Приказ Федеральной аэронавигационной службы от 14 ноября 2007 г. N 108 "Об утверждении типовых Технологий работы диспетчеров органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) при аэронавигационном обслуживании пользователей воздушного простра стр. 18

3.2. По окончании дежурства сдать смену, сделать необходимые записи в журналах, доложить руководителю полетов (старшему диспетчеру) о сдаче дежурства и о всех отклонениях от установленных норм и правил ИВП и ОрВД, выявленных в процессе дежурства.

Технология работы диспетчеров РЦ (ВРЦ) ЕС ОрВД вне воздушных трасс и МВЛ

Разделы: 1. Общие положения; 2. Подготовка к дежурству и прием дежурства; 3. Рубежи передачи обслуживания воздушного движения; 5. Обслуживание воздушного движения при полете в особых условиях и особых случаях в полете - разрабатываются в органах обслуживания воздушного движения (управления полетами) в соответствии с пунктами 1.6, 1.7, 1.8 и 1.10 настоящих типовых Технологий в части, касающейся их, применительно к местным условиям, с учетом следующих положений.

Раздел 1. Общие положения

1.1. Настоящая технология разработана на основе документов гражданской, государственной и экспериментальной авиации, регламентирующих выполнение полетов и ОВД, и определяет перечень обязательных действий диспетчеров РЦ (ВРЦ) ЕС ОрВД, выполняющих функции по ОВД вне воздушных трасс и МВЛ.
На основе данной технологии в каждом РЦ (ВРЦ) ЕС ОрВД разрабатывается технология работы диспетчера РЦ (ВРЦ), выполняющего функции по ОВД вне воздушных трасс и МВЛ, с учетом местных условий.
1.2. В зависимости от местных условий и интенсивности внетрассовых полетов в РЦ (ВРЦ) ЕС ОрВД может быть организован отдельный внетрассовый сектор или после соответствующей подготовки и получения допуска к ОВД вне воздушных трасс и МВЛ ОВД вне воздушных трасс и МВЛ может осуществляться диспетчерским составом без организации отдельного внетрассового сектора.
1.3. ОВД ВС, выполняющих внетрассовые полеты, осуществляет диспетчер РЦ (ВРЦ) на основе информации о планируемых полетах, содержащейся в суточном плане воздушного движения (плане использования воздушного пространства) или выписке из него.

Раздел 2. Подготовка к дежурству и прием дежурства

2.1. В процессе подготовки к дежурству диспетчер РЦ (ВРЦ) обязан ознакомиться с наличием в суточном плане воздушного движения полетов ВС вне воздушных трасс и МВЛ, а также с условиями их выполнения.
2.2. В выписке из суточного плана воздушного движения по каждому полету ВС вне воздушных трасс и МВЛ должна содержаться следующая информация:
количество и типы ВС, номера (позывные) экипажей ВС (ведущего группы);
аэродром взлета и посадки;
время вылета, входа (выхода) в зону (район) ОВД;
маршрут полета;
эшелоны (высоты) и профиль полета;
органы ОВД и рубежи передачи ОВД;
запасные аэродромы;
место, эшелон (высота) входа (выхода) на воздушные трассы или МВЛ;
планируемые ограничения (временные и местные режимы, кратковременные ограничения).
2.3. Задачи по ОВД ВС вне воздушных трасс и МВЛ диспетчеру РЦ (ВРЦ) ЕС ОрВД ставит руководитель полетов на инструктаже перед заступлением на дежурство.

Раздел 3. Рубежи приема и передачи ОВД

3.1. Прием и передача ОВД диспетчером РЦ (ВРЦ) ЕС ОрВД должны производиться на следующих рубежах, устанавливаемых в зависимости от организации воздушного пространства в соответствующей зоне (районе) ОВД:
граница зоны (района) ОВД - со смежными секторами РЦ ЕС ОрВД или односекторными РЦ (ВРЦ) ЕС ОрВД;
границы районов аэродромов или установленные рубежи приема (передачи) ОВД управления с командными пунктами (КП) или КДП аэродромов.
Примечание. Рубежи приема (передачи) ОВД диспетчеру РЦ (ВРЦ) устанавливаются, как правило, в зоне видимости используемой системы наблюдения ОВД.

Раздел 4. Обслуживание воздушного движения

4.1. При ОВД ВС, выполняющих полеты вне воздушных трасс и МВЛ, в случае угрозы безопасности полетов диспетчер РЦ (ВРЦ) ЕС ОрВД имеет право изменять эшелон (высоту) и курс полета и регулировать интервалы между ВС.
4.2. При ведении радиообмена с экипажами ВС, выполняющих полеты вне воздушных трасс и МВЛ, диспетчер РЦ (ВРЦ) ЕС ОрВД и экипажи ВС обязаны придерживаться установленных требований по осуществлению радиосвязи. Передаваемая информация и указания должны быть краткими и ясными.
Радиообмен с экипажами ВС ведется в ОВЧ- и ВЧ-диапазонах на частотах, установленных для соответствующего направления (сектора) РЦ (ВРЦ) ЕС ОрВД. При полете ВС в группе радиообмен осуществляется с экипажами ведущего ВС и с замыкающим группу экипажем ВС (в зависимости от боевого порядка и количества ВС в группе).
4.3. После вылета ВС с аэродрома, расположенного в зоне (районе) РЦ (ВРЦ) ЕС ОрВД или до входа ВС в зону (район) РЦ (ВРЦ) ЕС ОрВД диспетчер:
получает от органа ОВД (управления полетами) аэродрома вылета, смежного РЦ (ВРЦ) ЕС ОрВД или ЗЦ ЕС ОрВД следующую информацию:
время вылета ВС, аэродром вылета;
количество и тип ВС, позывные экипажей (ведущих групп);
уточненное время пролета рубежа приема ОВД;
эшелон (высоту) полета;
аэродром посадки и запасные аэродромы;
за 5 минут до пролета рубежа приема ОВД получает доклад от экипажа ВС:
позывной, расчетное время выхода на рубеж приема ОВД, курс и эшелон (высоту) полета и дает ему разрешение на вход в соответствующую зону (район) ОВД;
4.4. При пролете ВС рубежа передачи ОВД диспетчер:
получает от экипажа ВС следующую информацию:
время пролета рубежа (время не сообщается на рубеже передачи ОВД);
наименование рубежа (при возможности);
эшелон (высоту) и курс полета;
расчетное время пролета очередного ПОД (контрольного ориентира, поворотного пункта маршрута) или границы зоны (района) ОВД;
с помощью используемых средств наблюдения ОВД опознает ВС, определяет его местоположение и принимает экипаж ВС на ОВД;
сообщает диспетчеру смежного диспетчерского пункта по имеющимся каналам связи, а при их отсутствии через экипаж ВС, о приеме ВС на ОВД;
докладывает руководителю полетов (старшему диспетчеру) о приеме ВС на ОВД, а также диспетчеру по планированию РЦ (ЗЦ) ЕС ОрВД вне воздушных трасс и МВЛ, если ВС находится под контролем Центрального командного пункта ВВС.
4.5. При пролете ВС ПОД (контрольного ориентира, поворотного пункта маршрута) диспетчер:
получает от экипажа ВС следующую информацию: