СП 313.1325800.2017 Дороги автомобильные в районах вечной мерзлоты Правила проектирования и строительства стр. 13

Торф разгружают, распределяя равномерно на всю ширину плиты, разравнивают бульдозером слоями по 0,5–0,6 м и уплотняют гусеничным трактором.
Каждый последующий слой торфяной плиты устраивают после полного промерзания предыдущего. Последнему слою придают серповидный профиль.
10.2.38 Во всех конструкциях насыпей, возводимых из песчаных и других легкоразмываемых грунтов, откосы укрепляют торфопесчаной смесью с соблюдением следующих правил: смесь требуемого состава приготавливают в карьерах. С этой целью слабо- или среднеразложившийся торф с естественной влажностью от 300 % до 400 % перемешивают с талым или сыпучемерзлым песком в буртах за несколько (не более 4-5) продольных по длине бурта или поперечных проходов бульдозера. Для перемешивания целесообразно также использовать тракторы, оборудованные прямой или обратной лопатой.
10.2.39 Приготовленную торфопесчаную смесь доставляют к месту укладки автомобильным транспортом, разгружают на обочине и верхней части откосов, распределяют бульдозерами на откос в поперечном направлении.
10.2.40 Откосы укрепляют геотекстильным материалом или бетонными плитами; обочины – гравийно-песчаным или щебенистым материалом.
Укрепление обочин производят гравийно-песчаным или щебенистым материалом.
10.2.41 Водоотводные устройства, за исключением лотков, полулотков и дренажных конструкций в выемках, следует сооружать до начала проведения основных земляных работ.
Канавы устраивают:
весной (по мере оттаивания грунта) – экскаваторами-драглайнами, с обратной лопатой, канавокопателями и бульдозерами;
    • летом или осенью (в период максимального оттаивания грунтов) – сразу на полный профиль экскаваторами, канавокопателями и бульдозерами;
  • зимой – взрывным способом.
10.2.42 Материал для утепления и укрепления (дерн, мох, торф, камень и бетонные плитки) водоотводных устройств заготавливают заблаговременно и доставляют к месту работы в зимний период.
10.2.43 Бетонные лотки, полулотки и полутрубы изготавливают отдельными секциями на специально оборудованных площадках или доставляют к месту монтажа со специализированных предприятий. Секции монтируют кранами на автомобильном или гусеничном ходу.
10.2.44 Мерзлотные валики устраивают в начале зимы (после промерзания грунта основания на глубину 0,3 м) в следующем порядке:
  • грунт доставляют автомобильным транспортом, планируют и уплотняют бульдозерами;
  • откосы планируют навесным тракторным планировщиком;
  • вдоль подошвы откосов укладывают теплоизоляционный материал и распределяют его на откосы бульдозерами.

10.3 Дорожная одежда

10.3.1Строительство дорожных одежд необходимо осуществлять в соответствии с требованиями СП 78.13330 и настоящего свода правил.
10.3.2 Цементобетонные основания и нижние слои монолитных покрытий устраивают в зимний период с использованием методов холодного бетона, термоса и электротермоса.
10.3.3 При бетонировании любым из указанных способов бетон выдерживают (не допуская замерзания) до набора им не менее 50 % проектной прочности.
10.3.4 Сборные покрытия из железобетонных плит со стыковыми соединениями камерного типа устраивают без подшовных подушек, сваривая стыковые скобы в швах расширения.
10.3.5 Сборные покрытия в зимний период устраивают на заблаговременно подготовленном основании. Перед отсыпкой выравнивающего слоя поверхность основания очищают от снега и льда металлическими щетками, бульдозерами или автогрейдерами. Монтажный слой устраивают из талого или сыпучемерзлого грунта.
10.3.6 При устройстве теплоизолирующих слоев из ИТМ поверхность земляного полотна тщательно выравнивают профилирующими машинами и уплотняют грунт. Для обеспечения равномерного опирания плит окончательно выравнивают поверхность земляного полотна песком. Плиты пенопласта укладывают на сухую поверхность грунта. При двух- и трехъярусном теплоизолирующем слое швы нижележащего ряда плит перекрывают вышележащими плитами. Для того чтобы в процессе укладки и засыпки избежать смещения и сдувания ветром легких плит, их следует присыпать песком или гравием.
10.3.7 Первый над ИТМ конструктивный слой дорожной одежды устраивают пионерным способом (вперед «от себя»), причем для предохранения пенополистирола от механических повреждений дорожно-строительными машинами и автомобильным транспортом толщина конструктивного слоя не должна быть менее 15 см.
10.3.8 Вне зависимости от сезона производства работ при устройстве геотекстильной прослойки под сборным покрытием расстояние от краев отдельных полотен до параллельных им швов или кромок покрытия должно быть не менее 0,5 м.
10.3.9 Посадку плит, а также сварку скоб, заделку стыков и омоноличивание швов производят только в теплый (весенне-летний) период года после устранения обнаруженных дефектов. Сроки выполнения работ должны быть предусмотрены в проекте.
10.3.10 Для приготовления холодных асфальтобетонных смесей наряду с битумами заводского производства допускается применять битумы, приготовленные на месте путем смешения вязких дорожных битумов с разжижителями.
10.3.11 Асфальтобетонную смесь укладывают на основание из железобетонных плит после выполнения следующих операций:
  • очистки поверхности покрытия от пыли и грязи и удаления выступающей над ней арматуры;
исправления неровностей сборного покрытия асфальтобетонной смесью с предварительной подгрунтовкой поверхности жидким битумом или битумной эмульсией либо перекладкой плит при высоте уступов более 5 см;
  • подгрунтовки всей поверхности сборного покрытия жидким битумом или битумной эмульсией;
укладки в местах расположения поперечных швов, сборного покрытия полос шириной от 0,75 до 1,0 м из геотекстиля или сетки из стекловолокна.
10.3.12 Максимальная продолжительность транспортирования асфальтобетонной смеси, минимальная температура ее укладки и продолжительность уплотнения определяются с учетом конкретных условий строительства. Ориентировочные значения указанных параметров могут быть приняты в соответствии с СП 78.13330.
10.3.13 Основание под асфальтобетонные и другие покрытия подготавливают до наступления отрицательных температур воздуха. Непосредственно перед устройством покрытия основание тщательно очищают от пыли и грязи, а мокрое, заснеженное – просушивают специальными нагревателями или горячим песком.
10.3.14 Холодные смеси при температуре воздуха ниже 5 °С уплотняют немедленно после их укладки тяжелыми (весом 10–12 т) катками. Количество одновременно работающих катков увеличивают в 1,5–2 раза по сравнению с потребностью в них в обычных условиях.
10.3.15 На участках 1-го типа местности нежесткие дорожные одежды допускается устраивать сразу же после возведения земляного полотна, а жесткие – через год после сооружения насыпи с учетом допустимой осадки
На участках 2-го типа местности дорожные одежды низшего, переходного и облегченного типов можно устраивать в год завершения земляных работ, а с асфальто- и цементобетонными покрытиями – через год эксплуатации дороги с учетом величины допустимой осадки (приложение Д).
На участках 3-го типа местности дорожные одежды переходного и облегченного типов допускается устраивать через год после сооружения насыпи, а с асфальто- и цементобетонными покрытиями – через 2 года.
На всех типах местности по согласованию с заказчиком и при технико-экономическом обосновании дорожную одежду можно устраивать в две стадии.
На насыпях, устроенных гидромеханизированным способом, все типы оснований и покрытий можно устраивать сразу после отсыпки земляного полотна до проектных отметок.
10.3.16 На автомобильных дорогах, в том числе и промышленных, объем заменяемых на 2-й стадии плит при устройстве сборных железобетонных покрытий устанавливает комиссия, состоящая из представителей финансирующей, проектной и строительной организаций, после освидетельствования покрытия по 1-й стадии и составления акта на списание разрушенных плит сверх 5 %.

10.4 Водопропускные трубы

10.4.1 Строительство железобетонных труб необходимо осуществлять, руководствуясь указаниями СП 35.13330, CП 46.13330, а металлических гофрированных труб – требованиями, приведенными в [23] и настоящего свода правил.
10.4.2 На водотоках, где предусмотрено сохранение грунтов основания в мерзлом состоянии, все виды строительно-монтажных работ следует выполнять в холодный период года. Кроме того, необходимо:
  • строительную площадку организовывать с низовой стороны искусственного сооружения на расстоянии не менее 70 м от него;
  • не допускать пересечения трассы построечными дорогами на расстоянии менее 50 м от оси сооружения;
  • подъезды к местам строительства сооружения и стоянок механизмов устраивать на грунтовых подсыпках толщиной не менее 0,5 м.
10.4.3 На водотоках, где допускается оттаивание грунтов основания, строительно-монтажные работы можно выполнять в любой период года.