убедиться по маршруту руления в отсутствии препятствий визуальным наблюдением (в пределах допустимой видимости), по докладам экипажей ВС и по экрану радиолокатора обзора летного поля (при наличии);
разрешить руление, указав РД, номер и место (при необходимости) стоянки ВС, условия и маршрут руления, исключающий одновременное его пересечение другими ВС, а также ограничения по маршруту руления;
контролировать движение ВС по маршруту руления визуальным наблюдением (в пределах допустимой видимости), по докладам экипажей ВС, по экрану радиолокатора обзора летного поля (при наличии) и докладам специалистов лидирующей автомашины сопровождения (при ее использовании);
сообщить корреспондентам необходимую информацию (номер рейса, номер (позывной) ВС, номер или место стоянки ВС);
по запросу экипажа ВС или в установленных на конкретном аэродроме случаях дать указание специалисту лидирующей автомашины сопровождения на сопровождение ВС при его рулении, указав маршрут руления, РД, номер или место стоянки ВС;
вести радиосвязь с экипажем ВС до места стоянки или перрона (при наличии в аэропорту специализированной службы управления движением на перроне).
Заруливание ВС на место стоянки и выруливание с нее производится только под руководством ответственного лица инженерно-авиационной службы (ИАС).
4.6. При заходе ВС на посадку по минимуму I, II и III категорий диспетчер ДПР по указанию диспетчера ДПК обязан обеспечить отсутствие ВС и других подвижных технических средств, находящихся у него на связи, в критических зонах действия радиомаячной системы (РМС) посадки, установленных на данном аэродроме.
4.7. Особенности технологии работы диспетчера ДПР при использовании АТИС или МВ-канала вещания погоды.
4.7.1. При выходе экипажа ВС на радиосвязь диспетчер ДПР обязан:
получить доклад от экипажа ВС о приеме информации АТИС или по МВ-каналу вещания погоды (если доклад не получен, запросить у экипажа ВС ее наличие);
передать метеорологическую и иную информацию экипажу ВС, полученную от руководителя полетов (старшего диспетчера), диспетчеров смежных диспетчерских пунктов или специалистов авиационной метеорологической станции (АМСГ), отличающуюся от передаваемой по АТИС или МВ-каналу.
Раздел 5. Обслуживание воздушного движения в случае аварийной ситуации при рулении (буксировки) ВС
При получении доклада от экипажа ВС о возникновении аварийной ситуации и принятом решении диспетчер ДПР обязан:
сообщить в аварийно-спасательную или ИАС (при необходимости);
доложить руководителю полетов (старшему диспетчеру) о событии и принятых мерах;
запретить руление другим ВС по этому маршруту;
информировать экипаж ВС о месте его остановки.
Технология работы диспетчера стартового диспетчерского пункта СДП, СДП местных воздушных линий (СДП МВЛ)
Раздел 1. Общие положения
1.1. Настоящая Технология работы диспетчера СДП, СДП МВЛ составлена в развитие требований нормативных правовых документов, регламентирующих организацию воздушного движения, и определяет перечень основных обязательных действий диспетчера СДП, СДП МВЛ (далее - диспетчер СДП) при выполнении им служебных функциональных обязанностей.
1.2. Диспетчер СДП осуществляет ОВД в пределах установленных границ (рубежей) с использованием радиотехнических средств и средств связи, докладов экипажей ВС, во взаимодействии со смежными диспетчерскими пунктами.
1.3. На аэродромах, где производятся совместные полеты ВС всех классов, функции по ОВД разнотипными ВС могут быть возложены на диспетчера СДП или на диспетчеров СДП и СДП МВЛ, а на аэродромах совместного базирования при выполнении совместных полетов - на диспетчера СДП и помощника руководителя полетов (ПРП) авиационной части.
1.4. На основе данной Технологии работы диспетчера СДП (ее построения) в органах обслуживания воздушного движения (управления полетами) составляется технология работы диспетчера СДП с учетом местных условий и особенностей ОВД.
1.5. Диспетчер СДП во всех случаях обязан:
давать разрешение на выезд технических и других автотранспортных средств на летную полосу только с разрешения руководителя полетов (старшего диспетчера);
информировать руководителя полетов (старшего диспетчера) и диспетчера ПДП о начале и окончании работ на летной полосе;
не реже чем через каждые 15 минут контролировать наличие и устойчивость радиосвязи с руководителем работ на летной полосе;
немедленно докладывать руководителю полетов (старшему диспетчеру) о прекращении (неустойчивой) связи с руководителем работ на летной полосе и недостатках в работе светосигнального оборудования летной полосы;
давать команду на освобождение летной полосы от технических и других автотранспортных средств и контролировать выполнение этой команды не позднее чем за 5 минут до расчетного (уточненного) времени посадки ВС, а также непосредственно перед взлетом ВС.
1.6. Если экипаж ВС не повторил переданное диспетчером СДП сообщение, то во избежание неправильного его понимания диспетчер СДП обязан потребовать от экипажа ВС повторения следующих сообщений:
сообщений, отличающихся от типовых или требующих от командира ВС изменения ранее принятого решения;
разрешения или запрещения на пересечение ВПП, РД, занятия исполнительного старта, взлета, захода на посадку, посадки, изменения эшелона (высоты) полета;
значения принятого и установленного на высотомере давления на аэродроме;
значения МПУ ВПП посадки (номера ВПП);
значения заданной частоты канала связи.
1.7. При обмене информацией между диспетчерами взаимодействующих диспетчерских пунктов диспетчер СДП, передающий информацию, обязан получить подтверждение части переданной им информации: тип и номер (позывной) ВС, время вылета, эшелон (высоту) полета.
1.8. При получении информации об изменении на аэродроме вылета (назначения, запасного или по маршруту полета) метеорологической обстановки, метеоусловий по маршруту полета, штормового предупреждения диспетчер обязан передать полученную информацию командиру ВС для учета при принятии решения на вылет, а также экипажам ВС, находящимся в полете на связи с диспетчером.
1.9. Диспетчер СДП в случае ухудшения своего самочувствия должен доложить об этом руководителю полетов (старшему диспетчеру), который обязан обеспечить подмену.
Раздел 2. Подготовка к дежурству и прием дежурства
2.1. Подготовка диспетчера к дежурству проводится на инструктаже и рабочем месте.
В процессе подготовки на инструктаже диспетчер СДП обязан ознакомиться:
с фактической, прогнозируемой погодой и орнитологической обстановкой на своем аэродроме;
с МПУ ВПП взлета и посадки (номер ВПП);
с имеющимися ограничениями и запретами на полеты, указаниями (распоряжениями) по ОВД, наличием литерных рейсов в суточном плане воздушного движения, готовностью средств РТОП и авиационной электросвязи;
с состоянием аэродрома и проводимыми работами на нем, состоянием ВПП, РД, маршрутов руления, стоянок, их пригодностью к эксплуатации при производстве полетов на аэродроме.
Принимая дежурство на рабочем месте, диспетчер СДП обязан:
проверить соответствие выложенных посадочных знаков (при их наличии) направлению ветра, схеме разбивки старта и состоянию летной полосы, наличие изменений в суточном плане воздушного движения, работу выносного индикатора радиолокатора обзора летного поля (при наличии), качество радиосвязи на выделенной частоте путем прослушивания радиообмена или контрольных вызовов корреспондентов, работу резервной аккумуляторной радиостанции, качество работы средств громкоговорящей и телефонной связи путем прослушивания переговоров или конкретных вызовов корреспондентов, точность показания часов, исправность аппаратуры для измерения направления и скорости ветра (при ее наличии);
уточнить у сменяемого диспетчера СДП местоположение ВС, заходящих на посадку или выруливающих для взлета, а также фактическую погоду в районе аэродрома;
принять по описи оборудование и документы, расписаться в журнале о приеме дежурства, указав время приема;