Приказ Минтранса РФ от 17 июля 2008 г. N 108 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" стр. 26

При большей разнице высот район аэродрома делится на секторы. Для каждого сектора устанавливается МБВ. Высота наивысших точек рельефа местности и искусственных препятствий на ней определяется относительно уровня порога ВПП по направлению захода на посадку и округляется в сторону увеличения до значений, кратных 10 м.
10.8.14. Безопасная высота полета в районе подхода определяется по атмосферному давлению аэродрома, приведенному к уровню моря.
10.8.15. Безопасная высота полета в районе подхода, высота круга и МБВ указываются в сборниках аэронавигационной информации на основании данных, предусмотренных в инструкциях по производству полетов на аэродромах (аэронавигационных паспортах аэродромов).
10.8.16. Высота нижнего безопасного эшелона определяется путем расчета безопасной высоты полета по атмосферному давлению 760 мм рт. ст. (1013,2 мбар) с последующим увеличением полученного значения до высоты ближайшего попутного эшелона.
10.8.17. Перед каждым полетом по ПВП рассчитываются:
безопасная высота в районе аэродрома при полете ниже нижнего (безопасного) эшелона;
безопасная высота полета по маршруту (району авиационных работ) ниже нижнего (безопасного) эшелона;
высота нижнего (безопасного) эшелона.
10.8.18. При расчете безопасной высоты для полетов по ПВП ниже нижнего (безопасного) эшелона по маршруту и в районе аэродрома:
используется фактическое значение температуры на аэродроме вылета (назначения);
не учитывается в равнинной и холмистой местности высота искусственных препятствий, если скорость полета воздушного судна не превышает 300 км/ч. При этом летный экипаж воздушного судна обязан обходить искусственные препятствия визуально на удалении не менее 500 м.

Правила вертикального эшелонирования

10.9. В воздушном пространстве Российской Федерации установлены минимальные интервалы вертикального эшелонирования:
300 м - от эшелона 900 м до эшелона 8100 м;
500 м - от эшелона 8100 м до эшелона 12100 м;
1000 м - выше эшелона 12100 м.
Минимальный интервал вертикального эшелонирования между воздушным судном, выполняющим полет на сверхзвуковой скорости, и воздушным судном, выполняющим полет на сверхзвуковой или на дозвуковой скорости, должен быть 1000 м.
Вертикальное эшелонирование в воздушном пространстве осуществляется по полукруговой системе:
в направлении от истинного меридиана от 0° до 179° (включительно) устанавливаются эшелоны 900 м, 1500 м, 2100 м, 2700 м, 3300 м, 3900 м, 4500 м, 5100 м, 5700 м, 6300 м, 6900 м, 7500 м, 8100 м, 9100 м, 10100 м, 11100 м, 12100 м, 14100 м и т.д.;
в направлении от истинного меридиана от 180° до 359° (включительно) устанавливаются эшелоны 1200 м, 1800 м, 2400 м, 3000 м, 3600 м, 4200 м, 4800 м, 5400 м, 6000 м, 6600 м, 7200 м, 7800 м, 8600 м, 9600 м, 10600 м, 11600 м, 13100 м, 15100 м и т.д.
10.9.1. Минимальный интервал вертикального эшелонирования между воздушным судном, выполняющим полет на сверхзвуковой скорости, и воздушным судном, выполняющий полет на сверхзвуковой скорости или дозвуковой скорости, должен составлять 1000 м.
10.9.2. Между высотами полетов воздушных судов ниже нижнего эшелона установлены следующие минимальные интервалы:
150 м - при полетах по ПВП со скоростью полета 300 км/ч и менее;
300 м - при полетах по ПВП со скоростью полета более 300 км/ч.
Минимальный интервал между нижним эшелоном и высотой полета по маршруту или при выполнении иной деятельности ниже нижнего эшелона должен быть 300 м.
10.9.3. В районе аэродрома для воздушных судов, выполняющих полеты по ПВП ниже нижнего эшелона со скоростью полета 300 км/ч и менее, в местах пересечения с маршрутами полетов воздушных судов, выполняющих полеты по правилам полетов по приборам, при радиолокационном контроле и продольном интервале между ними не менее 5 км, вертикальный интервал должен быть не менее 150 м.
10.9.4. При необходимости смены эшелона над поворотным пунктом маршрута из-за изменения общего направления полета, занятие нового эшелона должно выполняться по разрешению органа ОВД с соблюдением установленных интервалов.
Занятие нового эшелона должно быть завершено за 20 км до пролета указанного пункта.
10.9.5. Если заданные истинные путевые углы большинства участков воздушной трассы (маршрута) находятся в пределах одного полукруга, а отдельных участков - в пределах другого, то для всей воздушной трассы (маршрута) могут устанавливаться единые эшелоны.
10.9.6. В районе аэродрома (аэроузла) и в зонах ожидания вертикальное эшелонирование устанавливается независимо от заданных путевых углов полета, но с соблюдением установленных интервалов.

