Приказ Федеральной аэронавигационной службы от 14 ноября 2007 г. N 108 "Об утверждении типовых Технологий работы диспетчеров органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) при аэронавигационном обслуживании пользователей воздушного простра стр. 8

доложить руководителю полетов (старшему диспетчеру) о приеме дежурства.
В период сдачи-приема дежурства ОВД осуществляет диспетчер СДП сдающей смены до момента росписи заступающего диспетчера СДП о приеме и записи на магнитофон доклада:
"Диспетчер (фамилия) дежурство принял".
Это требование распространяется и при подмене диспетчера СДП.
В особых случаях и особых условиях в полете, а также при других нештатных ситуациях при ОВД прием и сдача дежурства или подмена диспетчера СДП решением руководителя полетов (старшего диспетчера) могут быть перенесены до момента нормализации воздушной обстановки.

Раздел 3. Рубежи передачи обслуживания воздушного движения

3.1. Для диспетчера СДП устанавливаются следующие рубежи передачи ОВД:
3.1.1. С диспетчером ДПР:
при вылете ВС - занятие ВС предварительного старта;
при прилете - момент освобождения ВПП после посадки ВС.
3.1.2. С диспетчером ПДП при прилете ВС - момент визуального обнаружения ВС диспетчером СДП после пролета ближнего приводного радиомаркера (БПРМ);
3.1.3. С диспетчером ДПК:
при вылете ВС - момент занятия взлетевшим ВС высоты, установленной Инструкцией по производству полетов в районе аэродрома (Аэронавигационным паспортом аэродрома);
при прилете ВС:
при заходе на посадку по ПВП - при довороте на посадочный курс (на предпосадочной прямой);
при визуальном заходе на посадку (ВЗП) - в зоне визуального маневрирования.
3.1.4. При организации СДП на высоком КДП ("Вышке") или оснащении СДП соответствующими средствами контроля за движением ВС на предпосадочной прямой рубеж передачи ОВД устанавливается в зависимости от технического оборудования рабочего места диспетчера СДП и определяется Инструкцией по производству полетов в районе аэродрома (Аэронавигационным паспортом аэродрома).
3.1.5. С диспетчером ДПК МВЛ:
при вылете ВС - район первого разворота для самолетов 4 класса и вертолетов (момент доклада экипажа ВС о выполнении взлета);
при прилете ВС - при довороте на посадочный курс (на предпосадочной прямой).
Примечание. Диспетчеру СДП запрещается осуществлять ОВД за пределами границ установленной зоны (района) диспетчерского пункта.

Раздел 4. Обслуживание воздушного движения

4.1. При вылете ВС диспетчер СДП обязан:
принять от диспетчера ДПР информацию о разрешении на вылет ВС;
аэродром первой посадки;
время вылета;
номер и литер рейса;
тип и номер (позывной) ВС, код индивидуального опознавания ВРЛ;
эшелон (высоту) полета по воздушной трассе (маршруту).
Примечание. При наличии в аэропорту дисплейной информационной аппаратуры о разрешении на вылет ВС диспетчер СДП получает информацию с дисплея;
установить связь с экипажем ВС на предварительном старте;
получить от диспетчера ПДП информацию о типах и удалениях или отсутствии ВС, заходящих на посадку;
оценить воздушную обстановку (обратив особое внимание на местоположение вылетающих, пролетающих и заходящих на посадку ВС), метеорологическую и орнитологическую обстановку;
получить от диспетчера ДПК высоту и сторону разворота (если они отличаются от стандартной), условия бесступенчатого набора эшелона (при наличии возможности) или номер стандартной схемы вылета (СИД);
убедиться в отсутствии препятствий на летной полосе;
при запросе командиром ВС на занятие исполнительного старта или исполнительного старта и взлета сходу разрешить занять исполнительный старт или исполнительный старт и взлет сходу (без остановки на исполнительном старте), сообщить условия бесступенчатого набора эшелона (при наличии возможности) или номер стандартной схемы взлета (СИД), направление и скорость ветра (при отсутствии на аэродроме информации АТИС или МВ-канала вещания погоды).
Во всех случаях экипажу ВС сообщается видимость при температуре окружающего воздуха минус 45°С и ниже.
Примечание. При занятой ВПП и запросе командира ВС о занятии исполнительного старта и взлета сходу диспетчер СДП разрешает ему только занятие исполнительного старта. При необходимости дополнительно сообщить (информация не сообщается при наличии вещания АТИС): состояние ВПП, местоположение и освещенность (в ночное время) запасной (грунтовой) ВПП при производстве полетов с нее, информацию об опасных метеоявлениях (грозовая деятельность, наличие в приземном слое сдвига ветра и др.) по курсу взлета, о скоплениях и перелетах птиц (при их наличии), высоту нижней границы облаков (если она 200 м и ниже), видимость на ВПП (если она 2000 м и менее), порядок выполнения маневра после взлета, если он отличается от установленного.
После доклада командира ВС о готовности к взлету:
убедиться в отсутствии препятствий на летной полосе в пределах видимости, получить доклад от диспетчера ВСДП (или от специалиста, осуществляющего осмотр ВПП с использованием специального автомобиля): "Полоса свободна";
разрешить взлет;
Примечание. При одновременных полетах с нескольких ВПП диспетчер СДП ВПП взлета разрешает взлет только после согласования с диспетчером СДП ВПП посадки;
вести наблюдение за взлетающим ВС до набора высоты 200 м или в пределах видимости и в случае обнаружения внешних признаков неисправности ВС немедленно информировать об этом его экипаж;
убедиться (прослушиванием радиообмена) в том, что диспетчер ДПК принял ВС на ОВД (где нет ВСДП);
отметить в журнале время взлета ВС, передать это время диспетчеру ДПП (при отсутствии автоматизированной системы) и в установленном порядке соответствующим службам аэропорта (где нет ВСДП).
В периоды захода ВС на посадку по минимуму I, II и III категорий диспетчер СДП обязан обеспечить отсутствие ВС и других подвижных технических средств, находящихся у него на связи, в критических зонах действия РМС посадки, установленных на данном аэродроме Инструкцией по производству полетов в районе аэродрома (Аэронавигационным паспортом аэродрома).
4.1.1. Особенности технологии работы диспетчера СДП при использовании информации АТИС или МВ-канала вещания погоды.
При выходе экипажа ВС на связь диспетчер СДП обязан:
передать немедленно оперативную и/или метеорологическую информацию экипажу ВС, полученную от руководителя полетов (старшего диспетчера), диспетчеров смежных диспетчерских пунктов или АМСГ, отличающуюся от передаваемой информации АТИС или по МВ-каналу вещания погоды.
4.2. Выруливание на исполнительный старт и взлет вылетающему ВС разрешаются, если между ним и заходящим на посадку ВС обеспечивается безопасный интервал, рассчитанный для данного аэродрома.