Примечание. При следовании на запасный аэродром государственной или экспериментальной авиации данные аэродрома (наличие действующих средств РТОП) передаются открытым текстом только в том случае, если данные запасного аэродрома отсутствуют в регламенте (сборнике), находящемся на борту ВС.
4.4. В случае прогнозирования возможности возникновения конфликтной ситуации между ВС:
- определить время выхода и интервалы между ВС в точке пересечения (схождения) воздушных трасс; | ||
- при отсутствии безопасных интервалов:наметить возможные варианты разведения ВС;информировать диспетчера радиолокационного контроля о месте, времени, типах и номерах (позывных) ВС, кодах индивидуального опознавания ВРЛ, эшелонах (высоте) полетов ВС и варианты их разведения;отметить на графике движения ВС условным знаком прогнозируемую конфликтную ситуацию; | ||
- принять от диспетчера процедурного контроля информацию о прогнозируемом схождении ВС и варианты их разведения; | ||
- проанализировать воздушную обстановку, используя информацию полученную от диспетчера процедурного контроля и данные, отображаемые на ИВО; | - периодически сопоставлять местоположение ВС на графике движения ВС и ИВО и, при необходимости, повторно информировать о них диспетчера радиолокационного контроля; | |
- принять решение на разведение ВС; | ||
- передать соответствующие указания экипажам ВС | ||
- проконтролировать своевременность и правильность передачи диспетчером радиолокационного контроля указания экипажам ВС; | ||
- отметить на графике движения ВС условным знаком момент расхождения ВС |
4.5. Использование средств вторичной радиолокации (ВРЛ):
4.5.1. При наличии на рабочем месте диспетчеров средств ВРЛ:
- получить от диспетчера смежного диспетчерского пункта информацию о взлетевшем или входящем в зону (район) ДПП ВС, записать его номер (позывной), номер рейса или код индивидуального опознавания ВРЛ, эшелон (высоту); | ||
- передать информацию о ВС диспетчеру радиолокационного контроля; | ||
- в момент установления радиосвязи с ВС (на рубеже передачи ОВД) получить от экипажа ВС:время входа в зону (район) ДПП (время не сообщается, если передача ведется в момент пролета рубежа передачи ОВД); место входа в зону (район) или рубеж;расчетное время выхода из зоны (района) ДПП; | ||
- опознать ВС по его маркированной координатной отметке и отображаемой на ИВО дополнительной информации; | ||
- сверить полученные от экипажа ВС данные об эшелоне (высоте) полета с данными, поступающими от бортового приемоответчика. При их совпадении или расхождении не более чем на 90 метров сообщить экипажу ВС: "Контролирую по вторичному" (при введении такого режима); | ||
- получить от экипажа ВС подтверждение о приеме информации; | - нанести на графике линию движения ВС и соответствующий условный знак; | |
- осуществлять контроль за полетом ВС по его координатной отметке и дополнительной информации на ИВО; | ||
- если возникла необходимость изменить режим полета (снижение или набор высоты), своевременно передать экипажу ВС соответствующие указания, и по его запросу местоположение ВС; | ||
- при входе одновременно нескольких ВС уточнить наличие безопасных интервалов между ними и при отсутствии безопасных интервалов развести ВС по высоте. | - на графике движения ВС условными знаками записать фактическое время пролета ПОД и передаваемые на борт ВС указания | |
На рубеже передачи ОВД: | ||
- после доклада экипажа ВС о выходе из зоны, или не ожидая такого сообщения от экипажа ВС, перевести его на связь с диспетчером смежного диспетчерского пункта, сообщив частоту его работы (если позывной диспетчерского пункта и частота его работы не выдавались при первой радиосвязи). | - на графике движения ВС сделать отметку о передаче ОВД |
Если возникла необходимость изменить условия полета, то их согласование и передача информации диспетчеру смежного диспетчерского пункта осуществляются обычным порядком.
Диспетчерское указание на снижение выдается экипажу ВС по его запросу в зависимости от воздушной и метеорологической обстановки.
Примечание. При нахождении ВС на одном азимуте и на удалении 5 км и менее друг от друга информацией, поступающей от ВРЛ, пользоваться не следует.
4.5.2. В случае расхождения отображаемой на формуляре сопровождения ВС текущей высоты с заданным эшелоном более чем на 90 метров, при неустойчивой работе средств ВРЛ, пропадании формуляра сопровождения ВС или информации в списке ожидания диспетчер обязан:
- запросить у экипажа ВС показание высотомера; | ||
- полученное от экипажа ВС значение высоты, а также значение высоты, снятое с формуляра сопровождения ВС записать на графике движения ВС и нанести на графике линию движения ВС и соответствующий знак | ||
- сверить полученные от экипажа ВС и отображенные в формуляре сопровождения ВС показания и при их расхождении более чем на 90 метров сообщить об этом экипажу ВС; | ||
- дать указание экипажу ВС о переходе на резервный приемоответчик (если таковой имеется), или о переключении приемоответчика в режим выдачи информации без барометрической высоты (если такая возможность имеется), или о переходе на ОВД без ВРЛ |
Технология работы диспетчеров районного центра ЕС ОрВД (РЦ ЕС ОрВД) при наличии на рабочем месте (за пультом) двух диспетчеров
Разделы: 1. Общие положения; 2. Подготовка к дежурству и прием дежурства; 3. Рубежи передачи обслуживания воздушного движения; 5. Обслуживание воздушного движения при полете в особых условиях и особых случаях в полете - разрабатываются в органах обслуживания воздушного движения (управления полетами) в соответствии с пунктами 1.6, 1.7, 1.8 и 1.10 настоящих типовых Технологий в части, касающейся их, применительно к местным условиям, а раздел 4 - с учетом следующих положений.
Раздел 4. Обслуживание воздушного движения
Диспетчер РЦ ЕС ОрВД, осуществляющий ОВД на основе использования системы наблюдения ОВД (радиолокационный контроль) | Диспетчер РЦ ЕС ОрВД, осуществляющий ведение графика движения ВС (процедурный контроль) |
4.1. При вылете ВС с аэродромов района:
4.1.1. До пролета рубежа передачи ОВД (РНТ коридора, контрольного ориентира):
- проанализировать по плановой информации (планам полетов) предпочтительные числа "М" (при использовании "Метода числа "М") для каждой трассы района применения и расчетные временные интервалы предпочтительного эшелонирования между ВС; | ||
- принять от диспетчера ДПП сообщение о вылете ВС:аэродром первой посадки;номер и литер рейса;тип и номер (позывной) ВС, код индивидуального опознавания ВРЛ;номер коридора, эшелон (высоту);расчетное время пролета рубежа передачи ОВД (РНТ коридора, контрольного ориентира);эшелон (высоту) полета по трассе; | ||
- подтвердить прием информации; | ||
- нанести полученные данные на график движения ВС; | ||
- передать их диспетчеру радиолокационного контроля (ВРЦ ЕС ОрВД при необходимости) и сделать отметку на графике движения ВС о переданной информации; | ||
- принять от диспетчера процедурного контроля информацию о вылетевшем ВС | ||
- сделать отметку на графике движения ВС о переданной информации диспетчеру радиолокационного контроля |
4.1.2. При пролете ВС рубежа передачи ОВД (РНТ коридора, контрольного ориентира):
- получить от экипажа ВС: время пролета (время не сообщается, если передача производится в момент пролета рубежа передачи ОВД (РНТ коридора, контрольного ориентира); наименование рубежа; эшелон (высоту) полета; число "М" (при его использовании);расчетное время пролета очередного ПОД и границы района ЕС ОрВД;условия полета (по запросу диспетчера); | ||
- опознать ВС и определить его местоположение; | - провести на графике движения ВС расчетную линию движения ВС, на линии записать фактический эшелон (высоту), пролет рубежа передачи ОВД (РНТ коридора, контрольного ориентира), заданный эшелон по воздушной трассе и число "М" (при его использовании); | |
- оценить воздушную обстановку и информировать диспетчера радиолокационного контроля при наличии ВС на пересекаемых эшелонах; | ||
- передать экипажу ВС указание о порядке набора заданного эшелона (высоты), информацию о местоположении ВС и воздушной обстановке на участке набора высоты (при необходимости); | ||
- сообщить диспетчеру ДПП о приеме ВС на ОВД | - условным знаком на графике движения ВС отметить начало набора высоты; | |
- передать в органы ПВО (там, где это установлено) сообщение о движении ВС |
Примечание. При следовании ВС по воздушным трассам (МВЛ) и пролете ими транзитом через районы (район) аэродромов (аэроузлов) государственной или экспериментальной авиации с получением информации о их входе в район сообщить соответствующему РЦ ЕС ОрВД: номер рейса, тип и номер (позывной) ВС, код индивидуального опознавания ВРЛ, расчетное время пролета, эшелон (высоту) полета по воздушной трассе (МВЛ).
4.1.3. По достижении ВС заданного эшелона (высоты):
- получить от экипажа ВС сообщение:о достижении заданного эшелона (высоты) и числа "М" (при его использовании);о метеорологической обстановке (при необходимости); | ||
- передать экипажу ВС указания о дальнейшем выполнении полета | - нанести на график движения ВС полученное сообщение и соответствующие условные знаки |
4.1.4. При пролете ВС ПОД:
- получить от экипажа ВС: время пролета ПОД (время не сообщается, если передача производится в момент пролета ПОД); наименование ПОД; эшелон (высоту) полета и число "М" полета (при его использовании);расчетное время пролета очередного ПОД;условия полета (по запросу диспетчера); | - нанести на график движения ВС принятую от экипажа ВС информацию и условным знаком отметить фактическое время пролета ВС ПОД, определенное диспетчером радиолокационного контроля; | |
- определить местоположение ВС, проверить интервалы между ВС, следующими в одном направлении и на одном эшелоне (высоте); | - при расхождении фактического времени пролета ПОД с расчетным внести соответствующие изменения в график движения ВС; | |
- определить по графику движения ВС тенденцию к изменению интервалов между ВС, следующими в одном направлении и на одном эшелоне (высоте), и информировать диспетчера радиолокационного контроля; | ||
- нанести на график движения ВС переданные экипажу ВС указания | ||
- подтвердить экипажу ВС пролет ПОД, при отклонении от трассы передать местоположение ВС и необходимые указания о дальнейшем выполнении полета |
4.1.5. При наличии тенденции к сокращению интервала между однотипными ВС, следующими на одном эшелоне (высоте):
- запросить у экипажей ВС истинные скорости полета или числа "М" (при использовании "Метода числа "М") и сообщить диспетчеру процедурного контроля; | определить для ВС новые истинные скорости и числа "М" (при использовании "Метода числа "М") в пределах допустимого диапазона, а при невозможности избежать сближения за счет маневра скоростями, определить другие способы разведения ВС и сообщить диспетчеру радиолокационного контроля; | |
- определить и сообщить экипажам ВС интервал между ВС, задать новые истинные скорости и числа "М" полета (при использовании "Метода числа "М"), исключающие дальнейшее сокращение интервала, или применить другой способ разведения ВС; | ||
- контролировать взаимное положение ВС, используя информацию на ИВО | - нанести на график движения ВС условным знаком осуществление маневра |
4.1.6. При пролете ВС последнего ПОД перед рубежом передачи ОВД:
- получить от экипажа ВС доклад о пролете ПОД;эшелон (высоту), число "М" (при его использовании) и расчетное время пролета рубежа передачи ОВД;определить местоположение ВС, подтвердить пролет ПОД | - сообщить диспетчеру смежного РЦ ЕС ОрВД следующую информацию:место и расчетное время входа в район;номер и литер рейса;тип и номер (позывной) ВС;код индивидуального опознавания ВРЛ;эшелон (высоту) полета и число "М" полета (при его использовании); аэродром первой посадки; | |
- получить от диспетчера смежного РЦ ЕС ОрВД подтверждение о приеме переданного сообщения и условия входа в зону (район) РЦ ЕС ОрВД |
Примечание. При применении "Метода числа "М" в ситуациях, когда последующее ВС выдерживает большее значение числа "М", чем предыдущее, диспетчер определяет условия входа ВС по числу "М" в зону (район) РЦ ЕС ОрВД, используя таблицу Приложения 5 настоящих типовых Технологий.
- определить по докладам экипажей ВС и информации, полученной от диспетчера смежного РЦ ЕС ОрВД:фактический и расчетный временной интервал при пролете ВС рубежа передачи ОВД;разницу чисел "М" (при их использовании) последующего и предыдущего ВС;для этой разницы и протяженности зоны (района) по таблице (приложение 5) определить требуемый минимальный временной интервал в точке входа; если фактический временной интервал больше требуемого минимального, то при передаче условий входа в зону (район) РЦ ЕС ОрВД дать согласие на пролет рубежа передачи ОВД с заданными числами "М";если фактический временной интервал меньше требуемого минимального, то для него с учетом протяженности зоны (района) определить по таблице (приложение 5) необходимые изменения чисел "М" последующего и предыдущего ВС в пределах допустимых диапазонов и включить новые значения чисел "М" в условия входа в зону (район), сообщаемые диспетчеру смежного РЦ ЕС ОрВД; | ||
- нанести на графике движения ВС соответствующий условный знак и информировать диспетчеру радиолокационного контроля |
Подход ВС к рубежу передачи ОВД в смежный РЦ ЕС ОрВД должен осуществляться на заданном эшелоне, а передача ОВД только в горизонтальном полете. При необходимости смены эшелона при подходе к рубежу передачи ОВД разрешение на его смену может быть выдано только после согласования с диспетчером смежного РЦ ЕС ОрВД.
4.1.7. При пролете ВС рубежа передачи ОВД:
а) при наличии прямой проводной связи с диспетчером смежного РЦ ЕС ОрВД:
- по ИВО определить местоположение ВС или получить подтверждение о местоположении ВС от диспетчера ВРЦ ЕС ОрВД; | ||
- дать экипажу ВС указание о переходе на радиосвязь с диспетчером смежного РЦ ЕС ОрВД (без сообщения о выходе из своего района), сообщив частоту его работы | ||
- получить от диспетчера смежного РЦ ЕС ОрВД информацию о приеме ВС на ОВД; | ||
- на графике движения ВС условным знаком отметить передачу ОВД; | ||
- информировать диспетчера радиолокационного контроля о приеме ОВД диспетчером смежного РЦ ЕС ОрВД |
б) при отсутствии прямой проводной связи с диспетчером смежного РЦ ЕС ОрВД:
- дать экипажу ВС указание запросить условия входа у диспетчера смежного РЦ ЕС ОрВД; | ||
- получить от экипажа ВС сообщение о пролете границы зоны (района) и разрешение на вход в зону (район) смежного РЦ ЕС ОрВД; | ||
- по ИВО определить местоположение ВС или получить от ВРЦ ЕС ОрВД подтверждение о пролете границы зоны (района); | ||
- передать экипажу ВС указание о переходе на ОВД в смежный РЦ ЕС ОрВД, сообщив частоту его работы | - нанести на графике движения ВС условный знак о приеме ОВД диспетчером смежного РЦ ЕС ОрВД; | |
- на графике движения ВС условным знаком отметить передачу ОВД |
4.1.8. Если при входе в смежную (зону) район РЦ ЕС ОрВД экипаж ВС не может получить указание от диспетчера этого РЦ ЕС ОрВД об условиях полета в зоне (районе) РЦ ЕС ОрВД:
- согласовать с диспетчером смежного РЦ ЕС ОрВД условия полета ВС и информировать диспетчера радиолокационного контроля | ||
- сообщить экипажу ВС условия полета в смежной зоне (районе) РЦ ЕС ОрВД |
В этом случае моментом окончания ОВД ВС является сообщение диспетчера смежного РЦ ЕС ОрВД об установлении связи с ВС.
4.1.9. Изменение эшелона при полете ВС по воздушной трассе:
Если в поворотном пункте воздушной трассы происходит смена эшелона из-за изменения общего направления полета:
- сообщить экипажу ВС о необходимости смены эшелона в поворотном пункте маршрута и согласовать с экипажем ВС следующий эшелон; | ||
- получить от экипажа ВС расчетное время пролета поворотного пункта маршрута, запрос на смену эшелона и сообщить диспетчеру процедурного контроля; | ||
- определить по графику движения ВС возможность перевода экипажа ВС на запрашиваемый эшелон и доложить диспетчеру радиолокационного контроля; | ||
- разрешить экипажу ВС занять новый эшелон за 20 км до поворотного пункта маршрута с соблюдением установленных интервалов; | ||
- получить от экипажа ВС доклад о занятии заданного эшелона и проконтролировать удаление ВС от поворотного пункта маршрута по ИВО по данным используемой системы наблюдения ОВД | ||
- на графике движения ВС условным знаком отметить изменение эшелона |
4.1.10. Изменение высоты с пересечением встречного эшелона должно осуществляться, как правило, после расхождения ВС:
При пересечении высоты встречного эшелона до расхождения ВС:
- по ИВО определить местоположение каждого ВС, сообщить диспетчеру процедурного контроля и дать указание на расчет безопасного интервала для пересечения встречного эшелона до расхождения ВС; | |||
- определить по таблице требуемое минимальное расстояние между ВС, вертикальную скорость снижения (набора) для выполнения маневра и расстояние между ВС в момент пересечения занятого эшелона. Передать эти данные диспетчеру радиолокационного контроля; | |||
- используя данные диспетчера процедурного контроля дать указание одному или обоим экипажам ВС об изменении курса полета в целях создания бокового интервала между ВС не менее 10 км; | - согласовать (при необходимости) с диспетчером соответствующего диспетчерского пункта отклонения ВС от воздушной трассы для создания бокового интервала; | ||
- на графике движения ВС нанести условный знак и информировать диспетчера радиолокационного контроля о наличии согласования; | |||
- сообщить диспетчеру процедурного контроля о начале маневра; | - на графике движения ВС условным знаком отметить начало маневра; | ||
- при достижении бокового интервала 10 км вывести ВС на прежний курс, передать экипажам ВС их взаимное местоположение, при нахождении ВС на расстоянии не менее расчетного (с учетом поправок на сеанс связи) дать указание о наборе (снижении), передать экипажу ВС вертикальную скорость снижения (набора) и указание доложить пересечение высоты встречного и занятие заданного эшелона; | |||
- получить от экипажа ВС сообщение о пересечении встречного эшелона; | |||
- на графике движения ВС условным знаком отметить момент пересечения встречного эшелона; | |||
- проконтролировать по ИВО расстояние между ВС; | |||
- после расхождения ВС дать указание экипажам ВС о выходе на линию заданного пути (воздушную трассу); | |||
- получить от экипажа ВС доклад о достижении ВС заданного эшелона; | |||
- сообщить диспетчеру процедурного контроля об окончании маневра | |||
- на графике движения ВС условным знаком отметить окончание маневра |
4.1.11. Пересекать попутный эшелон (высоту), занятый другим ВС, разрешается, если продольный интервал между ними не менее 20 км или боковой интервал не менее 10 км в момент пересечения. Когда требуется изменить высоту полета с пересечением ряда эшелонов, а воздушная обстановка не позволяет сделать это в непрерывном процессе, то смену эшелона следует провести по этапам.
В процессе изменения высоты одному из ВС осуществлять наблюдение по ИВО за полетом обоих ВС до момента сообщения экипажа ВС о занятии заданного эшелона и информировать (при необходимости) экипаж ВС о воздушной обстановке.
4.1.12. При полетах в горных районах в случае запроса экипажа ВС о снижении с заданного эшелона:
- уточнить у экипажа ВС причину снижения с заданного эшелона; | ||
- по ИВО определить местоположение ВС; | ||
запросить у диспетчера радиолокационного контроля о возможности полета на запрашиваемом эшелоне; | ||
- оценить возможность обеспечения безопасности полета на запрашиваемом эшелоне и при наличии возможности разрешить снижение | ||
- на графике движения ВС условным знаком сделать отметку об изменении эшелона |