Приказ Федеральной аэронавигационной службы от 14 ноября 2007 г. N 108 "Об утверждении типовых Технологий работы диспетчеров органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) при аэронавигационном обслуживании пользователей воздушного простра стр. 16

При отсутствии возможности обеспечения безопасных интервалов между ВС на запрашиваемом эшелоне, запретить снижение и сообщить экипажу ВС причину;
- на графике движения ВС сделать отметку о запрещении снижения
4.1.13. При изменении эшелона (высоты) полета ВС, выполняющее полет на заданном эшелоне (высоте), имеет преимущество (при прочих равных условиях) перед ВС, экипаж которого просит разрешение занять этот эшелон, а также преимущество распространяется на ВС, выполняющее полет на большую дальность.
Эшелон, занятый ВС, может быть задан другому ВС после доклада экипажа первого ВС о начале снижения или наборе высоты, если нет возможности применить другой вид эшелонирования.
4.1.14. При следовании ВС по пересекающимся воздушным трассам на одном эшелоне:
- в момент доклада экипажа ВС о пролете последнего ПОД перед пересечением воздушной трассы получить от него время пересечения;
- по ИВО уточнить местоположение воздушных судов и сообщить диспетчеру процедурного контроля;
- рассчитать интервал в момент пересечения, который должен быть не менее 40 км, и сообщить его диспетчеру радиолокационного контроля;
- при наличии интервала не менее 40 км дать разрешение экипажам ВС на пересечение воздушной трассы.- отметить на графике движения условным знаком время расхождения ВС
В случае прогнозирования возможности возникновения конфликтной ситуации между ВС (интервал менее 40 км):
- наметить возможные варианты разведения ВС;
- доложить диспетчеру радиолокационного контроля место, время, типы, номера (позывные) ВС, коды индивидуального опознавания ВРЛ и эшелон (высоту) полета воздушных судов, и варианты их разведения;
- принять от диспетчера процедурного контроля информацию о прогнозируемом сокращении интервалов между ВС и варианты их разведения;
- отметить на графике движения ВС условным знаком прогнозируемую конфликтную ситуацию;
- проанализировать воздушную обстановку, используя данные, полученные от диспетчера процедурного контроля и отображаемые на ИВО;
- принять решение на разведение ВС;
- передать соответствующие указания экипажам ВС
- проконтролировать своевременность и правильность передачи диспетчером радиолокационного контроля указаний экипажам ВС;
- отметить на графике движения ВС момент расхождения ВС условным знаком
4.1.15. Во всех случаях, если диспетчер с помощью системы наблюдения ОВД обнаружил на ИВО возникновение конфликтных ситуаций в смежной зоне (районе) РЦ ЕС ОрВД, он обязан немедленно информировать об этом диспетчера соответствующего диспетчерского пункта.
4.2. При прилете ВС на аэродромы зоны (района) РЦ ЕС ОрВД:
4.2.1. До пролета рубежа передачи ОВД:
- получить от диспетчера смежного РЦ ЕС ОрВД следующую информацию:местоположение ВС и расчетное время входа в зону (район) ЕС ОрВД;номер и литер рейса;тип и номер (позывной) ВС, код индивидуального опознавания ВРЛ;эшелон (высоту) полета, аэродром первой посадки;
- передать условия входа и подтвердить о приеме информации;
- сверить код индивидуального опознавания ВРЛ с кодами ВС, находящихся на ОВД. При их совпадении назначить одному из ВС новый код индивидуального опознавания ВРЛ, о чем сообщить диспетчерам соответствующих смежных диспетчерских пунктов по маршруту полета;
- на графике движения ВС условными знаками нанести полученные данные;
- сообщить информацию о ВС, входящем в зону (район) РЦ ЕС ОрВД диспетчеру радиолокационного контроля
- принять от диспетчера процедурного контроля информацию о ВС, входящем в зону (район) РЦ ЕС ОрВД
4.2.2. При пролете ВС рубежа передачи ОВД:
