Приказ Федеральной аэронавигационной службы от 14 ноября 2007 г. N 108 "Об утверждении типовых Технологий работы диспетчеров органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) при аэронавигационном обслуживании пользователей воздушного простра стр. 10

разрешить прием и выпуск ВС только после указания руководителя полетов (старшего диспетчера).
5.2. В случае прерванного взлета дать указание экипажу ВС об освобождении ВПП и переходе на связь с диспетчером ДПР, доложить руководителю полетов (старшему диспетчеру), сообщить диспетчеру ДПР и АДП о прерванном взлете.
Повторный вылет ВС после прерванного взлета может быть разрешен по указанию руководителя полетов (старшего диспетчера).
5.3. При получении доклада экипажа ВС после взлета о возникновении аварийной обстановки и решении командира ВС диспетчер СДП обязан:
информировать (при необходимости) экипаж ВС:
о безопасной высоте полета с указанием номера ВПП или МПУ ВПП посадки (при производстве посадки на аэродроме вылета);
о местонахождении посадочных площадок (при производстве посадки вне аэродрома);
освободить ВПП и воздушное пространство в направлении полета ВС, терпящего бедствие, от других ВС;
передать команду экипажам ВС, находящимся в зоне (районе) диспетчерского пункта, о вводе режима радиомолчания (при необходимости) и о выходе их на радиосвязь только по запросу диспетчера;
сообщить о полете ВС, терпящего бедствие, руководителю полетов (старшему диспетчеру), объявить сигнал "Тревога", проинформировать диспетчеров ДПК и ДПР;
установить за ВС непрерывное наблюдение.
5.4. При обнаружении у заходящего на посадку ВС внешних признаков неисправности или неподготовленности к посадке (например, не выпущены шасси) диспетчер СДП обязан:
немедленно сообщить экипажу ВС о внешних признаках неисправности;
в случае ухода на второй круг передать ВС на ОВД диспетчеру ДПК;
доложить руководителю полетов (старшему диспетчеру), действовать по его указанию.
5.5. При обнаружении на летной полосе перед заходящим на посадку ВС препятствий (людей, животных, подвижных средств и др.) диспетчер СДП обязан:
немедленно дать указание экипажу ВС об уходе на второй круг, сообщить причину;
передать ВС на ОВД диспетчеру ДПК;
доложить руководителю полетов (старшему диспетчеру) для принятия мер по удалению препятствий с ВПП;
включить табло "ВПП занята";
разрешить посадку (по указанию руководителя полетов).

Технология работы диспетчера вспомогательного СДП (ВСДП)

Разделы: 1. Общие положения; 2. Подготовка к дежурству и прием дежурства - разрабатываются в органах обслуживания воздушного движения (управления полетами) в соответствии с пунктами 1.6 и 1.7 настоящих типовых Технологий, в части касающейся. В разделе 3. Контролируемая зона диспетчера ВСДП - устанавливается конкретно для каждого аэродрома применительно к местным условиям с целью увеличения зоны контроля диспетчера СДП, а раздел 4 разрабатывается с учетов следующих положений.

Раздел 4. Выпуск и прием ВС

4.1. При вылете ВС диспетчер ВСДП обязан:
принять от диспетчера ДПР информацию, содержащую:
разрешение на выпуск ВС;
аэродром первой посадки;
время вылета;
номер и литер рейса;
тип, номер (позывной) ВС, код индивидуального опознавания ВРЛ;
эшелон (высоту) полета по трассе (маршруту);
прослушивать радиообмен диспетчера основного СДП с экипажем ВС;
наблюдать за ВС до занятия им исполнительного старта;
при запросе экипажем ВС разрешения на взлет убедится# в отсутствии препятствий на летной полосе и доложить диспетчеру СДП: "Полоса свободна";
наблюдать за взлетом ВС (в пределах видимости);
при запросе экипажа ВС на занятие исполнительного старта или взлета сходу (без остановки на исполнительном старте) убедиться в отсутствии препятствий на летной полосе, доложить диспетчеру СДП: "Полоса свободна";
убедиться (прослушиванием радиообмена) в том, что диспетчер ДПК (ДПК МВЛ) принял ВС на ОВД;
отметить в журнале время вылета ВС и передать информацию о взлете ВС в АДП и заинтересованным службам аэропорта.
4.2. При заходе ВС на посадку диспетчер ВСДП обязан:
до визуального обнаружения ВС прослушивать радиообмен экипажа ВС с диспетчером ПДП и СДП;
убедиться в отсутствии препятствий на летной полосе;
после доклада командира ВС о готовности к посадке доложить диспетчеру СДП: "Полоса свободна".
4.3. После посадки ВС диспетчер ВСДП обязан:
наблюдать за пробегом и рулением ВС до момента освобождения им ВПП;
отметить в журнале время посадки, сообщаемое экипажу ВС диспетчером СДП, и передать информацию о посадке ВС в АДП и заинтересованным службам аэропорта;
убедиться (прослушиванием радиообмена) в том, что доклад экипажа ВС об освобождении ВПП диспетчером СДП получен.
4.4. При обнаружении внешних признаков неисправности на ВС при взлете, посадке и рулении диспетчер ВСДП обязан немедленно доложить об этом диспетчеру СДП.

Технология работы диспетчера диспетчерского пункта круга (ДПК)

Разделы: 1. Общие положения; 2. Подготовка к дежурству и прием дежурства; 3. Рубежи передачи обслуживания воздушного движения; 4. Обслуживание воздушного движения при полете в особых случаях и особых условиях в полете - разрабатываются в органах обслуживания воздушного движения (управления полетами) в соответствии с пунктами 1.6, 1.7, 1.8 и 1.10 настоящих типовых Технологий, в части, касающейся их, применительно к местным условиям, а раздел 4 и 5 с учетом следующих положений.