4.8.1. Полеты ВС иностранных пользователей воздушного пространства Российской Федерации по воздушным трассам, МВЛ и на аэродромы, открытые для международных полетов, выполняются с соблюдением правил и процедур, публикуемых в сборнике аэронавигационной информации (АИП России и СНГ).
4.8.2. Радиообмен между диспетчерами органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) и экипажами ВС иностранных пользователей воздушного пространства осуществляется на английском или на русском языке в соответствии с межправительственными соглашениями.
4.8.3. Пересечение государственной границы Российской Федерации ВС при выполнении международных полетов осуществляется по специально выделенным воздушным коридорам пролета.
4.8.4. При выполнении разовых международных полетов вне специально выделенных коридоров пересечение государственной границы Российской Федерации осуществляется особым порядком с разрешения федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
Для обеспечения пересечения государственной границы Российской Федерации диспетчер обязан:
- не менее чем за 10 мин. до пролета государственной границы Российской Федерации получить сообщение от экипажа ВС:тип, номер рейса, позывной и местоположение ВС;эшелон (высоту) полета;расчетное время пролета государственной границы;номер разрешения на пересечение государственной границы Российской Федерации (при выполнении разовых полетов) |
Примечание. При наличии прямой связи центра ОВД Российской Федерации со смежным центром ОВД сопредельного государства сообщения от экипажей ВС за 10 мин. до пролета государственной границы Российской Федерации не требуется. Процедура согласования разрешения на пересечение государственной границы Российской Федерации осуществляется по наземным каналам связи смежных центров ОВД.
- сообщить в органы ПВО о выданном разрешении на пересечение государственной границы и другие данные (при необходимости); | ||||
- дать экипажу ВС разрешение на пересечение государственной границы и условия полета; | - на графике движения ВС условным знаком отметить переданную экипажу ВС информацию; | |||
- получить от экипажа ВС подтверждение в правильности принятой информации о разрешении пересечения государственной границы; | ||||
- в случае различия в системах эшелонирования, применяемых в Российской Федерации и в сопредельном с Российской Федерацией государстве, получить доклад от экипажа ВС о смене эшелона и дать указание экипажу ВС доложить о пролете государственной границы; | ||||
- за 30 км до пролета государственной границы Российской Федерации (границы района ОВД над открытым морем) получить доклад от экипажа ВС о смене эшелона и дать указание экипажу ВС доложить о пролете государственной границы; | ||||
- на графике движения ВС сделать отметку о смене эшелона; | ||||
- получить от экипажа ВС сообщение о пролете государственной границы Российской Федерации, проконтролировать местоположение ВС по ИВО; | ||||
- на графике движения ВС отметить фактическое время и условия пересечения государственной границы | ||||
- передать экипажу ВС указание о дальнейшем выполнении полета |
4.8.5. Если ВС после пересечения государственной границы Российской Федерации не может продолжать полет, то пересечение государственной границы Российской Федерации в обратном направлении выполняется, как правило, по тому же маршруту с разрешения центра ЕС ОрВД.
4.8.6. Диспетчеру запрещается давать разрешение экипажу ВС на пересечение государственной границы Российской Федерации при отсутствии информации об этом в органах ПВО.
4.8.7. В случае запрета или отсутствия разрешения на пересечение государственной границы Российской Федерации органов ПВО не менее чем за 50 км до ее пролета по согласованию с органом ОВД сопредельного государства дать указание экипажу ВС выполнить левый (правый) вираж в зависимости от воздушной обстановки и расположения государственной границы Российской Федерации до момента согласования вопроса о пересечении государственной границы Российской Федерации.
4.8.8. Пересечение ВС государственной границы РФ при влете в воздушное пространство Российской Федерации без радиосвязи запрещается, за исключением случаев, когда отказ радиосвязи произошел в полете (при наличии ВС в суточном плане воздушного движения).
4.8.9. Разрешение ВС иностранных авиакомпаний на влет в воздушное пространство Российской Федерации для целей поиска, оказания помощи пассажирам и экипажам воздушных и морских судов, терпящих или потерпевших бедствие, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера выдают центры ЕС ОрВД с уведомлением установленным порядком соответствующих федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
4.8.10. При полетах ВС иностранных государств за пределами территории Российской Федерации в воздушном пространстве, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию, без пересечения государственной границы Российской Федерации (над нейтральными водами) разрешения на полет не требуется. Полет осуществляется на основании ФПЛ, поданного в установленном порядке.
4.8.11. Вынужденный влет ВС (летательного аппарата) в воздушное пространство Российской Федерации в случае аварии, стихийного бедствия, оказания срочной медицинской помощи членам экипажа или пассажирам ВС, а также по другим аналогичным причинам не является нарушением правил пересечения государственной границы Российской Федерации. В случае вынужденного пересечения государственной границы Российской Федерации центр ОВД должен немедленно принять сообщение от экипажа ВС и в дальнейшем действовать в зависимости от обстоятельств. Немедленно передать информацию о ВС (летательных аппаратах), пересекающих государственную границу Российской Федерации по указанным причинам, в органы ПВО, Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Федеральную аэронавигационную службу и в орган ОВД сопредельного государства.
4.8.12. При приеме от экипажа ВС доклада о пролете ПОД получить с борта воздушного судна сообщение о погоде ("АЙРЕП") и передать его диспетчеру процедурного контроля, который сообщение "АЙРЕП" доводит до дежурного инженера - синоптика АМСГ. При сложной воздушной обстановке передача и прием сообщения "АЙРЕП" являются не обязательными.
Технология работы диспетчера взаимодействия РЦ ЕС ОрВД
Раздел 1. Общие положения
1.1. Настоящая технология составлена в развитие требований нормативных правовых документов, регламентирующих организацию воздушного движения, и определяет перечень основных обязательных действий диспетчера взаимодействия РЦ ЕС ОрВД при выполнении им служебных обязанностей.
1.2. Диспетчер по взаимодействию осуществляет взаимодействие и координацию воздушного движения на воздушных трассах и МВЛ, взаимодействуя с трассовыми и внетрассовыми секторами РЦ ЕС ОрВД.
1.3. На основе данной технологии (ее построения) в каждом районном центре составляется технология работы диспетчера взаимодействия РЦ ЕС ОрВД (при наличии его в структуре РЦ ЕС ОрВД) применительно к местным условиям с учетом особенностей ОВД и следующих положений.
Раздел 2. Подготовка к дежурству и прием дежурства
2.1. Подготовка диспетчера к дежурству проводится на инструктаже и рабочем месте.
2.2. В процессе подготовки на инструктаже диспетчер обязан ознакомиться:
с фактической и прогнозируемой погодой в зоне (районе) РЦ ЕС ОрВД и на запасных аэродромах;
с имеющимися ограничениями и запретами на полеты;
с наличием литерных рейсов и ограничений по ним;
с наличием готовых к производству полетов запасных аэродромов гражданской, государственной и экспериментальной авиации;
с планом полетов транспортных воздушных судов Минобороны России по воздушным трассам и МВЛ;
с порядком использования спрямленных воздушных трасс и наивыгоднейших эшелонов (высот) полета;
с отданными распоряжениями и указаниями по организации воздушного движения.
2.3. Принимая дежурство, диспетчер на рабочем месте обязан:
получить информацию от сменяемого диспетчера о работе всех средств связи на рабочем месте;
принять план работы аэродромов государственной (экспериментальной) авиации и ограничения по ним;
получить доклад об отданных распоряжениях и указаниях, связанных с обеспечением полетов ВС государственной (экспериментальной) авиации при пересечении воздушных трасс;
получив доклад от сменяемого им диспетчера о передаче установленного режима полетов, убедиться, что информация дошла до исполнителей (по имеющимся каналам связи);
принять по описи оборудование и документы, расписаться в журнале о приеме дежурства, указав время приема, и доложить руководителю полетов района (старшему диспетчеру) о приеме дежурства.
Раздел 3. Обеспечение обслуживания воздушного движения:
3.1. Во время дежурства диспетчер обязан:
принимать непосредственное участие в распределении эшелонов полета ВС государственной (экспериментальной) авиации, связанных с пересечением воздушных трасс и МВЛ;
согласовывать с внетрассовым сектором РЦ ЕС ОрВД время, место и эшелон пересечения ВС государственной (экспериментальной) авиации воздушных трасс и МВЛ, а также эшелоны полетов ВС государственной (экспериментальной) авиации по воздушным трассам;
докладывать руководителю полетов (старшему диспетчеру) и доводить до сведения диспетчеров соответствующих направлений РЦ ЕС ОрВД, ДПП, МДП, АДП, КДП, руководителей полетов аэродромов режимы и ограничения полетов по воздушным трассам, МВЛ и районам авиационных работ;
контролировать выполнение диспетчерами направлений РЦ ЕС ОрВД, ДПП, МДП, АДП, КДП, руководителями полетов аэродромов режимов и ограничений полетов;
передавать руководителю полетов (старшему диспетчеру) и диспетчерам направлений информацию от внетрассового сектора за один час до начала работы о фактическом начале работы аэродрома государственной (экспериментальной) авиации;
на запросы диспетчеров направлений РЦ ЕС ОрВД о порядке движения ВС государственной (экспериментальной) авиации по воздушным трассам отдавать необходимые указания, согласуя их с внетрассовым сектором РЦ ЕС ОрВД;
согласовывать с внетрассовым сектором РЦ ЕС ОрВД возможность использования спрямленных воздушных трасс, наивыгоднейших эшелонов, о чем докладывать руководителю полетов (старшему диспетчеру), и выдавать указания диспетчерам соответствующих направлений об их использовании;
передавать сообщения внетрассового сектора РЦ ЕС ОрВД в ЗЦ ЕС ОрВД и органам ПВО о ВС, попавших в особые условия (случаи) при выполнении полета и не прибывших в пункт назначения;
запрашивать разрешения у внетрассового сектора РЦ ЕС ОрВД на посадку ВС на запасные аэродромы государственной (экспериментальной) авиации, выделенные в качестве запасных для воздушных судов гражданской авиации;
осуществлять текущую корректировку плана воздушного движения;
получать информацию от руководителя полетов (старшего диспетчера) о вылете (прилете) ВС, выполняющих литерные рейсы, о закрытии аэропортов по техническим причинам, передавать ее адресатам.