообразно применять комбинированную разработку с использованием обеих схем. Аналогичным способом разрабатывают полувыемки на неустойчивых склонах.
10.2.11 Выемки в льдонасыщенных грунтах устраивают с укладкой теплоизоляционного материала на откосы сразу же после завершения земляных работ. Грунт, подлежащий замене, разрабатывают согласно перечислениям а), в) 9.2.9.
10.2.12 Грунт земляного полотна уплотняют, как правило, катками на пневматических шинах, применяя легкие катки (массой не более 10 т) для подкатки и тяжелые (от 25 до 50 т) – для окончательного уплотнения. Необходимое количество проходов катка зависит от принятой нормы плотности, влажности грунта и определяется пробным уплотнением. После возведения земляного полотна откосы крутизной менее 1:3 необходимо доуплотнять легкими катками (массой не более 10 т) с их перемещением по круговой схеме перпендикулярно оси насыпи, а более крутые откосы – планировщиками-уплотнителями.
В таблице 6 приведены условия использования мерзлых грунтов и способы их разработки.
Т а б ли ц а 6
Разновидность
мерзлого
песчаного грунта
Условия разработки
грунта землеройными
машинами
Содержание
мерзлых комьев
крупнее 25 см
при разработке
грунта, %
Условия применения
Минимальный коэффициент
уплотнения
Относительная
осадка при
оттаивании в
насыпи, доли
единицы
в мерзлом
состоянии
после
оттаивания
Сыпучемерзлый
Без рыхления
0
Без ограничений потехнологическим правилам, установленным для талых грунтов
0,95
0,95
0
Сухо-мерзлый
То же
<50
Размер мерзлых комьев недолжен превышать 30 см.Послойное уплотнениерешетчатыми иливибрационными катками
0,92
0,95
<0,05
Твердомерзлый
С предварительным
рыхлением взрывным
или
механизированным
способом
50–80
В смеси с сыпуче-мерзлым грунтом – в нижней частинасыпи; содержание мерзлых комьев размером до 30 см не более 50 %.Послойноеуплотнение решетчатыми иливибрационными катками
0,87
0,95
<0,12
Пластично-мерзлый
То же
>80
Только для заготовки в бурты с последующим оттаиванием и просушкойНе нормируется
10.2.13 Для возведения насыпи с теплоизолирующим слоем из торфа в нижней части необходимо:
  • удалить бульдозером снег с дорожной полосы;
заготовленный заблаговременно и просушенный в карьере торф доставить транспортными средствами к месту работ, уложить слоем толщиной от 0,4 до 0,5 м (в рыхлом состоянии) и разровнять бульдозером повышенной проходимости, одновременно уплотняя;
  • отсыпать насыпь из минерального грунта: первый слой – способом «от себя», последующие – продольным способом.
10.2.14 Земляное полотно с искусственным теплоизолирующим слоем возводят в следующем порядке:
  • удаляют бульдозером снег с дорожной полосы;
отсыпают из песка выравнивающий слой толщиной не более 0,3 м (в зависимости от неровностей на поверхности), с помощью бульдозера или автогрейдера; укладывают теплоизолирующие плиты на проектную ширину стыками вразбежку, под откосной частью – в два слоя;
отсыпают 1-й слой насыпи толщиной от 0,5 до 0,6 м из песка способом «от себя», надвигая грунт бульдозером сначала на крайние плиты, затем на средние, не допуская попадания на них крупных комьев мерзлого грунта;
  • доводят насыпь до проектной отметки продольным способом.
10.2.15 Насыпь на участках с мелкими буграми пучения следует возводить, увязывая все виды работ по времени и стадийности. На 1-й стадии устраивают выравнивающий слой на высоту бугра пучения, укладывают теплоизоляционный материал и засыпают его слоем грунта от 0,5 до 0,6 м. На 2-й стадии доводят насыпь до проектной отметки с учетом требований, приведенных в [22].
10.2.16 На участках с несколькими буграми пучения в пределах дорожной полосы необходимо отсыпать сплошной выравнивающий слой с тем, чтобы использовать его в дальнейшем для проезда автомобильного транспорта и дорожных машин. В местах расположения бугров по ходу работ следует закрепить на них выноски и отметить их в попикетной ведомости. До начала оттепели над буграми необходимо уложить теплоизолирующий слой и отсыпать насыпь. При использовании глинистых грунтов работы производят аналогично, соблюдая требования по выполнению земляных работ в зимний период.
10.2.17 Земляное полотно на плоскобугристых торфяниках возводят в следующем порядке:
  • после промерзания торфа в мочажинах на глубину не менее 30 см (что позволяет обеспечить проезд машин) удаляют снег с дорожной полосы бульдозером;
доставляют торф автомобильным транспортом и отсыпают в пределах ширины насыпи по низу, после чего бульдозером перемещают в мочажины способом «от себя»;
отсыпают минеральный грунт насыпи после полного промерзания ранее уложенного слоя торфа в мочажинах, для ускорения которого систематически удаляют выпадающий снег.
10.2.18 На участке с единичными крупными буграми пучения насыпь возводят в следующем порядке:
расчищают дорожную полосу от снега бульдозером, обеспечивая тем самым быстрое промораживание торфа в мочажинах на глубину от 0,3 до 0,4 м;
- рыхлят и удаляют мерзлый грунт бугра пучения бульдозером-рыхлителем на глубину залегания торфа в примыкающих мочажинах;
  • разрабатывают торф в карьере экскаватором с погрузкой в автомобили-самосвалы, доставляют к месту укладки;