Приказ Минтранса РФ от 17 июля 2008 г. N 108 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" стр. 32

11.1.5. До начала запуска двигателя (двигателей) на контролируемых аэродромах экипаж воздушного судна:
устанавливает контрольную связь с органом ОВД, осуществляющим обслуживание на перроне, и проверяет качество связи;
прослушивает метеорологическую информацию (при наличии автоматического вещания) и докладывает индекс текущей информации, запрашивает и получает от органа ОВД разрешение на запуск двигателя (двигателей) и дискретный код ответчика вторичной радиолокации (при его применении).
11.1.6. Запуск, прогрев на повышенных оборотах и опробование двигателя (двигателей) воздушного судна на контролируемом аэродроме выполняются по разрешению органа ОВД.
Опробование двигателя (двигателей) воздушного судна производится на стоянке или на специально оборудованной площадке (при их наличии) или на участках РД, отведенных и маркированных для этой цели.
11.1.7. Выруливание воздушного судна с места запуска двигателя (двигателей), а также заруливание воздушного судна выполняются:
на контролируемых аэродромах - с разрешения органа ОВД и ответственного лица ИАС, обеспечивающего выпуск воздушного судна;
на неконтролируемых аэродромах и на посадочных площадках - с разрешения ответственного лица ИАС (при его наличии), обеспечивающего выпуск (прием) воздушного судна, или по усмотрению командира воздушного судна.
11.1.8. Летному экипажу выруливать (рулить) запрещается, если:
давление в тормозных системах ниже установленных пределов или имеются признаки неисправности тормозов;
члены летного экипажа перед началом руления не выполнили требования РЛЭ, предшествующие этапу руления;
там, где это предусмотрено, не получено разрешение органа ОВД и (или) ответственного лица ИАС, обеспечивающего выпуск воздушного судна;
безопасность руления не обеспечивается из-за наличия препятствий или неудовлетворительного состояния покрытия рулежных дорожек на маршруте руления;
отсутствует автомобиль сопровождения, если предусмотрено сопровождение при выруливании.
11.1.9. Автомобили сопровождения (с обязательным их оборудованием светосигнальными устройствами и радиостанцией) при рулении применяются по требованию летного экипажа.
11.1.10. В начале руления проверяется действие тормозов (если предусмотрено РЛЭ).
Руление выполняет командир воздушного судна или по его указанию второй пилот.
11.1.11. Выруливание с места стоянки (заруливание) выполняется по сигналам обеспечивающего ответственного лица ИАС.
Заруливание на место стоянки при отсутствии ИАС может выполняться по сигналам дежурного по сопровождению (перрону).
Указанные лица при соблюдении правил руления летным экипажем обеспечивают безопасное выруливание (заруливание) воздушного судна.
11.1.12. Члены летного экипажа при рулении обязаны следить за окружающей обстановкой и предупреждать пилота, выполняющего руление, о препятствиях.
При обнаружении на маршруте руления препятствия командир воздушного судна прекращает руление (принимает меры по предупреждению столкновения) и докладывает на контролируемом аэродроме о наличии препятствия органу ОВД.
11.1.13. Руление воздушного судна выполняется в соответствии с установленной на данном аэродроме схемой руления по маркировочной разметке.
На контролируемых аэродромах маршрут руления указывается органом ОВД.
11.1.14. Скорость руления выбирается командиром воздушного судна в соответствии с требованиями РЛЭ данного типа воздушного судна или эквивалентного ему документа и в зависимости от состояния РД, ВПП, грунта, наличия препятствий и условий видимости, с обеспечением в случае необходимости безопасной остановки воздушного судна.
11.1.15. Руление ночью, а также днем при видимости 2000 м и менее производится с включенными аэронавигационными огнями и фарами.
Проблесковые маяки днем и ночью должны быть включены от запуска двигателей до их выключения.
11.1.16. При рулении воздушных судов навстречу друг другу их командиры (пилоты) обязаны уменьшить скорость руления до минимальной и, держась правой стороны, безопасно разойтись левыми бортами.
При сближении на пересекающихся курсах пилот, выполняющий руление и видящий другое судно справа, обязан прекратить руление.
Обгон рулящего воздушного судна запрещается.
11.1.17. На контролируемом аэродроме занятие или освобождение ВПП, РД осуществляется в соответствии с указаниями органа ОВД. До занятия воздушным судном исполнительного старта на ВПП экипаж воздушного судна должен получить от органа ОВД информацию об условиях взлета и выхода из района аэродрома, при этом командир воздушного судна оценивает полученную информацию о фактической погоде, состоянии ВПП.
В случаях необходимости длительного занятия ВПП командир воздушного судна до ее занятия сообщает органу ОВД о необходимом времени для подготовки к взлету.

Взлет

11.2. Взлет выполняет командир воздушного судна или по его команде второй пилот, при этом командир воздушного судна обеспечивает безопасное выполнение взлета независимо от того выполняет ли взлет сам или второй пилот.
Второй пилот может выполнять вышеуказанную команду командира воздушного судна при наличии в установленном порядке соответствующего допуска или если такая тренировка предусмотрена заданием на полет.
11.2.1. Взлет производится:
на контролируемом аэродроме - с разрешения органа ОВД, полученного летным экипажем по запросу;
на неконтролируемом аэродроме (посадочной площадке) - по решению командира воздушного судна.
При этом разрешение на взлет, полученное от органа ОВД, не является принуждением к производству взлета.
11.2.2. В случае принятия командиром воздушного судна решения на выполнение взлета при условиях, если экипажу взлетать запрещается, то вся ответственность за исход взлета возлагается на командира воздушного судна.
11.2.3. На неконтролируемых аэродромах и посадочных площадках:
место начала взлета и его направление определяет командир воздушного судна;
информацию о времени, месте и направлении взлета летный экипаж воздушного судна передает "блиндом" (место и магнитный курс взлета) на частоте органа ОВД, в районе ответственности которого находится летный экипаж воздушного судна.
11.2.4. Летному экипажу взлетать запрещается, если:
по курсу взлета имеются опасные метеорологические явления или скопления птиц, угрожающие безопасности взлета;
фактическая погода ниже установленного эксплуатационного минимума;
в условиях сильного ливневого дождя метеорологическая видимость менее 600 м (значение видимости по ОВИ не учитывается);
скорость ветра у земли с учетом его направления, а также состояние поверхности ВПП и значение коэффициента сцепления не соответствуют установленным РЛЭ ограничениям;
поверхность воздушного судна покрыта льдом, инеем или мокрым снегом;
взлетная масса превышает максимальное значение, предусмотренное РЛЭ или эквивалентным ему документом (рассчитанное в соответствии с РЛЭ или эквивалентным ему документом) для фактических располагаемых дистанций, метеорологических условий и требуемого градиента набора на начальном участке схемы вылета;