СП 313.1325800.2017 Дороги автомобильные в районах вечной мерзлоты Правила проектирования и строительства стр. 15

  • качество стыковки полотен геотекстильного материала.
10.6.3 Освидетельствованию и приемке с оформлением соответствующих актов подлежат: качество расчистки основания (удаление снега и древесной растительности, ликвидация глубоких ям и колей); толщина, степень уплотнения и качество теплоизолирующих слоев насыпей; размеры в плане и глубина удаления бугра пучения, толщина отсыпанного при ликвидации бугра торфяного слоя; толщина, степень уплотнения и промораживания намораживаемых торфяных плит; высота нижней части насыпи из промороженных глинистых грунтов; качество грунтов, уложенных в верхней части насыпи (соответствие проекту, степень уплотнения); геометрические размеры берм и теплоизолирующих слоев и качество их устройства на откосах; качество уложенного геотекстильного материала (сплошность полотен величина нахлеста, способ стыковки полотен).
10.6.4 Промежуточные приемки осуществляют комиссии, которые определяют качество строительства и возможность производства последующих работ.
10.6.5 При устройстве дорожных одежд в зимнее время должно быть обеспечено регулярное получение ежедневных метеорологических данных и краткосрочных прогнозов по температуре наружного воздуха, скорости и направлению ветра, осадкам.

11 Охрана окружающей среды

11.1 Общие требования

11.1.1 Комплекс природоохранных мероприятий, выполняемых при строительстве автомобильной дороги, должен обеспечивать рациональное использование водных и земельных природных ресурсов и устойчивость инженерных сооружений в процессе их строительства и эксплуатации.
11.1.2 Основными принципами рационального использования при строительстве в районах ММ являются преобразование ландшафтов в пределах территории отвода с целью сбалансированного повышения биологической продуктивности осваиваемой территории и направленное изменение инженерно-геологических (прежде всего мерзлотных) процессов в грунтах земляных сооружений, их оснований и прилегающих территорий, обеспечивающие наименьшие приведенные строительные и эксплуатационные затраты.
11.1.3 Проектирование природоохранных мероприятий необходимо выполнять на основе многовариантных расчетов и прогноза развития мерзлотных процессов в пределах осваиваемых территорий в результате строительства и эксплуатации автомобильной дороги и ее инфраструктуры.
11.1.4 Природоохранные мероприятия должны включать комплекс организационных, конструктивных и технологических технических решений.
К организационным мероприятиям относятся:
  • обучение рабочих и служащих основным правилам ведения работ в условиях неустойчивых природных ландшафтов и экологических систем с разъяснением возможных экономических и социальных последствий их разрушения при строительстве;
  • оборудование рабочих площадок средствами наглядной агитации, разъясняющими необходимость и пути повышения культуры производства работ при строительстве автомобильных дорог в районах вечной мерзлоты;
  • разработка соответствующих разделов по рациональному природопользованию в проектах производства работ.
  • К конструктивным мероприятиям относятся:
  • выбор и назначение конструкций земляного полотна, вызывающих минимальные изменения сложившихся мерзлотно-грунтовых и гидрологических условий на территории строительства;
  • применение конструктивных элементов земляного полотна, выполняемых из материалов, обладающих свойствами, позволяющими управлять мерзлотными и гидрологическими процессами в грунтах оснований и на окружающей территории. К ним относятся скальные, торфяные или глинистые грунты и другие материалы, используемые в виде покрытий откосов или прослоек разной толщины в теле насыпи;
уменьшение размеров водоводов, включая замену продольного водоотвода поперечным, на участках пересечения марей и замерзлоченных склонов, размещение продольного водоотвода на расстоянии не ближе 5 м от подошвы откосов.
К технологическим мероприятиям относятся:
регламентация сроков, состава, последовательности и режимов выполнения подготовительных и основных работ с учетом сезонной изменчивости несущей способности грунтов;
  • устройство и текущее содержание технологических, в том числе притрассовых автодорог, проездов от трубопроводов (при гидромеханизированном способе сооружения земляного полотна);
комбинирование различных технологий сооружения земляного полотна, в том числе гидромеханизированного, буровзрывного и «сухого» способов производства земляных работ с целью сокращения общей площади отвода территории под карьеры и технологические дороги;
  • рекультивация и мелиорация карьеров и территорий отвода, укрепление откосов земляного полотна.
11.1.5 На участках сооружения земляного полотна с использованием грунтов оснований в мерзлом состоянии все технологические, конструктивные и организационные мероприятия должны обеспечивать минимальное нарушение естественного поверхностного покрова и его полное восстановление после завершения строительства.
11.1.6 На участках трассы, сложенных пылеватыми мерзлыми грунтами с продольным уклоном более 0,04, водоотводные канавы необходимо укреплять немедленно после их сооружения во избежание оврагообразования. На таких участках не допускается свободный сброс сточных вод.