- получить от экипажа ВС:время входа в зону (район) (время не сообщается, если передача ведется в момент входа); место входа в зону (район); эшелон (высоту) полета; расчетное время пролета очередного ПОД (РНТ коридора) и расчетное время прилета на аэродром посадки;выбранный запасный аэродром (при сложных метеоусловиях); расчетное время пролета рубежа ухода на запасный аэродром, если рубеж ухода находится в районе ОВД этого диспетчера;
- по ИВО определить местоположение ВС или получить подтверждение от диспетчера ВРЦ ЕС ОрВД о входе ВС в зону (район) РЦ ЕС ОрВД;
- подтвердить экипажу ВС пролет ПОД (РНТ коридора) и передать условия входа в зону (район) РЦ ЕС ОрВД;
- информировать экипаж ВС о наличии запасных аэродромов (при необходимости);
- нанести на график линию движения ВС и условными знаками информацию, полученную от смежного диспетчера процедурного контроля, информировать диспетчера радиолокационного контроля;
- принять информацию от диспетчера процедурного контроля
- при наличии прямой проводной связи с диспетчером смежного диспетчерского пункта сообщить ему о приеме ОВД данного ВС;
- при отсутствии прямой проводной связи подтверждение о приеме ВС на ОВД и условия входа передаются через экипаж ВС
При входе ВС в зону (район) РЦ ЕС ОрВД, где находится рубеж ухода на запасный аэродром, получить от экипажа ВС информацию о расчетном времени пролета рубежа ухода. Запросить данные о фактической и прогнозируемой погоде на аэродроме назначения (при отсутствии канала ВОЛМЕТ) и сообщить уточненные данные по аэродрому назначения экипажу ВС до пролета ВС рубежа ухода на запасной аэродром (при отсутствии канала ВОЛМЕТ).
4.2.3. Если по истечении 5 мин. после расчетного времени входа ВС в зону (район) РЦ ЕС ОрВД от экипажа ВС не поступило сообщение о входе, а с помощью используемой системы наблюдения ОВД обнаружить ВС не удается, необходимо запросить у диспетчера смежного РЦ ЕС ОрВД, откуда следует ВС, его местоположение. Если диспетчер смежного РЦ ЕС ОрВД подтвердит пролет границы зоны (района) или рубеж передачи ОВД, принять меры к установлению связи с экипажем ВС через каналы связи смежных диспетчерских пунктов.
Если связь с ВС установить не удается, действовать, как указано в главе I "Методические указания", п. 1.10.3 "Действия диспетчеров органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) при потере радиосвязи" (см. схему 1.5) настоящих типовых Технологий.
4.2.4. При пролете ВС последнего ПОД перед рубежом снижения:
- получить от экипажа ВС расчетное время начала снижения и сообщить его диспетчеру процедурного контроля;
- на графике движения ВС отметить время начала снижения ВС;
- передать диспетчеру ДПП следующую информацию:номер коридора, эшелон (высоту) и расчетное время пролета рубежа передачи ОВД (РНТ коридора, контрольного ориентира);номер и литер рейса;тип и номер (позывной) ВС, код индивидуального опознавания ВРЛ;аэродром посадки;расчетное время прилета;
- на графике движения ВС сделать отметку условным знаком о передаче сообщения диспетчеру ДПП;
- получить от диспетчера ДПП условия входа ВС в зону (район) ДПП и сообщить диспетчеру радиолокационного контроля;
- передать экипажу ВС: коридор входа (РНТ, контрольный ориентир);эшелон (высоту) пролета рубежа передачи (место или время занятия эшелона);указание о начале снижения (по расчету экипажа ВС или по указанию диспетчера);
- на графике движения ВС записать заданные условия полета
- получить подтверждение от экипажа ВС о приеме информации
4.2.5. При пролете воздушным судном рубежа начала снижения:
- получить от экипажа ВС сообщение о начале снижения;
- передать экипажу ВС информацию о воздушной обстановке (при необходимости) и об опасных метеоявлениях (при их наличии);
- по ИВО определить местоположение ВС и получить подтверждение местоположения ВС от диспетчера ВРЦ
- на графике движения ВС условными знаками отметить время начала снижения
4.2.6. При пролете рубежа передачи ОВД:
