СП 37.13330.2012 Промышленный транспорт. Актуализированная редакция СНиП 2.05.07-91* (с Изменениями N 1, 2) стр. 34

Расчеты параметров гидротранспорта следует производить с учетом физико-механических свойств транспортируемого материала.

8.4 Пересечения

8.4.1 Пересечение пульпопроводами железных и автомобильных дорог следует предусматривать, как правило, под углом не менее 45°.
8.4.2 Переходы пульпопроводов под железными и автомобильными дорогами и городскими магистралями следует проектировать преимущественно в местах прохождения дорог в насыпях или нулевых отметках. При этом пульпопроводы в местах перехода следует прокладывать в кожухах или тоннелях, внутренний диаметр которых должен быть на 200 мм более наружного диаметра пульпопровода. Концы кожуха должны выступать за очертание насыпи не менее чем на 3 м.
8.4.3 При пересечении оврагов следует предусматривать укладку пульпопроводов по отдельно стоящим опорам с пролетом, определяемым в соответствии с несущей способностью труб (с учетом их гидроабразивного износа), по таблице 8.1.
Таблица 8.1
Условный проход трубы, мм
Толщина стенки трубы, мм
Расстояние между опорами, м
100
4,5
3
150
5,0
7
200
8,0
9
250
8,0
11
300
8,0
12
400
9,0
14
500
9,0
14
600
9,0
15
700
9,0
15
800
9,0
16
900
9,0
18
1000
10,0
20
8.4.4 Расстояние по вертикали от подошвы рельса железнодорожного пути, от верха покрытия автомобильных дорог и улиц до верха трубы или кожуха подземного пульпопровода следует принимать в зависимости от способа производства работ не менее, м:
открытом - 1,0;
закрытом (путем продавливания, горизонтального бурения или методом проходки) - 1,5.
Расстояние по вертикали от низа конструкции при надземном переходе должно быть:
до головки рельса железнодорожного пути - в соответствии с ГОСТ 9238;
до верха покрытия автомобильных дорог и улиц - не менее 5,0 м, а при высоте обращающихся автомобилей более 4,0 м - не менее высоты автомобиля плюс 1,0 м;
при пересечении воздушных линий электропередачи высокого напряжения - в соответствии с [13];
до поверхности земли на незастроенной территории - не менее 2,5 м.
8.4.5 Переходы пульпопроводов через реки следует предусматривать, как правило, с использованием существующих мостов.
При отсутствии мостов для перехода следует предусматривать на несудоходных участках рек пульпопроводы, уложенные на понтоны или эстакады, на судоходных и сплавных участках - дюкеры, число которых должно быть не менее двух на каждую рабочую нитку пульпопровода. При этом они должны сооружаться из стальных труб с усиленной антикоррозионной изоляцией, защищенной от механических повреждений.
Стыковые соединения труб должны быть усилены лепестковыми муфтами.
Проект дюкера через судоходные реки должен быть согласован с органами, в ведении которых находятся водные пути.
При укладке пульпопроводов должен учитываться ледовый режим водного потока.
8.4.6 Скорость движения гидросмеси в дюкере должна быть на 10% выше по сравнению с остальными участками пульпопровода.
8.4.7 При укладке подводной части дюкера расстояние от дна реки до верха трубы должно быть не менее 0,5 м, а в пределах фарватера на судоходных реках - не менее 1,0 м, при этом следует учитывать возможность размыва и переформирования дна реки.
8.4.8 Створ дюкера должен быть, как правило, перпендикулярным оси водного потока. Расстояние между внутренними поверхностями в свету должно быть не менее 1,5 м. Проект дюкера должен предусматривать мероприятия, предотвращающие произвольное его всплытие (пригрузку бетонными монолитами или свайную анкеровку).
8.4.9 При пересечении надземных пульпопроводов с воздушными линиями электропередачи и связи должны быть приняты меры, препятствующие попаданию гидросмеси на провода в случае разрыва трубопровода (устройство защитных козырьков, применение труб повышенной прочности).
При пересечении ЛЭП напряжением более 35 кВ трубы следует укладывать в защитных кожухах, расстояние между концами которых и крайними проводами в плане должно быть не менее 10,0 м с каждой стороны.

8.5 Перекачивающие станции

8.5.1 Перекачивающие станции в зависимости от условий эксплуатации проектируют стационарными или передвижными. В любом случае они должны обеспечивать бесперебойную подачу расчетного количества гидросмеси в принятом режиме работы системы гидротранспорта.
8.5.2 По месту расположения на трассе пульпопровода станции подразделяются на головные (первого подъема) и перекачивающие (второго и последующих подъемов).
Для головных станций и станций последующих подъемов, работающих с разрывом потока гидросмеси, следует предусматривать приемные емкости. В целях обеспечения бесперебойной работы приемная емкость должна соответствовать не менее чем 2-3-минутному суммарному расходу гидросмеси рабочих грунтовых насосов или углесосов.
8.5.3 При проектировании перекачивающих станций с приемными емкостями надлежит соблюдать следующие условия:
аварийный водослив должен обеспечивать сброс всего расхода грунтового насоса при глубине переливающегося слоя не более 300 мм;
уклон отводящих лотков аварийного слива должен быть не менее ;
в стационарных условиях следует устанавливать насосы "под залив". Ось грунтового насоса должна быть расположена ниже уровня рабочего горизонта в емкости не менее чем на 1,0 м; всасывание насоса - на глубине, исключающей подсос воздуха;
число приемных емкостей (или их отсеков) должно соответствовать числу технологических насосных агрегатов.
8.5.4 Двухступенчатая работа грунтовых насосов должна быть предварительно согласована с заводом-изготовителем.
Количество грунтовых насосов, находящихся в резерве или ремонте, должно быть определено проектом в зависимости от требуемого уровня и надежности насосных агрегатов.
8.5.5 При проектировании перекачивающих станций следует предусматривать:
подачу чистой воды для собственных нужд (гидроуплотнение грунтовых насосов и охлаждение подшипников), при этом количество и качество потребной воды и необходимый напор определяют в соответствии с техническими условиями заводов-изготовителей;
монтажные площадки для производства ремонтных работ и переходы для обслуживающего персонала - в соответствии с требованиями техники безопасности;
подъемно-транспортные средства грузоподъемностью не менее веса наиболее тяжелой составной части установленного оборудования;
оборудование и инструмент для текущего ремонта;
помещения для бытовых нужд - в соответствии с санитарными нормами;
дренажные насосы;
аварийный сброс.
8.5.6 Стационарные перекачивающие станции следует проектировать закрытыми, а при обосновании с учетом производственных (сезонного режима работы, непродолжительного срока действия) и климатических условий - открытыми.
8.5.7 В перекачивающих станциях ширина проходов между выступающими частями насосов должна быть не менее 1,0 м; при установке насосов шириной до 0,6 м и высотой до 0,5 м ширину проходов допускается уменьшить до 0,7 м.
8.5.8 В перекачивающих станциях необходимо предусматривать возможность промывки всасывающих и напорных трубопроводов.
8.5.9 Требования к компоновке перекачивающих станций, определению размеров машинных залов, мероприятиям против затопления машинных залов следует принимать по СП 31.13330.
8.5.10 В перекачивающих станциях с управлением постоянным обслуживающим персоналом следует предусматривать бытовые помещения (санузлы с умывальниками, душевые, гардеробные) по СП 44.13330 в зависимости от численности обслуживающего персонала, а также вспомогательные помещения по таблице 8.2.
Таблица 8.2