При отсутствии возможности обеспечения безопасных интервалов между ВС на запрашиваемом эшелоне, запретить снижение и сообщить экипажу ВС причину;
- на графике движения ВС сделать отметку о запрещении снижения |
4.1.13. При изменении эшелона (высоты) полета ВС, выполняющее полет на заданном эшелоне (высоте), имеет преимущество (при прочих равных условиях) перед ВС, экипаж которого просит разрешение занять этот эшелон, а также преимущество распространяется на ВС, выполняющее полет на большую дальность.
Эшелон, занятый ВС, может быть задан другому ВС после доклада экипажа первого ВС о начале снижения или наборе высоты, если нет возможности применить другой вид эшелонирования.
4.1.14. При следовании ВС по пересекающимся воздушным трассам на одном эшелоне:
- в момент доклада экипажа ВС о пролете последнего ПОД перед пересечением воздушной трассы получить от него время пересечения; | ||
- по ИВО уточнить местоположение воздушных судов и сообщить диспетчеру процедурного контроля; | ||
- рассчитать интервал в момент пересечения, который должен быть не менее 40 км, и сообщить его диспетчеру радиолокационного контроля; | ||
- при наличии интервала не менее 40 км дать разрешение экипажам ВС на пересечение воздушной трассы. | - отметить на графике движения условным знаком время расхождения ВС |
В случае прогнозирования возможности возникновения конфликтной ситуации между ВС (интервал менее 40 км):
- наметить возможные варианты разведения ВС; | ||
- доложить диспетчеру радиолокационного контроля место, время, типы, номера (позывные) ВС, коды индивидуального опознавания ВРЛ и эшелон (высоту) полета воздушных судов, и варианты их разведения; | ||
- принять от диспетчера процедурного контроля информацию о прогнозируемом сокращении интервалов между ВС и варианты их разведения; | ||
- отметить на графике движения ВС условным знаком прогнозируемую конфликтную ситуацию; | ||
- проанализировать воздушную обстановку, используя данные, полученные от диспетчера процедурного контроля и отображаемые на ИВО; | ||
- принять решение на разведение ВС; | ||
- передать соответствующие указания экипажам ВС | ||
- проконтролировать своевременность и правильность передачи диспетчером радиолокационного контроля указаний экипажам ВС; | ||
- отметить на графике движения ВС момент расхождения ВС условным знаком |
4.1.15. Во всех случаях, если диспетчер с помощью системы наблюдения ОВД обнаружил на ИВО возникновение конфликтных ситуаций в смежной зоне (районе) РЦ ЕС ОрВД, он обязан немедленно информировать об этом диспетчера соответствующего диспетчерского пункта.
4.2. При прилете ВС на аэродромы зоны (района) РЦ ЕС ОрВД:
4.2.1. До пролета рубежа передачи ОВД:
- получить от диспетчера смежного РЦ ЕС ОрВД следующую информацию:местоположение ВС и расчетное время входа в зону (район) ЕС ОрВД;номер и литер рейса;тип и номер (позывной) ВС, код индивидуального опознавания ВРЛ;эшелон (высоту) полета, аэродром первой посадки; | ||
- передать условия входа и подтвердить о приеме информации; | ||
- сверить код индивидуального опознавания ВРЛ с кодами ВС, находящихся на ОВД. При их совпадении назначить одному из ВС новый код индивидуального опознавания ВРЛ, о чем сообщить диспетчерам соответствующих смежных диспетчерских пунктов по маршруту полета; | ||
- на графике движения ВС условными знаками нанести полученные данные; | ||
- сообщить информацию о ВС, входящем в зону (район) РЦ ЕС ОрВД диспетчеру радиолокационного контроля | ||
- принять от диспетчера процедурного контроля информацию о ВС, входящем в зону (район) РЦ ЕС ОрВД |
4.2.2. При пролете ВС рубежа передачи ОВД:
- получить от экипажа ВС:время входа в зону (район) (время не сообщается, если передача ведется в момент входа); место входа в зону (район); эшелон (высоту) полета; расчетное время пролета очередного ПОД (РНТ коридора) и расчетное время прилета на аэродром посадки;выбранный запасный аэродром (при сложных метеоусловиях); расчетное время пролета рубежа ухода на запасный аэродром, если рубеж ухода находится в районе ОВД этого диспетчера; | ||
- по ИВО определить местоположение ВС или получить подтверждение от диспетчера ВРЦ ЕС ОрВД о входе ВС в зону (район) РЦ ЕС ОрВД; | ||
- подтвердить экипажу ВС пролет ПОД (РНТ коридора) и передать условия входа в зону (район) РЦ ЕС ОрВД; | ||
- информировать экипаж ВС о наличии запасных аэродромов (при необходимости); | ||
- нанести на график линию движения ВС и условными знаками информацию, полученную от смежного диспетчера процедурного контроля, информировать диспетчера радиолокационного контроля; | ||
- принять информацию от диспетчера процедурного контроля | ||
- при наличии прямой проводной связи с диспетчером смежного диспетчерского пункта сообщить ему о приеме ОВД данного ВС; | ||
- при отсутствии прямой проводной связи подтверждение о приеме ВС на ОВД и условия входа передаются через экипаж ВС |
При входе ВС в зону (район) РЦ ЕС ОрВД, где находится рубеж ухода на запасный аэродром, получить от экипажа ВС информацию о расчетном времени пролета рубежа ухода. Запросить данные о фактической и прогнозируемой погоде на аэродроме назначения (при отсутствии канала ВОЛМЕТ) и сообщить уточненные данные по аэродрому назначения экипажу ВС до пролета ВС рубежа ухода на запасной аэродром (при отсутствии канала ВОЛМЕТ).
4.2.3. Если по истечении 5 мин. после расчетного времени входа ВС в зону (район) РЦ ЕС ОрВД от экипажа ВС не поступило сообщение о входе, а с помощью используемой системы наблюдения ОВД обнаружить ВС не удается, необходимо запросить у диспетчера смежного РЦ ЕС ОрВД, откуда следует ВС, его местоположение. Если диспетчер смежного РЦ ЕС ОрВД подтвердит пролет границы зоны (района) или рубеж передачи ОВД, принять меры к установлению связи с экипажем ВС через каналы связи смежных диспетчерских пунктов.
Если связь с ВС установить не удается, действовать, как указано в главе I "Методические указания", п. 1.10.3 "Действия диспетчеров органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) при потере радиосвязи" (см. схему 1.5) настоящих типовых Технологий.
4.2.4. При пролете ВС последнего ПОД перед рубежом снижения:
- получить от экипажа ВС расчетное время начала снижения и сообщить его диспетчеру процедурного контроля; | |||
- на графике движения ВС отметить время начала снижения ВС; | |||
- передать диспетчеру ДПП следующую информацию:номер коридора, эшелон (высоту) и расчетное время пролета рубежа передачи ОВД (РНТ коридора, контрольного ориентира);номер и литер рейса;тип и номер (позывной) ВС, код индивидуального опознавания ВРЛ;аэродром посадки;расчетное время прилета; | |||
- на графике движения ВС сделать отметку условным знаком о передаче сообщения диспетчеру ДПП; | |||
- получить от диспетчера ДПП условия входа ВС в зону (район) ДПП и сообщить диспетчеру радиолокационного контроля; | |||
- передать экипажу ВС: коридор входа (РНТ, контрольный ориентир);эшелон (высоту) пролета рубежа передачи (место или время занятия эшелона);указание о начале снижения (по расчету экипажа ВС или по указанию диспетчера); | |||
- на графике движения ВС записать заданные условия полета | |||
- получить подтверждение от экипажа ВС о приеме информации |
4.2.5. При пролете воздушным судном рубежа начала снижения:
- получить от экипажа ВС сообщение о начале снижения; | ||
- передать экипажу ВС информацию о воздушной обстановке (при необходимости) и об опасных метеоявлениях (при их наличии); | ||
- по ИВО определить местоположение ВС и получить подтверждение местоположения ВС от диспетчера ВРЦ | ||
- на графике движения ВС условными знаками отметить время начала снижения |
4.2.6. При пролете рубежа передачи ОВД:
- получить от экипажа ВС сообщение о занятии заданной высоты за 20 км до пролета рубежа передачи ОВД (РНТ коридора, контрольного ориентира) и время пролета; | ||
- по ИВО определить местоположение ВС; | ||
- в момент пролета рубежа передать экипажу ВС указание о переходе на связь с диспетчером ДПП, сообщив частоту его работы | ||
- получить от диспетчера ДПП информацию о приеме ВС на ОВД; | ||
- на графике движения ВС условным знаком отметить пролет ВС рубежа передачи ОВД (РНТ коридора, контрольного ориентира); | ||
- сообщить диспетчеру радиолокационного контроля о приеме ВС на ОВД диспетчером ДПП |
4.3. Использование средств вторичной радиолокации:
4.3.1. При наличии на рабочем месте диспетчеров средств вторичной радиолокации:
- получить от диспетчера смежного диспетчерского пункта информацию о входящем в зону (район) РЦ ЕС ОрВД ВС, нанести полученные данные на график движения ВС; | ||
- передать информацию о ВС диспетчеру радиолокационного контроля; | ||
- принять информацию от диспетчера процедурного контроля; | - получить подтверждение от диспетчера ВРЦ ЕС ОрВД о входе ВС в район ЕС ОрВД (в установленных случаях); | |
- в момент установления радиосвязи с ВС (на рубеже передачи ОВД) получить от экипажа ВС: время входа в район (время не сообщается, если передача ведется в момент пролета рубежа); место входа в район (рубеж); эшелон (высоту) полета; расчетное время выхода из зоны (района) ЕС ОрВД и расчетное время пролета очередного ПОД; | ||
- опознать ВС по его маркированной координатной отметке и отображаемой на ИВО дополнительной информации; | ||
- сверить полученные от экипажа ВС данные об эшелоне (высоте) полета с данными, поступающими от бортового приемоответчика. При их совпадении или расхождении не более чем на 90 м сообщить экипажу ВС: "Контролирую по вторичному" (при введении такого режима); | ||
- получить от экипажа ВС подтверждение о приеме информации; | ||
- нанести на графике линию движения ВС и соответствующий условный знак; | ||
- контролировать полет ВС по ИВО;- если возникла необходимость изменить режим полета ВС (снижение или набор высоты), своевременно передавать экипажу ВС соответствующие указания, а по его запросу - местоположение ВС; | ||
- на графике движения ВС условными знаками записывать фактическое время пролета ПОД и передаваемые экипажу ВС указания. | ||
На рубеже передачи ОВД: | ||
- при получении доклада от экипажа ВС о пролете рубежа передачи ОВД, или не ожидая такого доклада перевести ВС на связь с диспетчером смежного диспетчерского пункта, сообщив частоту его работы | ||
- на графике движения ВС сделать отметку о передаче ОВД |
В целях сокращения обязательных сеансов радиосвязи при контроле за движением ВС с использованием вторичной радиолокационной информации диспетчер может ввести для конкретных ВС режим "контроль по вторичному". При таком режиме экипажи ВС докладывают только выход из зоны, а пролет очередных пунктов обязательных донесений только по указанию (запросу) диспетчера. При введении режима "контроль по вторичному" выход из зоны не докладывается только в случае, если экипажу ВС было дано указание на работу с диспетчером смежной зоны (района) и указана его частота одновременно с введением этого режима. Если возникла необходимость в изменении эшелона (высоты) полета, то такое изменение осуществляется по запросу экипажа ВС с разрешения диспетчера или по его указанию.
С момента ввода режима "контроль по вторичному" экипаж ВС выполняет полет согласно заданию на полет и ведет непрерывное прослушивание канала (частоты) авиационной электросвязи соответствующего диспетчерского пункта.
Если возникла необходимость изменить условия полета, то их согласование и передача информации диспетчеру смежного диспетчерского пункта осуществляется обычным порядком.
Примечание. При нахождении ВС на одном азимуте и на удалении 5 км и менее друг от друга информацией, поступающей от ВРЛ, пользоваться не следует.
4.3.2. В случае расхождения отображаемой на формуляре сопровождения текущей высоты с заданным эшелоном более чем на 90 м, при неустойчивой работе средств ВРЛ, пропадании формуляра сопровождения ВС или информации в списке ожидания диспетчер обязан:
- запросить у экипажа ВС показание высотомера; | ||
- сверить полученные от экипажа ВС и на формуляре сопровождения ВС показания и при их расхождении более чем на 90 м сообщить об этом экипажу ВС и дать указание экипажу ВС о переходе на резервный приемоответчик (если таковой имеется), или о переключении приемоответчика в режим выдачи информации без барометрической высоты (если такая возможность имеется), или о переходе на ОВД без ВРЛ | ||
- полученное от экипажа ВС значение высоты, а также значение высоты, снятое с формуляра сопровождения ВС записать на графике движения ВС и нанести соответствующий знак |
4.4. Направление ВС (по решению его командира) на запасной аэродром:
4.4.1. При направлении ВС (по решению его командира) на запасной аэродром:
- получив от экипажа ВС доклад о расчетном времени пролета рубежа ухода на запасной аэродром, дать указание диспетчеру процедурного контроля о запросе фактической и прогнозируемой погоды на аэродроме назначения (при отсутствии канала ВОЛМЕТ), а также запасного аэродрома (по запросу экипажа ВС); | ||
- уточнить фактическую и прогнозируемую погоду на аэродроме назначения, а также запасного аэродрома (по указанию диспетчера радиолокационного контроля) сообщить полученную информацию диспетчеру радиолокационного контроля; | ||
- до пролета рубежа ухода на запасной аэродром сообщить экипажу ВС:фактическую и прогнозируемую погоду аэродрома назначения (при отсутствии канала "ВОЛМЕТ"), а также запасного аэродрома (по запросу экипажа ВС); | ||
- на рубеже ухода на запасной аэродром получить решение командира экипажа ВС о следовании на аэродром назначения или уходе на запасной аэродром; | ||
- доложить руководителю полетов (старшему диспетчеру) о решении командира ВС следовать на запасной аэродром и принятых мерах; | ||
- сообщить в органы ПВО и соответствующий РЦ ЕС ОрВД о решении командира ВС следовать на запасный аэродром; | ||
- контролировать полет ВС по ИВО; | - передать диспетчеру ДПП или смежного РЦ ЕС ОрВД следующую информацию:номер и литер рейса;тип и номер (позывной) ВС, код индивидуального опознавания ВРЛ;расчетное время выхода на рубеж передачи, эшелон (высоту) полета; | |
- получить от диспетчера ДПП или смежного РЦ ЕС ОрВД условия входа в смежную зону (район) ОВД; | ||
- передать условия входа диспетчеру радиолокационного контроля; | ||
- на графике движения ВС нанести соответствующие условные знаки; | ||
- передать экипажу ВС условия входа в зону (район) ДПП или РЦ ЕС ОрВД; | ||
- в дальнейшем ОВД и передачу ОВД осуществлять обычным порядком | ||
- при направлении ВС по кратчайшему расстоянию (вне воздушной трассы) на запасный аэродром согласовать с соответствующим РЦ ЕС ОрВД маршрут и эшелон (высоту) полета; | ||
- передать в органы ПВО информацию о полете ВС; | ||
- передать диспетчеру радиолокационного контроля согласованный маршрут полета ВС; | ||
- на графике движения ВС нанести информацию соответствующим условным знаком | ||
- передать экипажу ВС условия полета на запасный аэродром |
При направлении ВС на запасный аэродром государственной или экспериментальной авиации предварительно согласовать разрешение на его посадку через диспетчера соответствующего диспетчерского пункта при непосредственном участии руководителя полетов (старшего диспетчера).
Примечание. Если в регламенте (сборнике), находящемся на борту ВС, отсутствуют данные запасного аэродрома государственной или экспериментальной авиации, то сообщить экипажу ВС открытым текстом необходимые данные этого аэродрома.
4.5. Обслуживание воздушного движения ВС государственной и/или экспериментальной авиации при входе на воздушную трассу или МВЛ, выходе из них и при их пересечении:
4.5.1. При входе на воздушную трассу (МВЛ) ВС государственной и/или экспериментальной авиации:
- получить от диспетчера смежного диспетчерского пункта, осуществляющего ОВД вне воздушных трасс и МВЛ, не позднее чем за 15 мин. до входа на воздушную трассу (МВЛ) следующую информацию: | ||
тип (по возможности), номер (позывной) ВС; маршрут подхода; место, время входа в пределы воздушной трассы (МВЛ) (направление полета) и эшелон (высоту) полета; | ||
- оценить по графику движения ВС воздушную обстановку и доложить диспетчеру радиолокационного контроля с учетом информации, полученной от диспетчера смежного диспетчерского пункта; | ||
- до выхода ВС на воздушную трассу (МВЛ) (пересечение воздушной трассы) получить согласие и условия входа на воздушную трассу (ее пересечение) от диспетчера радиолокационного контроля и передать об этом диспетчеру соответствующего смежного диспетчерского пункта (руководителю группы руководства полетами); | ||
- получить от экипажа ВС (не позднее чем за 5 мин.) до расчетного времени входа на воздушную трассу (МВЛ) (ее пересечения):местоположение, эшелон (высоту) полета ВС;направление (курс) следования и время входа на воздушную трассу (МВЛ) (ее пересечение); | ||
- контролировать подход ВС к воздушной трассе (МВЛ) по ИВО; | - оценить по графику движения ВС наличие безопасных интервалов между ВС и, при необходимости, по согласованию с диспетчером радиолокационного контроля сообщить диспетчеру соответствующего смежного диспетчерского пункта (руководителю группы руководства полетами) новые условия входа на воздушную трассу (МВЛ) (ее пересечения); | |
- на графике движения ВС нанести соответствующие условные знаки; | ||
- получить от экипажа ВС доклад о выходе на воздушную трассу (МВЛ) (ее пересечения) | - поставить на графике движения ВС условный знак и проинформировать соответствующего диспетчера смежного диспетчерского пункта (руководителя группы руководства полетами) о выходе ВС на воздушную трассу (МВЛ) (ее пересечении) |
Примечание: При вылете ВС государственной и/или экспериментальной авиации с аэродрома гражданской авиации, расположенного вблизи воздушной трассы (МВЛ), разрешение на вход на воздушную трассу (МВЛ) (ее пересечение) выдается командиру ВС с указанием условий входа при выдаче диспетчерского разрешения на вылет.
4.5.2. При выходе (сходе) ВС государственной и/или экспериментальной авиации из (с) воздушной трассы (МВЛ):
согласовать с соответствующим диспетчером смежного диспетчерского пункта, осуществляющим ОВД вне воздушных трасс и МВЛ (руководителем группы руководства полетами; командным пунктом аэродрома государственной или экспериментальной авиации), условия выхода с воздушной трассы (МВЛ) и передать их диспетчеру радиолокационного контроля; | ||
- при достижении ВС места выхода из воздушной трассы (МВЛ) оценить воздушную обстановку, дать указание или по запросу экипажа ВС разрешить выход из воздушной трассы (МВЛ) и перевести его на связь с диспетчером соответствующего диспетчерского пункта по направлению | ||
- сообщить диспетчеру соответствующего диспетчерского пункта по направлению о передаче ВС на ОВД и получить подтверждение о приеме этого ВС на ОВД; | ||
- на графике движения ВС нанести соответствующий знак |
4.6. При аэрофотосъемочных работах в районе ЕС ОрВД:
- знать маршрут полета ВС, место (квадрат) и продолжительность работы ВС - "аэрофотосъемщика", его высоту полета по давлению 760 мм. рт. ст. или 1013,2 мбар и условным знаком отметить на графике движения, информировать диспетчера радиолокационного контроля | ||
- запрещать полеты ВС на высоте "аэрофотосъемщика" и смежных с ней эшелонах, пролетающим через район работы и по параллельным маршрутам на расстоянии менее 20 км от "аэрофотосъемщика"; | ||
- поддерживать постоянную радиосвязь с экипажем "аэрофотосъемщика", при длительной работе назначать его экипажу время для сеансов связи |
4.7. Взаимодействие с диспетчером ВРЦ ЕС ОрВД:
Постоянное взаимодействие с диспетчером ВРЦ ЕС ОрВД осуществляет, как правило, диспетчер процедурного контроля РЦ ЕС ОрВД, согласуя передаваемые указания для диспетчера ВРЦ ЕС ОрВД с диспетчером радиолокационного контроля РЦ ЕС ОрВД и докладывая последнему сообщения, поступающие от диспетчера ВРЦ ЕС ОрВД. Диспетчер РЦ ЕС ОрВД при взаимодействии обязан:
- передавать диспетчеру ВРЦ ЕС ОрВД:сообщения и информацию о ВС, следующих через зону (район), контролируемый ВРЦ ЕС ОрВД; ОВД, если диспетчеру ВРЦ ЕС ОрВД предоставлено право ОВД; указания по контролю за ВС; указания по ОВД для передачи экипажам ВС; | ||
- получать от диспетчера ВРЦ ЕС ОрВД:точное содержание сообщений, поступивших от экипажа ВС и адресованных диспетчеру РЦ ЕС ОрВД; подтверждение о пролете ВС ПОД; сведения о наличии в зоне видимости радиолокатора опасных метеоявлений;сведения о местоположении ВС (по запросу диспетчера РЦ ЕС ОрВД); сведения о ВС, идущих с нарушением режима полета и интервала, а также другие сведения, отсутствие которых может привести к нарушению безопасности полета |
Примечание. В том случае, если радиосвязь с экипажем ВС ведется через диспетчера ВРЦ ЕС ОрВД с использованием ретрансляторов и аппаратуры трансляции радиосигналов или трансляции радиосвязи, связь с диспетчером ВРЦ ЕС ОрВД по согласованию оперативных вопросов осуществляет диспетчер радиолокационного контроля РЦ ЕС ОрВД.
4.8. Особенности ОВД ВС, выполняющих международные полеты: