Расчеты параметров гидротранспорта следует производить с учетом физико-механических свойств транспортируемого материала.
8.4 Пересечения
8.4.1 Пересечение пульпопроводами железных и автомобильных дорог следует предусматривать, как правило, под углом не менее 45°.
8.4.2 Переходы пульпопроводов под железными и автомобильными дорогами и городскими магистралями следует проектировать преимущественно в местах прохождения дорог в насыпях или нулевых отметках. При этом пульпопроводы в местах перехода следует прокладывать в кожухах или тоннелях, внутренний диаметр которых должен быть на 200 мм более наружного диаметра пульпопровода. Концы кожуха должны выступать за очертание насыпи не менее чем на 3 м.
8.4.3 При пересечении оврагов следует предусматривать укладку пульпопроводов по отдельно стоящим опорам с пролетом, определяемым в соответствии с несущей способностью труб (с учетом их гидроабразивного износа), по таблице 8.1.
Таблица 8.1
Условный проход трубы, мм | Толщина стенки трубы, мм | Расстояние между опорами, м |
100 | 4,5 | 3 |
150 | 5,0 | 7 |
200 | 8,0 | 9 |
250 | 8,0 | 11 |
300 | 8,0 | 12 |
400 | 9,0 | 14 |
500 | 9,0 | 14 |
600 | 9,0 | 15 |
700 | 9,0 | 15 |
800 | 9,0 | 16 |
900 | 9,0 | 18 |
1000 | 10,0 | 20 |
8.4.4 Расстояние по вертикали от подошвы рельса железнодорожного пути, от верха покрытия автомобильных дорог и улиц до верха трубы или кожуха подземного пульпопровода следует принимать в зависимости от способа производства работ не менее, м:
открытом - 1,0;
закрытом (путем продавливания, горизонтального бурения или методом проходки) - 1,5.
Расстояние по вертикали от низа конструкции при надземном переходе должно быть:
до головки рельса железнодорожного пути - в соответствии с ГОСТ 9238;
до верха покрытия автомобильных дорог и улиц - не менее 5,0 м, а при высоте обращающихся автомобилей более 4,0 м - не менее высоты автомобиля плюс 1,0 м;
при пересечении воздушных линий электропередачи высокого напряжения - в соответствии с [13];
до поверхности земли на незастроенной территории - не менее 2,5 м.
8.4.5 Переходы пульпопроводов через реки следует предусматривать, как правило, с использованием существующих мостов.
При отсутствии мостов для перехода следует предусматривать на несудоходных участках рек пульпопроводы, уложенные на понтоны или эстакады, на судоходных и сплавных участках - дюкеры, число которых должно быть не менее двух на каждую рабочую нитку пульпопровода. При этом они должны сооружаться из стальных труб с усиленной антикоррозионной изоляцией, защищенной от механических повреждений.
Стыковые соединения труб должны быть усилены лепестковыми муфтами.
Проект дюкера через судоходные реки должен быть согласован с органами, в ведении которых находятся водные пути.
При укладке пульпопроводов должен учитываться ледовый режим водного потока.
8.4.6 Скорость движения гидросмеси в дюкере должна быть на 10% выше по сравнению с остальными участками пульпопровода.
8.4.7 При укладке подводной части дюкера расстояние от дна реки до верха трубы должно быть не менее 0,5 м, а в пределах фарватера на судоходных реках - не менее 1,0 м, при этом следует учитывать возможность размыва и переформирования дна реки.
8.4.8 Створ дюкера должен быть, как правило, перпендикулярным оси водного потока. Расстояние между внутренними поверхностями в свету должно быть не менее 1,5 м. Проект дюкера должен предусматривать мероприятия, предотвращающие произвольное его всплытие (пригрузку бетонными монолитами или свайную анкеровку).
8.4.9 При пересечении надземных пульпопроводов с воздушными линиями электропередачи и связи должны быть приняты меры, препятствующие попаданию гидросмеси на провода в случае разрыва трубопровода (устройство защитных козырьков, применение труб повышенной прочности).
При пересечении ЛЭП напряжением более 35 кВ трубы следует укладывать в защитных кожухах, расстояние между концами которых и крайними проводами в плане должно быть не менее 10,0 м с каждой стороны.
8.5 Перекачивающие станции
8.5.1 Перекачивающие станции в зависимости от условий эксплуатации проектируют стационарными или передвижными. В любом случае они должны обеспечивать бесперебойную подачу расчетного количества гидросмеси в принятом режиме работы системы гидротранспорта.
8.5.2 По месту расположения на трассе пульпопровода станции подразделяются на головные (первого подъема) и перекачивающие (второго и последующих подъемов).
Для головных станций и станций последующих подъемов, работающих с разрывом потока гидросмеси, следует предусматривать приемные емкости. В целях обеспечения бесперебойной работы приемная емкость должна соответствовать не менее чем 2-3-минутному суммарному расходу гидросмеси рабочих грунтовых насосов или углесосов.
8.5.3 При проектировании перекачивающих станций с приемными емкостями надлежит соблюдать следующие условия:
аварийный водослив должен обеспечивать сброс всего расхода грунтового насоса при глубине переливающегося слоя не более 300 мм;
уклон отводящих лотков аварийного слива должен быть не менее ;
в стационарных условиях следует устанавливать насосы "под залив". Ось грунтового насоса должна быть расположена ниже уровня рабочего горизонта в емкости не менее чем на 1,0 м; всасывание насоса - на глубине, исключающей подсос воздуха;
число приемных емкостей (или их отсеков) должно соответствовать числу технологических насосных агрегатов.
8.5.4 Двухступенчатая работа грунтовых насосов должна быть предварительно согласована с заводом-изготовителем.
Количество грунтовых насосов, находящихся в резерве или ремонте, должно быть определено проектом в зависимости от требуемого уровня и надежности насосных агрегатов.
8.5.5 При проектировании перекачивающих станций следует предусматривать:
подачу чистой воды для собственных нужд (гидроуплотнение грунтовых насосов и охлаждение подшипников), при этом количество и качество потребной воды и необходимый напор определяют в соответствии с техническими условиями заводов-изготовителей;
монтажные площадки для производства ремонтных работ и переходы для обслуживающего персонала - в соответствии с требованиями техники безопасности;
подъемно-транспортные средства грузоподъемностью не менее веса наиболее тяжелой составной части установленного оборудования;
оборудование и инструмент для текущего ремонта;
помещения для бытовых нужд - в соответствии с санитарными нормами;
дренажные насосы;
аварийный сброс.
8.5.6 Стационарные перекачивающие станции следует проектировать закрытыми, а при обосновании с учетом производственных (сезонного режима работы, непродолжительного срока действия) и климатических условий - открытыми.
8.5.7 В перекачивающих станциях ширина проходов между выступающими частями насосов должна быть не менее 1,0 м; при установке насосов шириной до 0,6 м и высотой до 0,5 м ширину проходов допускается уменьшить до 0,7 м.
8.5.8 В перекачивающих станциях необходимо предусматривать возможность промывки всасывающих и напорных трубопроводов.
8.5.9 Требования к компоновке перекачивающих станций, определению размеров машинных залов, мероприятиям против затопления машинных залов следует принимать по СП 31.13330.
8.5.10 В перекачивающих станциях с управлением постоянным обслуживающим персоналом следует предусматривать бытовые помещения (санузлы с умывальниками, душевые, гардеробные) по СП 44.13330 в зависимости от численности обслуживающего персонала, а также вспомогательные помещения по таблице 8.2.
Таблица 8.2