СП 313.1325800.2017 Дороги автомобильные в районах вечной мерзлоты Правила проектирования и строительства стр. 14

При производстве работ в летнее время необходимо:
- располагать строительную площадку в соответствии с требованиями 10.4.2;
отсыпать грунтовые площадки толщиной не менее 0,5 м под места стоянок механизмов и располагать их на расстоянии не менее 50 м от оси трубы;
  • строить временные искусственные сооружения (деревянные, из металлических труб) для пропуска поверхностных вод.
10.4.4 При производстве работ в летний период интервал между устройством котлована и закладкой фундамента или грунтовой подушки не должен превышать 24 ч.
10.4.5 При бурении скважин и установке свай в мерзлых грунтах не допускается применение воды, пропаривание и любые другие способы предварительного оттаивания грунтов.
Подготовленную скважину закрывают щитом для предотвращения попадания в нее атмосферных осадков, грунта и случайных предметов.
Сваи устанавливают в скважины не позднее чем через 3 сут после окончания бурения.
10.4.6 Сборные фундаменты устраивают так же, как и в обычных условиях. Швы между блоками заполняют цементопесчаным раствором с водоцементным отношением не более 0,5.
В зимнее время поверхность блоков перед заполнением швов необходимо прогревать горячим воздухом.
10.4.7 Монолитные фундаменты и плиты свайных ростверков необходимо устраивать из жесткой смеси, приготавливаемой на быстротвердеющем цементе с пластифицирующими добавками.
зимний период укладываемую смесь защищают от охлаждения и замерзания тепляками, обогреваемыми горячим воздухом, электричеством или паром.
10.4.8 Пазухи между боковыми поверхностями котлована и фундамента необходимо засыпать суглинком или глиной оптимальной влажности слоями 20 см каждый и уплотняют до значений не менее 0,95 максимальной плотности. Категорически запрещается засыпать обводненные пазухи.
10.4.9 При устройстве бесфундаментных труб на грунтовых подушках котлованы (траншеи) следует заполнять дренирующим грунтом слоями по 20– 30 см и уплотняют механизмами виброударного и вибротрамбующего действия или катками.
10.4.10 При монтаже железобетонных труб запрещается укладка звеньев труб «насухо». Во всех случаях должна быть предусмотрена подготовка из цементного раствора марки 150 с водоцементным отношением не выше 0,65 при глубине погружения конуса от 6 до 8 см.
Монтаж металлических гофрированных труб и устройство дополнительного защитного покрытия должны быть выполнены в соответствии с требованиями [23].
10.4.11 Построенные и принятые (с составлением акта) железобетонные трубы необходимо засыпать грунтом одновременно с обеих сторон слоями толщиной от 15 до 20 см с уплотнением до требуемых значений. Толщина грунтового слоя над трубой должна быть не менее 1 м.
Для того чтобы повысить несущую способность гофрированной трубы и надежность ее работы, рекомендуется до засыпки придать ее поперечному сечению овальность с большей осью по вертикали, увеличив вертикальный диаметр до 3 % номинального, путем закрепления сечения стойками или путем устройства жесткого слоя засыпки.
10.4.12 На автомобильных дорогах III–V категорий в качестве водопропускных труб допускается применять некондиционные толстостенные металлические трубы.
10.4.13 Материал для укрепления подводящих и отводящих русел (дерн, мох, торф, бутовый камень и бетонные плиты) заготавливают и завозят к месту строительства заблаговременно, а укрепительные работы проводят в весенний период до начала таяния грунта основания.

