летный экипаж контролирует и анализирует аэронавигационную и метеорологическую обстановку по маршруту полета (в районе выполнения авиационных работ), на аэродроме назначения и запасных аэродромах и заданные органом ОВД эшелоны (высоты) полета;
орган ОВД при наличии радиолокационного контроля по запросу летного экипажа обеспечивает его информацией о местоположении его воздушного судна.
Информацию об ухудшении метеорологических условий ниже установленного минимума или прекращении приема воздушных судов на аэродроме назначения (запасном аэродроме) летный экипаж может получать по сообщению АТИС или от органа ОВД, под непосредственным управлением (обслуживанием) которого находится его воздушное судно.
10.13.2. При невозможности обхода зоны опасного явления погоды для продолжения полета в пункт назначения летный экипаж своевременно принимает наиболее безопасные меры для вывода воздушного судна из такой зоны с последующим выполнением посадки на запасном аэродроме (площадке), включая пункт вылета.
10.13.3. При изменении расчетного времени пролета пункта обязательного донесения более двух минут летный экипаж воздушного судна сообщает органу ОВД уточненное расчетное время.
10.13.4. Летный экипаж воздушного судна до подхода к рубежу передачи управления по указанию органа ОВД устанавливает радиосвязь с тем органом ОВД, который далее будет осуществлять обслуживание (управление) воздушного движения, и:
информирует его о высоте (эшелоне) полета, местонахождении воздушного судна, расчетном времени выхода на заданный рубеж;
получает дальнейшие условия полета.
Об установлении радиосвязи (или ее отсутствии) летный экипаж воздушного судна сообщает органу ОВД, под ответственностью которого пока находится.
При наличии у органа ОВД информации о воздушной обстановке от автоматизированных систем управления воздушным движением или вторичного радиолокатора летный экипаж этим органом ОВД может быть освобожден от докладов о пролете пунктов обязательного донесения и эшелоне полета.
При этом доклад о пролете последнего пункта обязательного донесения (выходе из зоны ответственности конкретного диспетчерского пункта ОВД) обязателен, если не получено иное указание органа ОВД.
10.13.5. При необходимости полета над (вблизи) населенным пунктом:
полет может выполняться на высоте, позволяющей в случае неисправности воздушного судна произвести посадку за пределами населенного пункта или на специально предусмотренной для этих целей посадочной площадке в пределах населенного пункта;
в случае, если метеоусловия не позволяют выдерживать установленную высоту (эшелон) полета, обход населенного пункта производится, как правило, с правой стороны, если не установлен иной порядок обхода.
10.13.6. При полете по ПВП по маршруту, проходящему в районе аэродрома (непосредственной близости), полет (обход аэродрома) осуществляется с соблюдением максимальной осмотрительности на безопасном удалении или по маршруту, указанному органом ОВД.
Правила определения минимального количества топлива на полет и аэронавигационного запаса топлива
10.14. Полет гражданского воздушного судна может выполняться только в том случае, когда воздушное судно имеет достаточный запас топлива и других предусмотренных РЛЭ видов заправки (масел, рабочих и иных жидкостей), гарантирующих безопасное завершение полета.
10.14.1. Достаточный запас топлива (минимальное количество) на полет состоит из:
расчетного количества топлива, необходимого для выполнения полета согласно плану;
аэронавигационного запаса топлива (АНЗ топлива);
невырабатываемого остатка топлива.
10.14.2. Расчетное количество топлива на полет включает:
топливо, расходуемое на земле, рассчитывается таким образом, чтобы обеспечить запуск двигателя (двигателей), работу вспомогательной силовой установки (при ее наличии), руление;
рейсовое топливо, рассчитывается таким образом, чтобы обеспечить полет от взлета до завершения посадки на аэродроме (в пункте) назначения.
10.14.3. АНЗ топлива не может быть меньше значения, предусмотренного РЛЭ или эквивалентного ему документа, и рассчитывается в зависимости от одного из следующих вариантов принятия решения на вылет:
уход на запасной аэродром с высоты принятия решения (минимальной высоты снижения) аэродрома назначения - является основным, в том числе и при разработке планов (расписания) движения воздушного судна и определяется как сумма:
топлива, необходимого для полета с высоты принятия решения (минимальной высоты снижения) аэродрома назначения до высоты принятия решения (минимальной высоты снижения) наиболее удаленного из выбранных запасных аэродроме;
топлива на 30 минут полета на высоте 450 м после прилета на запасной аэродром;
уход на запасной аэродром с рубежа ухода - количество топлива на борту воздушного судна к расчетному времени прилета на аэродром назначения должно обеспечить полет не менее 60 минут на высоте 450 м. Рубеж ухода рассчитывается таким образом, чтобы к моменту пролета высоты принятия решения (минимальной высоты снижения) запасного аэродрома количество топлива на борту воздушного судна было не менее чем на 30 минут полета на высоте 450 м;
полет без запасного аэродрома при наличии на аэродроме более одной ВПП, пригодной для посадки данной категории (типа) воздушного судна, - АНЗ топлива принимается равным расходу топлива в условиях стандартной атмосферы на скорости ожидания на высоте 450 м в течение:
60 минут - для самолетов с газотурбинными двигателями;
45 минут - для самолетов с газотурбинными двигателями с максимальной сертифицированной взлетной массой не более 5700 кг, а также самолетов с поршневыми двигателями;
30 минут - для вертолетов и дирижаблей.
Вертолеты могут выполнять строительно-монтажные и погрузочно-разгрузочные работы в радиусе не более 5 км от посадочной площадки с АНЗ топлива по усмотрению командира вертолета, но не менее чем на 20 минут полета;
полет на изолированный аэродром АНЗ топлива рассчитывается таким образом, чтобы обеспечить выполнение полета на крейсерском эшелоне (высоте) для самолетов с поршневыми двигателями в течение 45 минут плюс 15% от времени полета по запланированному маршруту, но не более 120 минут, с газотурбинными двигателями - в течение 120 минут.
10.14.4. Резервное топливо включает АНЗ топлива, компенсационный запас, дополнительное топливо (если позволяет запас по загрузке и предельнодопустимой центровке воздушного судна).
10.14.5. Компенсационный запас топлива рассчитывается в соответствии с РЛЭ, но в любом случае должен быть не менее 3% от массы основного запаса топлива - массы топлива, определенной для расходования при запуске и прогреве двигателя, рулении, взлете, полете по маршруту, заходе на посадку и посадке.
10.14.6. Перечень маршрутов, требующих дополнительного топлива, с указанием его количества определяется эксплуатантом в РПП.
Дополнительное топливо предусматривается при выполнении полетов в полярных районах Северного и Южного полушарий Земли, по правилам ETOPS, в других случаях в соответствии с РПП эксплуатанта.
10.14.7. Окончательное решение о количестве АНЗ топлива и достаточного (минимальное количество) топлива на полет, но не менее установленного, принимает командир воздушного судна в зависимости от аэронавигационной, метеорологической обстановки по маршруту полета, на аэродромах назначения и запасных, а также расстояний до аэродромов назначения и запасных.
10.14.8. Самолеты с двумя газотурбинными силовыми установками рекомендуется эксплуатировать на тех маршрутах, где в случае полета на одном работающем двигателе (при отказе другого) имеется реальная возможность при таких обстоятельствах произвести посадку на запасном аэродроме и что потребует учета повышенного расхода топлива при расчете АНЗ топлива.
Особенности полетов в воздушном пространстве приграничной полосы Российской Федерации и при пересечении государственной границы Российской Федерации
10.15. В воздушном пространстве над территорией Российской Федерации вдоль ее государственной границы установлена приграничная полоса с особым режимом ее использования.
В воздушном пространстве вдоль государственной границы Российской Федерации в Северном Ледовитом океане приграничная полоса не установлена.
Специальные районы, где допускается использование воздушного пространства без получения разрешения центров ОрВД, и воздушное пространство классов Е, F и G в приграничной полосе не устанавливаются.
Пересечение государственной границы воздушными судами, выполняющими международные полеты, осуществляется по специально выделенным воздушным коридорам пролета государственной границы. Отклонения за их пределы не допускаются.
Правила пересечения государственной границы публикуются в документах аэронавигационной информации.
10.15.1. Основанием для пересечения государственной границы при выполнении международных полетов является: наличие допусков у членов экипажа к выполнению международных полетов; план полета; разрешение на использование воздушного пространства.
10.15.2. Основанием для пересечения государственной границы российскими воздушными судами, выполняющими полеты в воздушном пространстве над открытым морем, является: план полета; разрешение на использование воздушного пространства.
10.15.3. Аппаратура государственного радиолокационного опознавания (если такая аппаратура предусмотрена на воздушном судне) включается летным экипажем воздушного судна принадлежности Российской Федерации не менее чем за 10 минут до пересечения государственной границы Российской Федерации (влета) при выполнении международного полета.