- получить от экипажа ВС сообщение о занятии заданной высоты за 20 км до пролета рубежа передачи ОВД (РНТ коридора, контрольного ориентира) и время пролета;
- по ИВО определить местоположение ВС;
- в момент пролета рубежа передать экипажу ВС указание о переходе на связь с диспетчером ДПП, сообщив частоту его работы
- получить от диспетчера ДПП информацию о приеме ВС на ОВД;
- на графике движения ВС условным знаком отметить пролет ВС рубежа передачи ОВД (РНТ коридора, контрольного ориентира);
- сообщить диспетчеру радиолокационного контроля о приеме ВС на ОВД диспетчером ДПП
4.3. Использование средств вторичной радиолокации:
4.3.1. При наличии на рабочем месте диспетчеров средств вторичной радиолокации:
- получить от диспетчера смежного диспетчерского пункта информацию о входящем в зону (район) РЦ ЕС ОрВД ВС, нанести полученные данные на график движения ВС;
- передать информацию о ВС диспетчеру радиолокационного контроля;
- принять информацию от диспетчера процедурного контроля;- получить подтверждение от диспетчера ВРЦ ЕС ОрВД о входе ВС в район ЕС ОрВД (в установленных случаях);
- в момент установления радиосвязи с ВС (на рубеже передачи ОВД) получить от экипажа ВС: время входа в район (время не сообщается, если передача ведется в момент пролета рубежа); место входа в район (рубеж); эшелон (высоту) полета; расчетное время выхода из зоны (района) ЕС ОрВД и расчетное время пролета очередного ПОД;
- опознать ВС по его маркированной координатной отметке и отображаемой на ИВО дополнительной информации;
- сверить полученные от экипажа ВС данные об эшелоне (высоте) полета с данными, поступающими от бортового приемоответчика. При их совпадении или расхождении не более чем на 90 м сообщить экипажу ВС: "Контролирую по вторичному" (при введении такого режима);
- получить от экипажа ВС подтверждение о приеме информации;
- нанести на графике линию движения ВС и соответствующий условный знак;
- контролировать полет ВС по ИВО;- если возникла необходимость изменить режим полета ВС (снижение или набор высоты), своевременно передавать экипажу ВС соответствующие указания, а по его запросу - местоположение ВС;
- на графике движения ВС условными знаками записывать фактическое время пролета ПОД и передаваемые экипажу ВС указания.
На рубеже передачи ОВД:
- при получении доклада от экипажа ВС о пролете рубежа передачи ОВД, или не ожидая такого доклада перевести ВС на связь с диспетчером смежного диспетчерского пункта, сообщив частоту его работы
- на графике движения ВС сделать отметку о передаче ОВД
В целях сокращения обязательных сеансов радиосвязи при контроле за движением ВС с использованием вторичной радиолокационной информации диспетчер может ввести для конкретных ВС режим "контроль по вторичному". При таком режиме экипажи ВС докладывают только выход из зоны, а пролет очередных пунктов обязательных донесений только по указанию (запросу) диспетчера. При введении режима "контроль по вторичному" выход из зоны не докладывается только в случае, если экипажу ВС было дано указание на работу с диспетчером смежной зоны (района) и указана его частота одновременно с введением этого режима. Если возникла необходимость в изменении эшелона (высоты) полета, то такое изменение осуществляется по запросу экипажа ВС с разрешения диспетчера или по его указанию.
С момента ввода режима "контроль по вторичному" экипаж ВС выполняет полет согласно заданию на полет и ведет непрерывное прослушивание канала (частоты) авиационной электросвязи соответствующего диспетчерского пункта.
Если возникла необходимость изменить условия полета, то их согласование и передача информации диспетчеру смежного диспетчерского пункта осуществляется обычным порядком.
Примечание. При нахождении ВС на одном азимуте и на удалении 5 км и менее друг от друга информацией, поступающей от ВРЛ, пользоваться не следует.
4.3.2. В случае расхождения отображаемой на формуляре сопровождения текущей высоты с заданным эшелоном более чем на 90 м, при неустойчивой работе средств ВРЛ, пропадании формуляра сопровождения ВС или информации в списке ожидания диспетчер обязан:
- запросить у экипажа ВС показание высотомера;
- сверить полученные от экипажа ВС и на формуляре сопровождения ВС показания и при их расхождении более чем на 90 м сообщить об этом экипажу ВС и дать указание экипажу ВС о переходе на резервный приемоответчик (если таковой имеется), или о переключении приемоответчика в режим выдачи информации без барометрической высоты (если такая возможность имеется), или о переходе на ОВД без ВРЛ
- полученное от экипажа ВС значение высоты, а также значение высоты, снятое с формуляра сопровождения ВС записать на графике движения ВС и нанести соответствующий знак
4.4. Направление ВС (по решению его командира) на запасной аэродром:
4.4.1. При направлении ВС (по решению его командира) на запасной аэродром:
- получив от экипажа ВС доклад о расчетном времени пролета рубежа ухода на запасной аэродром, дать указание диспетчеру процедурного контроля о запросе фактической и прогнозируемой погоды на аэродроме назначения (при отсутствии канала ВОЛМЕТ), а также запасного аэродрома (по запросу экипажа ВС);
- уточнить фактическую и прогнозируемую погоду на аэродроме назначения, а также запасного аэродрома (по указанию диспетчера радиолокационного контроля) сообщить полученную информацию диспетчеру радиолокационного контроля;
- до пролета рубежа ухода на запасной аэродром сообщить экипажу ВС:фактическую и прогнозируемую погоду аэродрома назначения (при отсутствии канала "ВОЛМЕТ"), а также запасного аэродрома (по запросу экипажа ВС);
- на рубеже ухода на запасной аэродром получить решение командира экипажа ВС о следовании на аэродром назначения или уходе на запасной аэродром;
- доложить руководителю полетов (старшему диспетчеру) о решении командира ВС следовать на запасной аэродром и принятых мерах;
- сообщить в органы ПВО и соответствующий РЦ ЕС ОрВД о решении командира ВС следовать на запасный аэродром;
- контролировать полет ВС по ИВО;- передать диспетчеру ДПП или смежного РЦ ЕС ОрВД следующую информацию:номер и литер рейса;тип и номер (позывной) ВС, код индивидуального опознавания ВРЛ;расчетное время выхода на рубеж передачи, эшелон (высоту) полета;
- получить от диспетчера ДПП или смежного РЦ ЕС ОрВД условия входа в смежную зону (район) ОВД;
- передать условия входа диспетчеру радиолокационного контроля;
- на графике движения ВС нанести соответствующие условные знаки;
- передать экипажу ВС условия входа в зону (район) ДПП или РЦ ЕС ОрВД;
- в дальнейшем ОВД и передачу ОВД осуществлять обычным порядком
- при направлении ВС по кратчайшему расстоянию (вне воздушной трассы) на запасный аэродром согласовать с соответствующим РЦ ЕС ОрВД маршрут и эшелон (высоту) полета;
- передать в органы ПВО информацию о полете ВС;
- передать диспетчеру радиолокационного контроля согласованный маршрут полета ВС;
- на графике движения ВС нанести информацию соответствующим условным знаком
- передать экипажу ВС условия полета на запасный аэродром
При направлении ВС на запасный аэродром государственной или экспериментальной авиации предварительно согласовать разрешение на его посадку через диспетчера соответствующего диспетчерского пункта при непосредственном участии руководителя полетов (старшего диспетчера).
Примечание. Если в регламенте (сборнике), находящемся на борту ВС, отсутствуют данные запасного аэродрома государственной или экспериментальной авиации, то сообщить экипажу ВС открытым текстом необходимые данные этого аэродрома.
4.5. Обслуживание воздушного движения ВС государственной и/или экспериментальной авиации при входе на воздушную трассу или МВЛ, выходе из них и при их пересечении:
4.5.1. При входе на воздушную трассу (МВЛ) ВС государственной и/или экспериментальной авиации:
- получить от диспетчера смежного диспетчерского пункта, осуществляющего ОВД вне воздушных трасс и МВЛ, не позднее чем за 15 мин. до входа на воздушную трассу (МВЛ) следующую информацию:
тип (по возможности), номер (позывной) ВС; маршрут подхода; место, время входа в пределы воздушной трассы (МВЛ) (направление полета) и эшелон (высоту) полета;
- оценить по графику движения ВС воздушную обстановку и доложить диспетчеру радиолокационного контроля с учетом информации, полученной от диспетчера смежного диспетчерского пункта;
- до выхода ВС на воздушную трассу (МВЛ) (пересечение воздушной трассы) получить согласие и условия входа на воздушную трассу (ее пересечение) от диспетчера радиолокационного контроля и передать об этом диспетчеру соответствующего смежного диспетчерского пункта (руководителю группы руководства полетами);
- получить от экипажа ВС (не позднее чем за 5 мин.) до расчетного времени входа на воздушную трассу (МВЛ) (ее пересечения):местоположение, эшелон (высоту) полета ВС;направление (курс) следования и время входа на воздушную трассу (МВЛ) (ее пересечение);
- контролировать подход ВС к воздушной трассе (МВЛ) по ИВО;- оценить по графику движения ВС наличие безопасных интервалов между ВС и, при необходимости, по согласованию с диспетчером радиолокационного контроля сообщить диспетчеру соответствующего смежного диспетчерского пункта (руководителю группы руководства полетами) новые условия входа на воздушную трассу (МВЛ) (ее пересечения);
- на графике движения ВС нанести соответствующие условные знаки;
- получить от экипажа ВС доклад о выходе на воздушную трассу (МВЛ) (ее пересечения)- поставить на графике движения ВС условный знак и проинформировать соответствующего диспетчера смежного диспетчерского пункта (руководителя группы руководства полетами) о выходе ВС на воздушную трассу (МВЛ) (ее пересечении)
Примечание: При вылете ВС государственной и/или экспериментальной авиации с аэродрома гражданской авиации, расположенного вблизи воздушной трассы (МВЛ), разрешение на вход на воздушную трассу (МВЛ) (ее пересечение) выдается командиру ВС с указанием условий входа при выдаче диспетчерского разрешения на вылет.
4.5.2. При выходе (сходе) ВС государственной и/или экспериментальной авиации из (с) воздушной трассы (МВЛ):
согласовать с соответствующим диспетчером смежного диспетчерского пункта, осуществляющим ОВД вне воздушных трасс и МВЛ (руководителем группы руководства полетами; командным пунктом аэродрома государственной или экспериментальной авиации), условия выхода с воздушной трассы (МВЛ) и передать их диспетчеру радиолокационного контроля;
- при достижении ВС места выхода из воздушной трассы (МВЛ) оценить воздушную обстановку, дать указание или по запросу экипажа ВС разрешить выход из воздушной трассы (МВЛ) и перевести его на связь с диспетчером соответствующего диспетчерского пункта по направлению
- сообщить диспетчеру соответствующего диспетчерского пункта по направлению о передаче ВС на ОВД и получить подтверждение о приеме этого ВС на ОВД;
- на графике движения ВС нанести соответствующий знак
4.6. При аэрофотосъемочных работах в районе ЕС ОрВД:
- знать маршрут полета ВС, место (квадрат) и продолжительность работы ВС - "аэрофотосъемщика", его высоту полета по давлению 760 мм. рт. ст. или 1013,2 мбар и условным знаком отметить на графике движения, информировать диспетчера радиолокационного контроля
- запрещать полеты ВС на высоте "аэрофотосъемщика" и смежных с ней эшелонах, пролетающим через район работы и по параллельным маршрутам на расстоянии менее 20 км от "аэрофотосъемщика";
- поддерживать постоянную радиосвязь с экипажем "аэрофотосъемщика", при длительной работе назначать его экипажу время для сеансов связи
4.7. Взаимодействие с диспетчером ВРЦ ЕС ОрВД:
Постоянное взаимодействие с диспетчером ВРЦ ЕС ОрВД осуществляет, как правило, диспетчер процедурного контроля РЦ ЕС ОрВД, согласуя передаваемые указания для диспетчера ВРЦ ЕС ОрВД с диспетчером радиолокационного контроля РЦ ЕС ОрВД и докладывая последнему сообщения, поступающие от диспетчера ВРЦ ЕС ОрВД. Диспетчер РЦ ЕС ОрВД при взаимодействии обязан:
- передавать диспетчеру ВРЦ ЕС ОрВД:сообщения и информацию о ВС, следующих через зону (район), контролируемый ВРЦ ЕС ОрВД; ОВД, если диспетчеру ВРЦ ЕС ОрВД предоставлено право ОВД; указания по контролю за ВС; указания по ОВД для передачи экипажам ВС;
- получать от диспетчера ВРЦ ЕС ОрВД:точное содержание сообщений, поступивших от экипажа ВС и адресованных диспетчеру РЦ ЕС ОрВД; подтверждение о пролете ВС ПОД; сведения о наличии в зоне видимости радиолокатора опасных метеоявлений;сведения о местоположении ВС (по запросу диспетчера РЦ ЕС ОрВД); сведения о ВС, идущих с нарушением режима полета и интервала, а также другие сведения, отсутствие которых может привести к нарушению безопасности полета
Примечание. В том случае, если радиосвязь с экипажем ВС ведется через диспетчера ВРЦ ЕС ОрВД с использованием ретрансляторов и аппаратуры трансляции радиосигналов или трансляции радиосвязи, связь с диспетчером ВРЦ ЕС ОрВД по согласованию оперативных вопросов осуществляет диспетчер радиолокационного контроля РЦ ЕС ОрВД.
4.8. Особенности ОВД ВС, выполняющих международные полеты: