СП 313.1325800.2017 Дороги автомобильные в районах вечной мерзлоты Правила проектирования и строительства стр. 12

  • засыпают торф в котлован, разравнивают и уплотняют бульдозером (с запасом на осадку);
  • планируют поверхность торфяной засыпки с приданием двускатного профиля в сторону откосов;
  • систематически расчищают снег для ускорения естественного промораживания торфа;
  • сооружают насыпь из дренирующего грунта после промерзания торфа в котловане.
10.2.19 Сооружение насыпи с геотекстильными прослойками включает следующие операции: подготовку основания, раскатку и выравнивание рулонов по поверхности основания или насыпного слоя, скрепление полотнищ между собой, приемочный контроль за устройством прослоек, отсыпку земляного полотна до проектных отметок.
10.2.20 Перед укладкой геотекстиля в летний период на естественное основание необходимо предварительно засыпать грунтом глубокие ямы или старые колеи на дорожной полосе, удалить кустарник и отдельные деревья без корчевания пней.
В зимний период геотекстиль следует укладывать после промерзания грунта основания на глубину от 30 до 40 см. Снежный покров толщиной более 20 см должен быть удален с основания насыпи.
Если предусматривают укладку геотекстиля на ранее отсыпанный слой земляного полотна, то его поверхность должна быть спланирована с поперечным yклоном 4 ‰.
10.2.21 Направление раскатки рулонов (вдоль или поперек дороги) зависит от особенностей работы конструкции. Рулоны необходимо раскатывать с максимально возможным натяжением, устраняя перекосы и выравнивая края. Раскатку рулонов следует производить в объеме, соответствующем сменному заданию по отсыпке вышележащего грунтового слоя или укладке плит покрытия, с тем, чтобы к концу смены полностью закрыть все уложенное полотно. Рулоны раскатывают вручную звеном в составе 3–5 чел. в зависимости от массы рулона. Производительность раскатки не более 10 тыс. м2 в смену. Уложенное геотекстильное полотно необходимо закреплять на поверхности. Для этого его пригружают комьями грунта или пришпиливают металлическими либо пластмассовыми скобами, вдавливаемыми ручным кассетным приспособлением.
10.2.22 Устройство разделительной прослойки из геогекстиля, а также укрепление им откосов производят путем раскатки рулонов как в продольном, так и в поперечном направлении.
10.2.23 Для устройства обойм и полуобойм из геотекстильного полотна рулоны раскатывают в поперечном направлении с запасом по обеим сторонам насыпи, достаточным для смыкания краев в верхней части обоймы или для образования верхних ветвей полуобоймы. После отсыпки грунтового слоя до заданного уровня с послойным разравниванием и уплотнением свободные края полотен заводят на его поверхность с максимальным натяжением. При использовании полотен шириной не менее 4 м и скреплении их между собой допускается раскатывать рулоны в продольном направлении с таким расчетом, чтобы продольные стыки полотен, образующих ограждающие части обоймы или полуобоймы, располагались внутри насыпи не ближе 1,0 м к ее откосам.
Геотекстильный материал засыпают способом «от себя» слоем грунта, минимальную толщину которого определяют по т а б л и ц е 7 , а последующие слои – продольной возкой грунта.
Т а б л и ц а 7
Положение прослойки
Минимальная ширина
нахлеста, см
Минимальная толщина
засыпки, см
В теле насыпи
30
40
В обойме или полуобойме
30
40–50
Под сборным покрытием или подгравийным слоем
10
-
На откосе
20
10–15
10.2.24 При устройстве прослоек полотна соединяют в основном внахлест. Ширину нахлеста принимают по таблице 9.
10.2.25 Если прослойка выполняет армирующую функцию, входит в состав обоймы или полуобоймы и при этом может быть подвержена значительным деформациям в процессе строительства и эксплуатации, то полотна скрепляют сваркой, склеиванием или скобами. При выборе способа скрепления следует учитывать возможность изменения свойств геотекстильного материала в зоне стыка. Так, при сварке ухудшается водопроницаемость полотна, поэтому такой способ не годится для соединения полотен, выполняющих дренажную функцию, например под сборным цементобетонным покрытием.
10.2.26 Полотна сваривают паяльной лампой, бензорезом или газовой горелкой. Прочность сварного шва в зависимости от применяемого оборудования и условий производства работ должна составлять 0,4–0,8 прочности полотна. Необходимо учитывать, что в местах сварки водопроницаемость и деформативность геотекстильного материала резко снижаются.
Аналогичным образом отражается на свойствах материала склейка полотен разогретым битумом или полимерным клеем. При склейке особое внимание следует обращать на прочность шва в случае соединения мокрых полотен.
Соединение сшивкой делают с помощью портативных швейных машин.
10.2.27 Для сокращения затрат труда и повышения темпов устройства прослоек целесообразно применять широкие полотна, составленные из двух-трех полотнищ, путем их соединения различными способами на предприятиях-изготовителях или производственных базах строительных организаций. Полученное таким образом полотно складывают по ширине и затем сворачивают в рулон, причем длина полотна и масса рулона должны обеспечивать удобство работ вручную.
10.2.28 Для защиты геотекстильного материала, уложенного на поверхность неподтопляемых откосов, от солнечной радиации и атмосферных осадков устраивают грунтовое покрытие из песка, гравийно-песчаной смеси, торфа. Грунты доставляют из карьеров автомобильным транспортом, разгружают на обочинах и распределяют по откосу слоем требуемой толщины бульдозерами или экскаваторами-планировщиками. В качестве защитного слоя подтопляемых откосов канав используют битумную эмульсию.
10.2.29 Насыпь из глинистых грунтов в нижней части отсыпают слоями по 0,25–0,3 м по мере полного промерзания каждого слоя.
10.2.30 Насыпь необходимо возводить в следующем технологическом порядке:
  • в осенний период бульдозером повышенной проходимости удаляют мохорастительный покров на ширину насыпи понизу;
при установлении устойчивых отрицательных температур воздуха систематически расчищают дорожную полосу от снега бульдозером,
обеспечивая промерзание грунта основания на глубину не менее 1,0 м;
доставляют глинистый грунт самосвалами, отсыпают продольным способом, разравнивают слоем расчетной толщины, уплотняют катком на пневматических шинах; таким образом устраивают все слои глинистой части насыпи с их промораживанием;
  • торф доставляют из карьера и отсыпают вначале на откосные части насыпи с надвижкой его бульдозером;
  • затем торфом закрывают поверхность глинистого грунта, отсыпая слоями по 25–30 см с уплотнением и промораживанием каждого;
  • отсыпают верхнюю часть насыпи из сыпучего и сухомерзлого песка.
10.2.31 Технологическая последовательность рабочих процессов при сооружении земляного полотна на промороженных основаниях следующая:
  • подготовительные работы;
  • намораживание торфяной плиты;
  • отсыпка насыпи из минеральных грунтов.
10.2.32 Комплекс подготовительных работ включает:
- проминку поверхности болот гусеничными машинами повышенной проходимости;
  • расчистку дорожной полосы от снега, древесной и кустарниковой растительности бульдозерами;
  • систематическую очистку полосы от выпадающего снега в период промораживания торфяного основания на заданную глубину.
10.2.33 Торфяную плиту устраивают после промерзания основания на глубину, обеспечивающую безопасное движение машин и механизмов. Способ производства работ назначают с учетом типа болот.
10.2.34 Сооружение земляного полотна производят в три этапа:
  • на 1-м (осенне-зимний период) – выполняют подготовительные работы и намораживают торфяную плиту
на 2-м (предвесенний период) – отсыпают земляное полотно из минеральных грунтов на часть высоты и устраивают теплоизолирующие призмы из торфа;
  • на 3-м (летний период) – досыпают земляное полотно из минеральных грунтов до проектной высоты.
10.2.35 При строительстве дороги на болотах I типа плиту намораживают обычно в два слоя из торфа из боковых резервов, поочередно их разрабатывая экскаваторами-драглайнами. При этом экскаватор движется вдоль траншеи и разрабатывает ее за один проход, заготавливая и перемещая в вал количество торфа, требуемое на устройство одного слоя на всю ширину плиты.
Торф в валах выдерживают 2–3 сут, пока не снизится его влажность.
Затем вал разравнивают, перемещая торф под углом к оси дороги.
Торф уплотняют гусеничными тракторами за пять-шесть проходов по одному следу до плотности скелета торфа в насыпи не менее 0,16 г/см3.
10.2.36 2-й слой плиты устраивают после полного промерзания 1-го в той же технологической последовательности, что и 1-й.
2-му слою торфяной плиты придают серповидный профиль и дополнительно уплотняют поперечными проходами трактора по откосам и телу плиты.
10.2.37 При устройстве торфяной плиты на болотах II и III типов торф заготавливают в карьерах, закладываемых на болотах 1 типа, и транспортируют на дорогу автомобильным транспортом.