Правила продольного эшелонирования

10.10. Минимальные интервалы продольного эшелонирования устанавливаются:
при полетах воздушных судов по ППП при наличии радиолокационного контроля, при отсутствии радиолокационного контроля;
при полетах воздушных судов по ПВП.
10.10.1. Минимальные интервалы продольного эшелонирования при полетах воздушных судов по ППП, при наличии радиолокационного контроля устанавливаются:
между воздушными судами, следующими по одному маршруту на одном эшелоне (высоте):
на воздушных трассах и маршрутах вне их - не менее 30 км, а при использовании автоматизированных систем обслуживания (управления) воздушного движения или средств вторичной радиолокации - не менее 20 км;
в районе аэродрома (в зоне подхода) - не менее 20 км, а при использовании автоматизированных систем обслуживания (управления) воздушного движения или средств вторичной радиолокации - не менее 10 км;
в зоне взлета и посадки - не менее 10 км при следовании за воздушным судном с взлетной массой 136 тонн и более;
во всех остальных случаях - не менее 5 км;
между воздушными судами, следующими по пересекающимся маршрутам (при углах пересечения не менее 45° на одном эшелоне (высоте) и при пересечении эшелона (высоты), занятого другим воздушным судном:
на воздушных трассах и маршрутах вне их - не менее 40 км, а при использовании автоматизированных систем обслуживания (управления) воздушного движения или средств вторичной радиолокации - не менее 30 км;
в районе аэродрома (в зоне подхода) - не менее 30 км, а при использовании автоматизированных систем обслуживания (управления) воздушного движения или средств вторичной радиолокации - не менее 20 км;
между воздушными судами при пересечении эшелона (высоты), занятого встречным воздушным судном в момент пересечения:
на воздушных трассах и маршрутах вне их - не менее 30 км при использовании автоматизированных систем обслуживания (управления) воздушного движения или средств вторичной радиолокации при условии обеспечения установленных интервалов вертикального эшелонирования к моменту расхождения воздушных судов. При отсутствии автоматизированных систем обслуживания (управления) воздушного движения или средств вторичной радиолокации - не менее 30 км с соблюдением бокового интервала не менее 10 км;
в районе аэродрома (в зоне подхода) - не менее 30 км, а при использовании автоматизированных систем обслуживания (управления) воздушного движения или средств вторичной радиолокации - не менее 20 км при условии обеспечения установленных интервалов вертикального эшелонирования к моменту расхождения воздушных судов;
между воздушными судами при пересечении эшелона (высоты), занятого воздушным судном, следующим в попутном направлении, в момент пересечения - не менее 20 км, а при использовании автоматизированных систем обслуживания (управления) воздушного движения или средств вторичной радиолокации - не менее 10 км.
10.10.2. Минимальные временные интервалы продольного эшелонирования при полетах воздушных судов по ППП при отсутствии радиолокационного контроля устанавливаются:
между воздушными судами, следующими по одному маршруту на одном эшелоне (высоте):
по воздушным трассам, местным воздушным линиям, по установленным маршрутам и в зоне подхода - 10 минут;