При наличии в семье более одного ребенка-инвалида количество предоставляемых в месяц дополнительных оплачиваемых выходных дней не увеличивается.
При исчислении среднего заработка для оплаты дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации, следует руководствоваться Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2003 N 213 с изменениями внесенными решениями Верховного Суда РФ от 18.11.2003 N ГКПИ 03-1049, от 13.07.2006 N ГКПИ 06-637.
При этом в соответствии с пунктом 3 данного Положения расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы для оплаты указанных дней производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 месяцев, предшествующих моменту выплаты.
87. Необходимо при проверке установить правильность назначения и выплаты пособия.
В бухгалтерии страхователя должны храниться на каждого получателя:
а) заявление о предоставлении дополнительных выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом;
б) справка органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с указанием, что ребенок не находится на государственном обеспечении (в интернате или ином подобном учреждении), представляемая ежегодно;
в) копия приказа о предоставлении дополнительных выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом;
г) справка с места работы другого родителя, что на момент обращения дополнительно оплачиваемые выходные дни в этом же календарном месяце им не использованы;
д) если работающим является один родитель, то факт отсутствия работы у другого родителя должен быть документально подтвержден (справка из органов государственной службы занятости населения и др.).
В случае документального подтверждения расторжения брака между родителями ребенка-инвалида, а также смерти, лишения родительских прав одного из родителей и в других случаях отсутствия родительского ухода (лишение свободы, служебные командировки свыше одного календарного месяца одного из родителей и т.п.) работающему родителю, воспитывающему ребенка-инвалида, четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня предоставляются без предъявления справки с места работы другого родителя. В таком же порядке четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня предоставляются одиноким матерям.
е) если работающим по трудовому договору является один родитель, а другой родитель самостоятельно обеспечивает себя работой. Данный факт должен быть подтвержден наличием соответствующего документа*(61) (копии), представляемого при каждом обращении с заявлением о предоставлении дополнительных оплачиваемых выходных дней.
88. Оплата каждого дополнительного выходного дня работающему родителю (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет производится из средств обязательного социального страхования в размере среднего дневного заработка.
В соответствии со статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации особенности порядка исчисления средней заработной платы определяются Правительством Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 года N 213).
При установлении работнику неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня) средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю 5-дневной (6-дневной) рабочей недели, приходящихся на время, отработанное в расчетный период.
При суммированном учете рабочего времени средний заработок работника определяется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов в периоде, подлежащем оплате, исходя из нормальной продолжительности рабочего дня, установленного законодательством для данного работника.
89. При проверке проверяющие должны установить общее количество предоставленных дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами и соответствие общей суммы выплат за проверяемый период данным бухгалтерского учета и отчетным данным, указанным в расчетной ведомости по средствам Фонда.
Проверка начисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности страхователями-работодателями, уплачивающими в добровольном порядке страховые взносы
90. Страховые взносы на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности начисляются страхователями-работодателями, применяющими специальные налоговые режимы и уплачивающими в добровольном порядке страховые взносы, на выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу работников по трудовым договорам, исходя из порядка определения налоговой базы по единому социальному налогу для налогоплательщиков, выступающих в качестве работодателей, установленного главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом налоговые льготы, установленные статьей 239 Налогового кодекса Российской Федерации, при расчете страховых взносов не учитываются.
Начисление страховых взносов производится ежемесячно, исходя из тарифа страховых взносов в размере 3% выплат и иных вознаграждений (пункты 5, 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2003 N 144).
91. Проверку правильности начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование необходимо начать с ознакомления с учредительными документами организации, а также с организационно-распорядительными документами, определяющими систему оплаты труда и формы материального поощрения в данной организации:
положениями, инструкциями и решениями работодателя, регулирующими систему оплаты труда;
штатным расписанием;
постановлениями, приказами, распоряжениями, коллективным договором, иными решениями по организации работ, выплате заработной платы, премий, материальной помощи или иных вознаграждений;
договорами, по которым предусмотрена выплата заработной платы или иных вознаграждений;
другими документами, имеющими отношение к выплатам в пользу работников.
92. Проверка правильности начисления страховых взносов проводится сплошным методом путем анализа первичных бухгалтерских документов, сверки их с записями в регистрах бухгалтерского учета (журналы-ордера, главная книга, кассовые документы, книга учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, книга учета доходов, расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя и др.) и данными отчетов по страховым взносам, а также сверки сумм, указанных в расчетно-платежных ведомостях по начислению заработной платы.
Необходимо проверить соответствие данных, отраженных в отчете по страховым взносам, данным:
по кредиту счета по учету расчетов по обязательному социальному страхованию и дебету счетов учета затрат на производство, а также по кредиту счета по расчетам с персоналом по оплате труда;
книги учета доходов и расходов.
Если при этом будут установлены расхождения, то следует выяснить, на все ли выплаты в пользу работников начислялись страховые взносы.
Проверке подлежат следующие документы:
приказ о приеме на работу;
табели учета использования рабочего времени и расчета заработной платы;
расчетные ведомости;
платежные ведомости;
лицевые счета;
кассовые документы.
Раздел III. Проверка правильности расходования средств на оплату путевок на санаторно-курортное лечение работников
93. В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 22.12.2005 N 173-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год" за счет средств по обязательному социальному страхованию в 2006 году финансировались расходы на полную или частичную оплату стоимости путевок на санаторно-курортное лечение работников в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, из расчета до 600 рублей на одного человека в сутки на срок пребывания до 21 дня.
94. В 2006 году страхователь осуществлял расходы на оплату путевок на санаторно-курортное лечение работников в соответствии с Положением о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение работников и членов их семей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2001 N 309*(62).
95. В связи с этим следует проверить:
соответствие расходов на оплату стоимости путевок нормам, установленным федеральным законом о бюджете Фонда на соответствующий год, а также предусмотренным отделением (филиалом отделения) Фонда страхователю ассигнованиям на эти цели;
наличие решения комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию о предоставлении застрахованному путевки в санаторий (санаторий-профилакторий, пансионат с лечением);
наличие обратного (отрывного) талона к санаторно-курортной путевке и соответствие указанных в нем сведений решению комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию;
соответствие сроков продолжительности санаторно-курортного лечения в санаторно-курортных учреждениях срокам, установленным Правительством Российской Федерации на момент предоставления застрахованному работнику санаторно-курортной путевки;
соответствие приобретенных путевок заявлениям - работников и медицинским заключениям, выданным соответствующими учреждениями здравоохранения (справка для получения путевки - ф. 070/у-04, утвержденная приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 N 256 "О порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение"*(63));
правильность отнесения расходов по оплате санаторно-курортных путевок и расходы по обязательному социальному страхованию, установленные действующим законодательством.
Проверка правильности расходов на санаторно-курортное лечение и оздоровление граждан, подвергшихся воздействию радиации
96. Приобретение путевок для работающих граждан и их детей в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", Федеральным законом от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2123-1 "О распространении действия закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска", с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 до 1 января 2005 года осуществлялось отделениями (филиалами отделений) Фонда по заявкам страхователей в установленном порядке в пределах средств, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий год.