Приказ Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам от 29 декабря 2009 г. N 186 "Об утверждении Рекомендаций по вопросам проверки договоров о распоряжении исключительным правом на результаты интеллектуальной деятельност стр. 10

Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна.
Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.
Действие доверенности прекращается вследствие: истечения срока доверенности; отмены доверенности лицом, выдавшим ее; отказа лица, которому выдана доверенность; прекращения (ликвидации или реорганизации) юридического лица, от имени которого выдана доверенность; смерти гражданина, выдавшего доверенность, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим; смерти гражданина, которому выдана доверенность, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим.
Лицо, выдавшее доверенность, может во всякое время отменить доверенность или передоверие, а лицо, которому доверенность выдана, - отказаться от нее.
С прекращением доверенности теряет силу передоверие.
Лицо, выдавшее доверенность и впоследствии отменившее ее, обязано известить об отмене лицо, которому доверенность выдана (патентного поверенного), а также Роспатент, для представительства перед которым выдана доверенность. Согласно статье 188 Кодекса такая же обязанность возлагается на правопреемников лица, выдавшего доверенность. Извещение, поступившее в Роспатент от нового представителя и не подкрепленное личным извещением доверителя (заявителя), не может служить основанием для прекращения ведения дел с предыдущим представителем.
Доверенность на представительство интересов иностранного юридического лица или гражданина, постоянно проживающего за пределами России, может быть выдана как самим этим лицом или гражданином, так и его представителем, например, патентным поверенным и т.д., имеющим соответствующую доверенность с правом передоверия.
В случае если доверенность оформлена на территории другого государства (с указанием в доверенности места ее выдачи), на территории Российской Федерации она может быть использована в случае удовлетворения ее нормам российского права, изложенным выше.
Если сведения, приведенные в доверенности и последующей переписке, вызывают сомнение в их достоверности или выявлены разночтения, то может быть потребовано соответствующее удостоверение доверенности, выданной на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и соответствующее государство.

6.2. Удостоверение документов, совершенных на территории иностранного государства

Существует два способа удостоверения документов, совершенных на территории иностранного государства: консульская легализация и проставление апостиля.
Консульская легализация, осуществляемая в соответствии с Инструкцией о консульской легализации, утвержденной МИД СССР 06.07.1984, заключается в подтверждении соответствия документов законодательству государства их происхождения и представляет собой засвидетельствование подлинности подписи должностного лица, его статуса и, в надлежащих случаях, печати уполномоченного государственного органа на документах и актах с целью использования их в другом государстве.
Иностранные документы, предназначенные для использования на территории России, могут быть легализованы на территории того государства, где эти документы выданы, или же непосредственно в Российской Федерации. В первом случае документ сначала заверяется в Министерстве иностранных дел или ином уполномоченном органе государства, на территории которого выдан документ, а затем легализуется в консульском учреждении Российской Федерации в данном государстве. Во втором случае иностранный документ сначала заверяется в дипломатическом представительстве или консульском учреждении того государства, на территории которого был выдан документ, а затем легализуется в Департаменте консульской службы МИД России. И в том и в другом случае при необходимости может быть потребован нотариально заверенный перевод документа на русский язык.
В целях упрощения процесса признания иностранных документов в 1961 году в Гааге (Нидерланды) была подписана Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов (Гаагская конвенция). Кроме Российской Федерации участниками Гаагской конвенции являются: Австралия, Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Антигуа и Барбуда, Аргентина, Армения, Багамские острова, Барбадос, Беларусь, Белиз, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Ботсвана, Бруней-Даруссалам, Вануату, Венгрия, Венесуэла, Германия, Гондурас, Гренада, Греция, Грузия, Дания, Доминика, Доминиканская Республика, Израиль, Индия, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кабо-Верде (Острова Зеленого Мыса), Казахстан, Кипр, Китай (КНР), Колумбия, Корея, Латвия, Лесото, Либерия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Маврикий, Македония (бывшая Югославская Республика), Малави, Мальта, Маршалловы острова, Мексика, Молдова, Монако, Монголия, Намибия, Нидерланды, Ниуэ, Новая Зеландия, Норвегия, Острова Кука, Панама, Польша, Португалия, Румыния, Сальвадор, Самоа, Сан-Марино, Сан-Томе и Принсипи, Свазиленд, Сейшельские Острова, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Сербия, Словакия, Словения, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, США, Суринам, Тонга, Тринидад и Тобаго, Турция, Украина, Фиджи, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чешская Республика, Швейцария, Швеция, Эквадор, Эстония, Южная Африка, Япония.
В соответствии со статьей 13 Гаагской конвенции правительство Великобритании сделало заявления о распространении действия Конвенции на территории: Джерси, Бейлиуик Гернси, Остров Мэн, Бермуды, Британская Антарктическая Территория (в споре с Аргентиной), Каймановы острова, Фолклендские острова (в споре с Аргентиной), Гибралтар, Гонконг, Монтсеррат, Святая Елена, Острова Терке и Кайкос, Виргинские острова.
В соответствии с Гаагской конвенцией на документах, совершенных компетентными органами одного государства и предназначенных для использования на территории другого государства, проставляется специальный штамп (апостиль). Апостиль "удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которым скреплен этот документ" (статья 5 Гаагской конвенции). Подпись, печать или штамп, проставляемые компетентным органом на апостиле, не требуют никакого дальнейшего заверения или легализации, а документ, на котором проставлен апостиль, может быть использован в любой из стран-участниц Гаагской конвенции.
Легализация и проставление апостиля не требуются, если международным договором предусмотрена отмена или упрощение этих процедур. Так, двусторонними договорами о взаимной правовой помощи и Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г. с изменениями от 28 марта 1997 г.) предусмотрено, что документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным органом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены официальной печатью, не требуют на территории другой Договаривающейся стороны какого-либо удостоверения (легализации). В отношении таких документов может быть потребован только их нотариально заверенный перевод.
Страны, с которыми Российская Федерация имеет двусторонние договоры о правовой помощи: Азербайджан, Алжир, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Греция, Ирак, Италия, Кипр, Китай, КНДР, Куба, Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдова, Монголия, Йеменская Республика, Польша, Румыния, Тунис, Финляндия, Чехословакия (фактически применяется между Российской Федерацией и Словакией и Чехией), Сербия и Черногория (правопреемник СФРЮ).
Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (22 января 1993 г., Минск) (далее - Минская конвенция) вступила в силу 19 мая 1994 года, а для Российской Федерации - с 10 декабря 1994 года. Однако в соответствии со статьей 85 указанной Конвенции, ее действие распространяется и на правоотношения, возникшие до ее вступления в силу.
Государствами - участниками Минской конвенции являлись: Армения, Беларусь, Казахстан, Российская Федерация, Таджикистан, Узбекистан, Украина, Кыргызстан, Молдова, Азербайджан, Грузия и Туркменистан.
С 27 апреля 2004 г. вступила в силу Кишиневская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (7 октября 2002 г., Кишинев), которую подписала и Российская Федерация. По состоянию на 15 января 2008 г. Конвенция вступила в силу для Беларуси, Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Армении, Таджикистана. В Российской Федерации выполняются внутригосударственные процедуры по ратификации Конвенции.
В связи с вступлением в силу Кишиневской конвенции Минская конвенция прекращает свое действие для государств - участников Кишиневской конвенции. Однако в отношениях с государствами - участниками Минской конвенции, не подписавшими Кишиневскую конвенцию, Минская конвенция продолжает действовать.

6.3. Лица, обладающие правом действовать от имени юридического лица без доверенности

Руководство деятельностью общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества.
Единоличный исполнительный орган ООО без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки. В качестве единоличного исполнительного органа общества может выступать физическое лицо, избираемое общим собранием участников либо из числа участников общества либо любое другое физическое лицо. Руководитель общества с ограниченной ответственностью - это либо генеральный директор, либо президент, либо другие.
Функции руководителя ООО может осуществлять и другое должностное лицо, например, исполнительный директор или вице-президент ООО, если такой порядок деятельности единоличного исполнительного органа общества и принятия им решений установлен положениями учредительных документов общества (пункт 4 статьи 32 и статьи 40 Федерального закона от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (с изменениями)).
ООО вправе передать по договору полномочия своего единоличного исполнительного органа управляющему, если такая возможность прямо предусмотрена уставом ООО.
От имени акционерного общества без доверенности действует, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени общества, единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор) (статья 69 Федерального закона от 26.12.1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (с изменениями)), объем полномочий которого определяется уставом акционерного общества. Таким образом, по общему правилу, установленному законом, должность руководителя акционерного общества не может именоваться иначе как директор или генеральный директор. Однако, практика регистрации договоров показывает, что из общего правила бывают исключения, и руководителем акционерного общества может являться не только директор или генеральный директор. Так, например, руководителем одного открытого акционерного общество является президент - должность президента не входит в установленный Законом перечень руководителей, - который в силу устава от имени общества действует без доверенности, совершает сделки, представляет интересы, выдает доверенности на право представительства от имени данного акционерного общества, в том числе доверенности с правом передоверия и т.д. Пример другого должностного лица, являющегося руководителем акционерного общества - исполнительный директор, который на законных основаниях является руководителем данной организации и вправе действовать в пределах своей компетенции без доверенности.
Также по решению общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа общества могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему).
От имени производственного кооператива в пределах полномочий, предоставленных уставом кооператива, действует без доверенности председатель кооператива, который представляет кооператив в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, распоряжается имуществом кооператива, заключает договоры и выдает доверенности, в том числе с правом передоверия (пункт 5 статьи 17 Федерального закона от 08.05.1996 N 41-ФЗ "О производственных кооперативах" (с изменениями)).
В сельскохозяйственных производственных кооперативах также председатель кооператива действует от имени кооператива без доверенности, представляет кооператив во всех органах власти и управления, в организациях, заключает договоры и выдает доверенности, в том числе с правом передоверия, и исполняет иные полномочия, предусмотренные уставом кооператива (статья 26 Федеральный закон от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (с изменениями)).
Руководителем государственного или муниципального унитарного предприятия может быть либо директор, либо генеральный директор. Перечень этих должностных лиц определен Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (с изменениями). Конкретное наименование этого органа управления унитарного предприятия определяется уставом предприятия.
Руководитель унитарного предприятия действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия (статья 21 Федерального закона от 14.11.2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").

Статья 26 Федерального закона от 07.08.2001 N 117-ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан (с изменениями) предусматривает должности председателя совета потребительского общества, председателя правления потребительного общества, которые наделены полномочиями без доверенности действовать от имени этих организаций.

В жилищный накопительных кооперативах директор как единоличный исполнительный орган жилищного накопительного кооператива без доверенности действует от имени кооператива, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени кооператива (пункт 3 статьи 44 Федерального закона от 30.12.2004 N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах" (с изменениями))
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с изменениями) исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией. Федеральным законом от 22.08.1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (с изменениями) установлено, что непосредственное управление высшим учебным заведением осуществляет ректор, полномочия которого определяются уставом высшего учебного заведения. Исполнение части своих полномочий ректор может передавать проректорам и другим руководящим работникам высшего учебного заведения. (Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 26.06.1993 N 597 (с последующими изменениями) "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации".
Следует обращать внимание на то, что организационно-правовые формы коммерческих организаций предусмотрены Кодексом (полные товарищества, товарищества на вере (коммандитные товарищества), общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, общества с дополнительной ответственностью, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия).
Организационно-правовые формы некоммерческих организаций также приведены в Кодексе (потребительский кооператив, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, учреждения, ассоциации и союзы), но могут быть предусмотрены и другими законами. Таким, в частности, относятся Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (казачье общество, государственная корпорация, некоммерческое партнерство, автономная некоммерческая организация, государственная компания, автономное учреждение, частное учреждение), Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-Ф3 "О саморегулируемых организациях" (саморегулируемая организация), Федеральный закон от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" (община малочисленных народов), Закон Российской Федерации от 7 июля 1993 г. N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" (торгово-промышленная палата), Закон Российской Федерации от 20 февраля 1992 г. N 2383-I "О товарных биржах и биржевой торговле" (товарная биржа), Федеральный закон от 17 декабря 1999 г. N 211-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации" (ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации), Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (коллегия адвокатов), Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей" (объединение работодателей), Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 286-ФЗ "О взаимном страховании" (общество взаимного страхования), Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ (товарищества собственников жилья).
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" в качестве руководителя автономного учреждения могут быть директор, генеральный директор, ректор, главного врача, художественного руководителя, управляющего и другой. Указанная статья не содержит закрытого перечня наименований должности руководителя такого учреждения. Руководитель автономного учреждения без доверенности действует от имени автономного учреждения, в том числе представляет его интересы и совершает сделки от его имени.
В Федеральном законе от 19.05.1995 N 83-ФЗ "Об общественных объединениях" (с изменениями), Федеральном законе от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях" (с изменениями), Федеральном законе от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (с изменениями), Федеральном законе от 27.11.2002 N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей", Закон РФ от 07.07.1993 N 5340-I "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" Законе Российской Федерации от 20.02.1992 N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле", Федеральном законе от 31.05. 2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" прямо не определены конкретные наименования высших органов юридических лиц. Поэтому постоянно действующие руководящие органы этих лиц указываются в уставе организации.
В тех случаях, когда название должности лица, которое указано в заявлении как руководитель того или иного юридического лица, не совпадает с перечнем должностных лиц - руководителей, определенных соответствующим специальным законом, полномочия такого должностного лица должны определяться учредительными документами организации, например, уставом. Документальным подтверждением полномочий такого "нестандартного" руководителя могут быть заверенная копия (выписка) учредительного документа, в частности, устава, либо выписка из ЕГРЮЛ.
В настоящее время выписка из ЕГРЮЛ является наиболее убедительным документом, содержащим сведения, необходимые при проверке заявления и прилагаемых к нему документов, представленных для регистрации договоров. Например, в случае необходимости подтверждения полномочий того или иного должностного лица выступать в качестве руководителя юридического лица, при смене руководителя выписка из ЕГРЮЛ может служить документальным подтверждением полномочий того или иного руководителя, включая дату возложения полномочий на нового руководителя. Согласно подпункту "л" статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с последующими изменениями) в государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе сведения о руководителе юридического лица с указанием его фамилии, имени, отчества и должности, а также его паспортные или иные данные, удостоверяющие личность. Из положений указанного закона следует, что новый руководитель считается вступившим в должность лишь с даты внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ (т.е. с даты регистрации изменений, вносимых в ЕГРЮЛ). Следовательно, юридически прежний руководитель освобождается, а на нового руководителя возлагается ответственность с даты внесения записи в ЕГРЮЛ. Другой документ, например, копия протокола общего собрания акционеров или решения участников общества о прекращении полномочий одного лица в качестве директора и назначении руководителем другого, не может являться единственным документом, удостоверяющим смену руководителя.
Помимо должностных лиц, указанных в перечне специальных законов, регулирующих деятельность юридических лиц, либо в учредительных документах, в качестве руководителя (т.е. без доверенности) могут выступать и другие.
При процедуре банкротства - внешний, конкурсный арбитражные управляющие - наделяются в полном объеме полномочиями руководителя. Основанием для этого является соответствующее определение суда. Полномочия арбитражных управляющих имеют срочный характер - по закону - один год с возможностью продления, что дополнительно устанавливается судом. В период открытия конкурсного производства (управления) полномочия конкурсного (арбитражного) управляющего и продолжительность конкурсного управления определяются Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
В тех случаях, когда необходимость в реализации права на распоряжение исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации возникает в период признания правообладателя банкротом и открытия конкурсного производства, уполномоченным руководителем юридического лица следует считать конкурсного (арбитражного) управляющего. Права на распоряжение имуществом юридического лица, в отношении которого начата процедура банкротства, все права и обязанности руководителя предприятия-банкрота переходят к конкурсному управляющему и имеют срочный характер, т.е. ограничены по времени. При необходимости подтверждения должным образом полномочий такого управляющего и срока действия его полномочий, следует учитывать, что единственным документом в этом случае может быть только определение соответствующего судебного органа об открытии процедуры банкротства или продлении срока ее действия, назначении управляющего или его замене на нового управляющего.
В ряде других случаев от лица правообладателя выступает ликвидатор, либо председатель ликвидационной комиссии.
Ликвидация юридического лица может быть добровольной - по решению его учредителей (участников) или уполномоченного на решение о добровольной ликвидации органа юридического лица (собрание акционеров, совет директоров и т.д.). Ликвидация может быть и принудительной - решением суда по основаниям, предусмотренным Кодексом (ликвидация юридического лица как результат одного из видов его реорганизации - присоединения - в данной работе не рассматривается).
При добровольной ликвидации - в соответствии с пунктом 3 статьи 62 Кодекса с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, и именно она выступает в этот период от имени ликвидируемого юридического лица. Таким образом, на стадии добровольной ликвидации в качестве руководителя юридического лица выступает председатель ликвидационной комиссии, полномочия которого действуют в период деятельности ликвидационной комиссии.
В качестве руководителя юридического лица можно встретить "управляющего директора", "управляющего менеджера" и пр. Данные должностные лица в подтверждение своих полномочий как руководителя ссылаются на договор, заключенный между исполнительным органом юридического лица и управляющей организацией. В подобных случаях следует учитывать, что в соответствии с законодательством полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Порядок передачи полномочий определен специальными федеральными законами, регулирующими деятельность акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Так например, для руководства акционерным обществом по решению общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа акционерного общества могут быть преданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа акционерного общества управляющей организации или управляющему принимается общим собранием акционеров только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества (Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (с изменениями)). В соответствии с уставом общества с ограниченной ответственностью общее собрание его участников вправе принять решение об исполнении обязанности единоличного исполнительного органа общества коммерческой организацией либо индивидуальным предпринимателем. В этом случае общество заключает с ним гражданско-правовой договор, условия которого подлежат утверждению общим собранием участников (Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (с изменениями)).