12.3.13. Аэростатические летательные аппараты, выполняющие полеты над водными акваториями, укомплектовываются необходимым количеством спасательных плавательных средств.
12.3.14. В случае вероятной посадки на водную поверхность команды сопровождения укомплектовываются моторными плавательными средствами.
12.3.15. Поисковое и аварийно-спасательное обеспечение полетов аэростатов производится командой наземного сопровождения.
12.3.16. Полеты в особых условиях (в зонах обледенения, грозовой деятельности, ливневых осадков, в условиях термической и динамической турбулентности атмосферы, повышенной электрической активности атмосферы, сдвига ветра, пыльной бури): аэростатов - запрещаются, дирижаблей - допускаются в соответствии с РЛЭ или эквивалентным ему документом.
12.3.17. Полеты на дирижаблях в целях перевозки пассажиров осуществляются с посадками только на аэродромы (посадочные площадки).
12.3.18. Возможно производство посадок в установленном порядке на дирижаблях на площадки, подобранные с воздуха (без перевозки пассажиров).
12.3.19. Командиру дирижабля (пилоту), допущенному к полетам с правом подбора посадочных площадок с воздуха, при принятии решения на вылет по условиям ПВП разрешается использовать посадочные площадки в качестве запасных.
12.3.20. При выполнении полетов на аэродромы и посадочные площадки, на которых не обеспечивается техническое обслуживание дирижаблей, экипаж выполняет осмотр дирижабля в соответствии с РЛЭ или эквивалентным ему документом самостоятельно.
12.3.21. На аэродромах, используемых одновременно самолетами, вертолетами и дирижаблями, могут оборудоваться специальные площадки с отдельным стартом для дирижаблей.
На контролируемом аэродроме, при необходимости, командир дирижабля (пилот) с разрешения органа ОВД для взлета или посадки может использовать любую часть ВПП аэродрома.
12.3.22. При буксировке планера соблюдаются следующие условия:
командир воздушного судна, осуществляющего буксировку, имеет необходимую подготовку и квалификацию;
воздушное судно, осуществляющее буксировку, допущено к буксировке согласно РЛЭ или эквивалентному ему документу;
между командиром воздушного судна, осуществляющего буксировку, и пилотом планера организуется взаимодействие, включая сигналы готовности к взлету, готовности к отцепке, действий в аварийной ситуации.
12.3.23. Командиру воздушного судна, осуществляющего буксировку, не разрешается производить сброс буксирного троса после отцепки планера, если это может на земной поверхности представлять опасность для людей, животных и объектов.
ХIII. Полеты в особых условиях
13.1. К полетам в особых условиях относятся:
полеты в зонах опасных атмосферных явлений: сильного обледенения, грозовой деятельности и сильных ливневых осадков, сильной болтанки, повышенной электрической активности атмосферы, сильного сдвига ветра, пыльной бури;
полеты в горной местности;
полеты над малоориентирной местностью, пустынями и над водной поверхностью;
полеты в полярных районах Северного и Южного полушарий Земли;
полеты в сложной орнитологической обстановке;
полеты при поиске и спасании.
13.1.1. При возникновении в полете признаков приближения к зоне опасных атмосферных явлений или получении соответствующей информации командир воздушного судна, если полет в ожидаемых условиях не разрешен РЛЭ или эквивалентным ему документом, принимает меры для обхода опасной зоны.
13.1.2. При выполнении полетов в полярных районах Северного и Южного полушарий Земли (в глубь Арктического бассейна и в Антарктике), в малоориентирной местности, в пустынях и над водной поверхностью на борту воздушных судов должны быть:
аварийная радиостанция;
запас продуктов питания и питьевой воды;
индивидуальные и групповые плавсредства (при полетах над водной поверхностью);
сигнальные средства;
оружие и спасательное снаряжение, предусматриваемое соответствующими инструкциями.
Порядок выполнения указанных полетов предусматривается в РПП эксплуатанта.
13.1.3. Надежная и безопасная навигация в особых условиях достигается:
соблюдением основных правил навигации (самолетовождения);
достаточным наземным радиотехническим и аэронавигационным обеспечением, комплексным применением навигационных средств в полете;
умением определять местонахождение воздушного судна и измерять навигационные элементы полета всеми доступными методами;
умением вести визуальную ориентировку;
своевременным и грамотным применением навигационного оборудования воздушного судна, обеспечивающего наибольшую эффективность самолетовождения в конкретной аэронавигационной обстановке.
Полеты в зонах сильного обледенения
13.2. Перед входом в зону возможного обледенения или при внезапном попадании в зону сильного обледенения летным экипажем должна быть включена противообледенительная система воздушного судна, если РЛЭ или эквивалентный ему документ не предусматривает другого порядка использования такой системы.
Если принятые меры по борьбе с обледенением воздушного судна оказываются неэффективными и не обеспечивается безопасное продолжение полета, командир воздушного судна по согласованию с органом ОВД в контролируемом воздушном пространстве изменяет высоту и/или маршрут полета для выхода в район, где возможно безопасное продолжение полета, или принимает решение об уходе на запасной аэродром. Командиру вертолета при попадании в указанные условия разрешается произвести посадку на площадку, подобранную с воздуха.
При этом может применяться сигнал срочности.
Полеты в зоне грозовой деятельности и сильных ливневых осадков
13.3. При принятии решения на вылет с пересечением зоны грозовой деятельности и сильных ливневых осадков командир воздушного судна должен учитывать:
характер гроз (внутримассовые или фронтальные);
расположение и перемещение грозовых (ливневых) очагов, возможные маршруты их обхода;
необходимость дополнительной заправки топливом.
13.3.1. Полеты по ППП в зоне грозовой деятельности не разрешаются при отсутствии радиолокационного контроля или неисправной бортовой радиолокационной станции (РЛС) обнаружения грозовых очагов.
13.3.2. Не допускается вход воздушного судна:
в кучево-дождевые (грозовые), мощно-кучевые облака;
в зону сильных ливневых осадков под кучево-дождевыми (грозовыми), мощно-кучевыми облаками.