СП 313.1325800.2017 Дороги автомобильные в районах вечной мерзлоты Правила проектирования и строительства стр. 16

11.3.8 Расчистку дорожной полосы и площадок для дорожных сооружений от древесно-кустарниковой растительности следует выполнять в строго отведенных границах.
11.3.9 Сплошная валка леса и удаление кустарника бульдозерами или кусторезами с их перемещением вместе с корнями и почвой на границу дорожной полосы запрещается.
11.3.10 В охранной зоне автомобильной дороги запрещается:
  • рубка древесно-кустарниковой растительности;
  • нарушение мохорастительного покрова;
  • проезд автомобильного транспорта.
11.3.11 Конструкции и технологии возведения земляного полотна, в том числе и сроки производства работ, должны строго соответствовать принятым проектным решениям.
11.3.12 Карьеры, резервы и другие временно отведенные территории после окончания должны быть рекультивированы в соответствии с ГОСТ 17.5.3.04. Необходимо демонтировать все временные сооружения, убрать мусор, выровнять поверхность и распределить на обнаженных участках дерново-моховой слой, просеять траву или провести биологическое закрепление слоя (гидропосев, посадка древесно-кустарниковой растительности в сочетании с известкованием, внесением минеральных и органических удобрений).
11.3.13 При прохождении автомобильной дороги через водотоки при устройстве водопропускных труб или мостовых переходов в границах водоохранных зон все работы следует проводить с учетом положений [8].
11.3.14 Если водный объект имеет рыбопромысловое значение, то в проекте следует предусмотреть меры по защите водной фауны.
11.3.15 Воздействие проектируемого объекта на компоненты окружающей среды определено расчетами в соответствии с нормативно-методическими документами.
11.3.16 При нарушении естественной миграции животных следует предусматривать специальные проходы для животных.
11.3.17 На особо опасных участках дорог необходимо устанавливать предупредительные знаки о наличии животных. Для предупреждения появления животных на дороге высота ограждения должна быть не менее 2,6 м.
Для отпугивания животных от дороги в ночное время следует применять специальные приспособления (катафоты и т. п.).

Приложение А Категории сложности инженерно-геологических и инженерно-геокриологических условий

А.1 Требования к категориям сложности инженерно-геологических и инженерно-геокриологических условий приведены в [14].

Приложение Б Расчет насыпи на устойчивость

Б.1 Устойчивость насыпи обеспечивается ее высотой, при которой ВГММГ будет сохраняться в критический по балансу тепла год не более одного раза в 11 лет на требуемой (допустимой) глубине и осадка насыпи при этом в оттаявшие грунты основания не будет превосходить допустимой величины.
На рисунке Б.1 приведена блок-схема расчета насыпи на устойчивость.
Б.2 Ориентировочные значения допустимой осадки Sдоп, см, для дорожных одежд:
  • капитального типа с цементобетонным покрытием – 2;
  • с асфальтобетонным покрытием – 4;
  • со сборным цементобетонным покрытием – 10;
  • облегченного типа с усовершенствованным покрытием – 6;
  • переходного типа – 10;
  • низшего типа – 15.
Б.3 При проектировании насыпи по 1-му принципу осадка в процессе эксплуатации дороги не допускается. В этом случае
Н = Нк, (Б.1)
Где Н высота насыпи, м;
Нк – глубина сезонного оттаивания конструкции, включающей земляное полотно и дорожную одежду, м.
Б.4 Для конструкции насыпи, состоящей из двух или трех слоев с резко отличающимися теплофизическими характеристиками, глубину сезонного оттаивания каждого слоя рассчитывают по формулам:
верхнего (дорожная одежда)
Нс1 = Ннс1КwКп; (Б.2)
нижнего (материал основания или грунт земляного полотна)
Нс2 = Ннс2Кw; (Б.3)
нижнего (грунт земляного полотна или основания)
Нс3 = Ннс3Кw, (Б.4)
где Нс1, Нс2, Нс3 – глубина сезонного оттаивания соответственно верхнего и нижних слоев, м;
Нн нормативная глубина сезонного оттаивания 1-го, 2-го и 3-го слоев, определяемая по СП 25.13330;
Кw – поправочный коэффициент на расчетную влажность материала дорожной, одежды и грунта насыпи, принимается по графикам на картах
(рисунки Б.2, Б.3);
Кп – коэффициент, учитывающий интенсивность оттаивания материала дорожной одежды; принимают для песка – 1,0, крупного чистого песка – 1,05, песка с гравием – 1,13, гравия и гальки – 1,21, щебня и дресвы – 1,25, асфальтобетона – 1,30, цементобетона – 1,37.
Б.5 Влажность слоев дорожной одежды и грунта насыпи при определении значения Кw в расчетах принимают близкой к оптимальной, %:
цементобетонное покрытие2
асфальтобетонное покрытие1
основание под покрытие:
песчаное6
щебеночное4
из гравийно-галечникового и щебенистого грунта5
из песка:
мелкого и среднего8
пылеватого10
из супеси12
из суглинка15
из глины20
676 × 398 пикс.     Открыть в новом окне
Рисунок Б.1 – Блок-схема расчета насыпи на устойчивость
С учетом формул (Б.2)–(Б.4) глубину сезонного оттаивания конструкции насыпи определяют по методу эквивалентных слоев:
при двух слоях:
Нк= Нс2+h1.(1 −Hс2/ Hс1); (Б.5)
при трех слоях: