Приказ Федеральной аэронавигационной службы от 14 ноября 2007 г. N 108 "Об утверждении типовых Технологий работы диспетчеров органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) при аэронавигационном обслуживании пользователей воздушного простра стр. 11

Раздел 4. Обслуживание воздушного движения

4.1. При вылете ВС диспетчер ДПК обязан:
получить от диспетчера ДПП условия (маршрут и высоту) входа ВС в зону (район) ДПП (при наличии условий бесступенчатого набора высоты), а на аэродромах совместного базирования при выполнении совместных полетов согласовать условия полета с руководителем ближней зоны авиационной части;
передать диспетчеру СДП условия выхода из зоны взлета и посадки, если они отличаются от установленных, а при разрешении бесступенчатого набора - условия выхода из района аэродрома.
4.1.1. При установлении радиосвязи с экипажем взлетевшего ВС диспетчер ДПК обязан:
передать условия выхода из зоны взлета и посадки (если они отличаются от установленных), при бесступенчатом наборе - условия выхода из района аэродрома;
сообщить о скоплении и перелетах птиц, а также об опасных метеоявлениях (при их наличии);
контролировать полет ВС судна по ИВО. При отклонениях от маршрута полета информировать экипаж ВС.
4.1.2. После доклада экипажа ВС о пролете установленного рубежа по высоте или дальности передать экипажу ВС указание о переходе на радиосвязь с диспетчером ДПП, сообщив частоту его работы.
Прослушиванием радиообмена или получением подтверждения убедиться, что диспетчер ДПП принял воздушное судно на ОВД. Сделать соответствующую отметку о передаче ВС на ОВД диспетчеру ДПП.
4.2. При прилете ВС диспетчер ДПК обязан:
получить от диспетчера ДПП номер (позывной) ВС, номер рейса, расчетное время прилета ВС (при отсутствии автоматизированных средств передачи информации), согласовать с ним условия входа ВС в зону взлета и посадки (если они отличаются от установленных), а на аэродромах совместного базирования, при совместных полетах, согласовать условия входа в зону взлета и посадки с руководителем ближней зоны и передать их диспетчеру ДПП;
при получении информации от диспетчера ДПП о выполнении ВС визуального захода на посадку на основании анализа воздушной и метеорологической обстановки передать диспетчеру ДПП информацию о возможности (невозможности) его выполнения;
сообщить диспетчеру ДПП об освобождении второго эшелона зоны ожидания (при отсутствии автоматизированной функции приема/передачи ОВД).
4.2.1. При выходе экипажа ВС на радиосвязь диспетчер ДПК обязан:
опознать ВС на ИВО (при наличии системы наблюдения ОВД);
получить от экипажа ВС сообщение о местоположении (при необходимости) и высоте или о пролете установленного рубежа передачи ОВД по высоте или дальности, о решении командира ВС по выбору системы захода на посадку (если она отличается от указанной в АТИС) или выполнении визуального захода на посадку и индекс АТИС или о принятии погоды, передаваемой по МВ-каналу, о номере стандартной траектории прилета (СТАР) или о курсе следования при векторении, если это было выдано диспетчером ДПП;
сообщить экипажу ВС местоположение ВС (при необходимости), эшелон перехода (при отсутствии информации АТИС), атмосферное давление на уровне порога ВПП (QFE) в мм рт. ст. или гектопаскалях (милибарах), атмосферное давление, приведенное к уровню моря (QNH) в гектопаскалях (милибарах) (по запросу экипажа ВС), значение контрольной высоты при посадке на горном аэродроме (при отсутствии информации АТИС), высоту, до которой разрешается снижение, точку входа, установленную на схеме захода на посадку, или номер стандартной траектории прилета (СТАР), курс следования при векторении, номер уточненной ВПП (при необходимости);
разрешить экипажу ВС заход на посадку по выбранной им системе (если она отличается от указанной в АТИС) или возможность выполнения визуального захода на посадку;
Примечание. При невозможности обеспечить заход на посадку по системе, выбранной экипажем ВС, диспетчер ДПК рекомендует другую систему захода, которую обеспечивает данный аэродром;
при входе в зону одновременно нескольких ВС уточнить наличие между ними безопасных интервалов и, если их нет, развести ВС по высоте.
Если экипаж ВС не доложил о приеме информации АТИС или погоды по МВ-каналу, диспетчер ДПК обязан запросить у экипажа ВС ее наличие.
При заходе экипажа ВС на посаду# по системе, указанной в АТИС, диспетчер ДПК разрешает заход на посадку при:
подходе ВС к предпосадочной прямой, если выполняется заход по схеме захода на посадку (стандартной схемы прибытия - СТАР);
назначении курса выхода на предпосадочную прямую, если осуществляется векторение.
Диспетчер ДПК контролирует полет ВС и информирует его экипаж об отклонениях от установленной схемы снижения и захода на посадку (при наличии системы наблюдения ОВД).
Диспетчер ДПК немедленно информирует экипаж ВС после получения новой метеорологической и навигационной информации, а также информации о состоянии аэродрома, отличающейся от передаваемой в сводке АТИС или в тексте МВ-канала.
4.2.2. При достижении ВС эшелона перехода (по докладу его экипажа) диспетчер ДПК обязан:
получить от экипажа ВС подтверждение об установке высотомеров на давление аэродрома, значение текущей высоты и доклад о дальнейшем снижении до заданной высоты;
Примечания.
1. Если экипаж ВС на эшелоне перехода не доложил об установке давления аэродрома на высотомерах, диспетчер ДПК обязан потребовать от него установки давления аэродрома на высотомерах и доклада о текущей высоте полета на эшелоне перехода (на горных аэродромах, не оборудованных системой наблюдения ОВД, позволяющей диспетчеру отслеживать по ИВО текущую высоту ВС).
2. При расхождении значений контрольной и текущей высот более чем на 50 метров диспетчер ДПК обязан запретить снижение экипажу ВС, потребовать от него проверки установки давления аэродрома на высотомерах (повторно сообщив экипажу ВС давление аэродрома) и доклада о текущей высоте полета на эшелоне перехода;
передать информацию:
о воздушной обстановке (при необходимости), о направлении и скорости ветра у земли и на высоте 100 метров;
о видимости на ВПП;
об опасных метеоявлениях и порядке их обхода, сдвиге ветра в приземном слое (при наличии);
о высоте нижней границы облаков, если она менее высоты полета по кругу;
о состоянии ВПП и коэффициенте сцепления;
о скоплениях и перелете птиц (при их наличии);
номер ВПП, МПУ ВПП посадки (если посадка производится на грунтовую ВПП, передать ее расположение относительно основной и ее маркировку);
Примечания.
1. Высота облачности, видимость, направление и скорость ветра, сдвиг ветра, состояние ВПП и коэффициент сцепления диспетчером ДПК передаются при отсутствии в аэропорту вещания информации АТИС или передачи погоды по МВ-каналу, а также во всех случаях по запросу экипажа ВС.
2. При наличии в аэропорту вещания информации АТИС сведения о перелетах птиц, расположения грунтовых ВПП и их маркировки включаются в данную информацию. В этом случае диспетчер ДПК данную информацию экипажу ВС не передает.
3. Во всех случаях экипажу ВС передается видимость при температуре воздуха минус 45°С и ниже;
следить за сохранением между ВС безопасных интервалов и при возникновении тенденции к их сокращению принимать необходимые меры (например: иные нормы эшелонирования, метод отворота и т.д.), при полетах по ППП сообщить диспетчеру ПДП до выхода ВС на рубеж передачи ОВД, номер (позывной) ВС, место выхода на рубеж передачи ОВД, выбранную экипажем ВС систему и режим захода на посадку;
при визуальном заходе на посадку (если такой заход предусмотрен Инструкцией по производству полетов в районе аэродрома или Аэронавигационным паспортом аэродрома) или заходе по ПВП сообщить диспетчеру СДП до выхода ВС на рубеж передачи ОВД номер (позывной) ВС, выполняющего визуальный заход или заход по ПВП, место выхода на рубеж передачи ОВД;
при подходе ВС к установленному рубежу передачи ОВД диспетчер ДПК выдает указание экипажу ВС о переходе на связь с диспетчером ПДП (СДП при визуальном заходе на посадку и заходе по ПВП), сообщив частоту его работы.
Примечание. При заходе на посадку по минимумам I, II и III категорий в автоматическом режиме и при заходе по радиолокационной системе посадки (РСП) или РСП+ОСП (оборудование системы посадки) обеспечить интервалы между ВС с таким расчетом, чтобы под руководством диспетчера ПДП находилось только одно ВС.
4.2.2.1. В целях регулирования интервалов между ВС диспетчер ДПК может задавать поступательные и /или вертикальные скорости в допустимых для данного ВС пределах и применять векторение (обеспечение навигационного наведения ВС посредством указания определенных курсов на основе использования систем наблюдения ОВД).
Примечания.