10.5 Разработка карьеров

10.5.1 Грунты в карьерах разрабатывают двумя способами:
бульдозерами послойно по мере радиационного оттаивания с перемещением в бурты и последующей погрузкой экскаваторами в транспортные средства;
    • прямой экскавацией и погрузкой в транспортные средства.
Первым способом следует разрабатывать сухо- и твердомерзлые грунты, 2-м – сыпучемерзлые. Экскавацию грунта из буртов осуществляют в летнее время или зимой после просушивания.
10.5.2 Глинистые грунты допустимой влажности и при отсутствии крупных камней разрабатывают скреперами, а в остальных случаях – бульдозерами. При достаточной площади карьеров и проектной глубине их разработки не более 4 м следует максимально использовать летний период для радиационного оттаивания и послойной срезки грунта с перемещением в бурты.
10.5.3 Для обеспечения ежесуточного оттаивания необходимого объема грунта подбирают соответствующую площадь карьера, ширину которого назначают в зависимости от производительности машины (для бульдозера не более 100 м), а длину рассчитывают с учетом скорости оттаивания грунта. Площадь карьера разбивают на захватки для последовательной разработки оттаивающих грунтов.
В карьерах, которые требуется разрабатывать на максимальную глубину в течение одного летнего сезона, оттаявшие слои необходимо удалять ежедневно, но не реже чем через 3 сут.
10.5.4 При послойном оттаивании грунт перемещают в промежуточные валы для просушивания и прогрева, а затем в накопительные бурты. Разработку талых слоев грунта необходимо начинать с нижней части карьера. На этом участке следует чаще удалять слои, чтобы увеличить уклон дна карьера и ускорить стекание воды.
Промежуточные валы из оттаявшего грунта возводят высотой не более 2,5 м, шириной по низу не более 6 м и выдерживают для просушивания в зависимости от вида грунта:
  • песка средней крупности – 1–2 сут;
  • пылеватого песка с содержанием пылеватых и глинистых частиц не более 5 % – 4–5 сут, от 5% до 13% – 6–7 сут;
  • супеси – 10–12 сут.
Предварительно подсушенные пылеватые пески с содержанием пылеватых и глинистых частиц от 5 % до 13 % и супеси в дальнейшем укладывают в накопительные бурты тонкими слоями (не более 0,5 м) для последующего просыхания. Укладку осуществляют бульдозерами способом надвижки или экскаваторами.
10.5.5 Бурты, предназначенные для разработки в зимний период, необходимо отсыпать высотой, превышающей глубину их возможного сезонного промерзания, и защищать теплоизолирующими покрытиями из местных (мох, торф, снег и др.) и искусственных (полимерные или водно-воздушные замерзающие пены) материалов.
10.5.6 Грунт в карьерах и буртах зимой следует разрабатывать с соблюдением следующих правил:
снег с поверхности удалять из расчета освобождения площади грунта, которую экскаваторы могут разработать за одну смену, а в сильные морозы – за половину смены;
  • передвижение транспортных средств осуществлять по дну разрабатываемого карьера;
  • разработку буртов и карьеров, расположенных на склоне, начинать с низовой стороны.
10.5.7 Бурты грунта, предназначенные для разработки в летний период, следует располагать в карьере по направлению господствующих ветров, а в зимний – перпендикулярно этому направлению (для накопления утепляющих снежных отложений). Во всех случаях высота буртов должна быть не менее 6 м для обеспечения требуемой производительности экскаваторов.
10.5.8 При острой необходимости и соответствующем технико-экономическом обосновании допускается разрабатывать мерзлые грунты с температурой выше минус 0,3 °С тяжелыми тракторными рыхлителями с тяговым усилием на крюке не менее 200 кН, при температуре ниже минус 0,3°С – с предварительным рыхлением буровзрывным способом.
10.5.9 Торф в карьерах разрабатывают в зимний период экскаваторами-драглайнами или с обратной лопатой. При этом на поверхности болот устраивают промороженные полосы путем расчистки снежного покрова.

10.6 Контроль, приемка и оценка качества работ

10.6.1 Контроль, приемка и оценка качества работ осуществляют, руководствуясь требованиями СП 78.13330 и положениями настоящего свода правил.
10.6.2 При сооружении земляного полотна контролируют:
  • сохранность мохорастительного покрова в основании насыпей и в пределах охранной зоны;
  • соблюдение сроков выполнения подготовительных и основных работ;
  • глубину промерзания (оттаивания) грунтов основания и отсыпаемых слоев насыпи;
толщину теплоизолирующих слоев, отсыпаемых на всех конструктивных элементах (в нижней части, на откосах и на поверхности глинистого грунта, уложенного в нижней части насыпи);
  • требуемую плотность при послойном уплотнении грунтов;