11.2 Природоохранные мероприятия при проектировании автомобильных дорог

11.2.1 Проектирование, строительство автомобильных дорог в зоне ММГ должны удовлетворять требованиям, приведенным в [5,6,7,8].
11.2.2 Для оценки современного (фактического) состояния и прогноза возможных изменений компонентов окружающей среды выполняются инженерные изыскания, в том числе и экологические. С учетом данных изысканий прорабатывают проектные решения.
11.2.3 Выбор размещения автомобильной трассы осуществляется на основе рассмотрения и сравнения вариантов, включая вариант отказа от строительства.
11.2.4 Все технические решения при выборе основных элементов плана трассы, продольного и поперечного профиля, конструкций дорожных одежд и водоотводных сооружений, назначения методов строительства и т. д., кроме своей основной задачи обеспечение и надежности дороги, экономичности ее строительства и эксплуатации должны оказывать минимальное воздействие на сложившиеся природные комплексы.
11.2.5 Природоохранные мероприятия должны учитывать специфику окружающей флоры и фауны, климата местности и почвенно-геологические условия.
11.2.6 Предусматривающие в проектах природоохранные мероприятия должны обеспечивать:
сохранение природных ландшафтов, территорий для которых установлен режим особой охраны (особо охраняемые природные территории, ООПТ);
    • максимальную экономию земельных ресурсов, отводимых для размещения автомобильных дорог;
    • защиту атмосферного воздуха от выбросов загрязняющих веществ;
    • защиту от шума и вибраций населенных мест, расположенных в районе проектирования;
    • предотвращение загрязнения бассейнов поверхностных водных объектов и подземных вод жидкими и твердыми отходами, а также попадания в поверхностные и подземные воды загрязненных стоков;
    • условия безопасного обращения с отходами;
    • защиту растительного и животного мира.
11.2.7 Устанавливают границы охранной зоны автомобильных дорог.
11.2.8 При наличии в зоне строительства ООПТ, памятников истории или культуры, а также уникальных природных феноменов (особые геологические формы, водные источники, ценные экземпляры деревьев и т. п.) проектные решения следует принимать с учетом [9] и [10].

11.3 Природоохранные мероприятия при строительстве автомобильных дорог

11.3.1 Возведение земляного полотна должно быть осуществлено с учетом ГОСТ 17.4.3.02.
11.3.2 Ширину полосы постоянного отвода земли устанавливают с учетом показателей норм отвода земель для автомобильных дорог.
11.3.3 Временные базы строительных подразделений, карьеры и резервы, а также подъездные пути следует устраивать на территориях с повышенной устойчивостью к техногенным воздействиям:
  • с выходами на поверхность земли скальных и крупнообломочных пород;
на дренированных ровных участках; на возвышенных участках местности и относительно пологих склонах, сложенных малопросадочными грунтами.
11.3.4 При выборе участков под строительные площадки (базы) необходимо учитывать внешние признаки возможного проявления неблагоприятных криогенных процессов. Не следует выбирать участки, примыкающие к оврагам, особенно к их верховьям или отвершкам, а также участки с широким распространением бугров, гряд пучения и бугристых торфяников.
11.3.5 Строительную площадку необходимо выравнивать в начале зимы после промерзания грунта основания на глубину от 30 до 40 см и при необходимости подсыпать грунт для обеспечения продвижения транспорта и механизмов без нарушения поверхности.
11.3.6 В подготовительный период работы по вырубке древесно-кустарниковой растительности, удаления бугров пучения, снятия мохорастительного слоя выполняют с учетом принципа проектирования земляного полотна.
11.3.7 Не допускается устройство просеки «в задел».