Ведомственные строительные нормы ВСН 49-86 "Указания по повышению несущей способности земляного полотна и дорожных одежд с применением синтетических материалов" (утв. Минавтодором РСФСР 8 апреля 1986 г.) стр. 7

; ; ; (5.5)
где , - размер пор CM, меньше которого количество пор соответствует 15 и 50%: , , - диаметр частиц грунта, меньше которого содержание частиц по весу соответствует 15, 50, 85%.
Следует считать возможным применение СМ как фильтра, если кривая распределения зерного состава грунта пересекает горизонталь, соответствующую 15% содержания частиц, правее точки а (рис.17).

5.3. Особенности технологии производства работ

5.3.1. Устройство из СМ защитных прослоек и прослоек для улучшения условий дренирования (см. рис.12, а, б, в) выполняют в соответствии с пп.3.3.1 - 3.3.6. Укладку полотен ведут, начиная от бровки земляного полотна к центру с перекрытием их краев на 0,2 м и учетом запаса для выпуска на откосную часть. Соединение полотен выполняют анкерами или скобами в месте их перекрытия через 6 - 8 м по длине полотна. Если отвод воды предусмотрен по прослойке СМ непосредственно в дрену (см. рис.12, в) или подкюветный дренаж, СМ укладывают с выпуском, достаточным для охвата дрены или контура траншеи.
5.3.2. При устройстве конструкции по рис.12, г, е полотна укладывают вдоль траншеи, один край закрепляют на поверхности грунта анкерами, устанавливаемыми через 3 - 4 м вдоль траншеи. После этого СМ опускают в траншею, разравнивают и закрепляют второй его конец. Такое решение применяют, если ширина полотна (с учетом перекрытия концевых частей на 0,3 м) не менее периметра дренажной засыпки. В противном случае полотна СМ нарезают отдельными кусками длиной, равной периметру дренажной засыпки, и укладывают поперек траншеи с взаимным перекрытием кусков 0,2 м.
5.3.3. Дренирующий материал засыпают по оси траншеи после разравнивания, закрепления СМ и укладки дрены (если она предусмотрена проектом). Засыпку разравнивают и послойно уплотняют, обеспечивая целостность СМ и уложенной дрены. Края полотен освобождают от анкеров, заворачивают на поверхность уложенного дренирующего материала и создают слой водонепроницаемого экрана. Схематически порядок выполнения работ приведен на рис.18,а.
5.3.4. При устройстве конструкций по рис.12,д на дно траншеи укладывают предварительно подготовленную полосу СМ требуемой ширины, укладывают на нее дрену и покрывают дрену второй полосой СМ. Полосы двух сторон от дрены прижимают к дну траншеи анкерами, устанавливаемыми через 4 - 5 м вдоль траншеи. Схематически порядок выполнения работ приведен на рис.18,б. В сложных грунтовых условиях применяют комбинированное решение, когда конструкцию по типу рис.18,б помещают в траншею, закрытую СМ по типу рис.18,а.

6. Техника безопасности при применении синтетических материалов

6.1. К работе с применением рулонных синтетических материалов допускаются лица, прошедшие обучение и инструктаж по безопасности труда в соответствии с ГОСТ 12.0.004-79 и знающие безопасные методы и приемы труда.
6.2. Работающие с вредными веществами должны быть проинструктированы об их свойствах и о мерах по оказанию первой помощи при поражении ими. Лица, допускаемые к эксплуатации дорожно-строительных машин, должны иметь удостоверения на право работы на них.
6.3. Лица, допускаемые к эксплуатации установок для соединения полотен СМ с использованием газового топлива, должны пройти обучение и получить удостоверение в соответствии с Правилами безопасности в газовом хозяйстве, утвержденными Госгортехнадзором СССР 26.06.79. В соответствии с теми же Правилами (п.1.13) в дорожных организациях, где используются указанные выше установки, должны назначаться лица, ответственные за безопасную эксплуатацию газового хозяйства, из числа руководящих инженерно-технических работников.
6.4. Весь персонал во время работы должен пользоваться средствами индивидуальной защиты (СИЗ), предусмотренными действующими нормами (Образцы моделей средств индивидуальной защиты для работников дорожного хозяйства, Минавтодор РСФСР. М.: Транспорт, 1984).
6.5. В случае производства работ на проезжей части без прекращения движения на ней транспорта место работы должно ограждаться в соответствии с Инструкцией по организации движения и ограждению места производства дорожных работ ВСН 37-84. Организация работ в этих случаях должна исключать передвижение работающих по открытой для движения транспорта части дороги. Место работ должно быть освещено в соответствии с действующими нормами.
6.6. При производстве работ по подготовке основания под укладку СМ, а также по отсыпке верхнего покрывающего СМ слоя, его профилировании и уплотнении необходимо выполнять требования соответствующих правил и инструкций по охране труда, в частности, СНиП III-4-80 "Техника безопасности в строительстве", утвержденный Госстроем СССР 9.06.80; Правила техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог, утвержденные Минавтодором РСФСР 25.02.77; Типовая инструкция по технике безопасности для машиниста самоходного катка, утвержденная Минавтодором РСФСР 28.11.74; Типовая инструкция по охране труда для машиниста автогрейдера, утвержденная Минавтодором РСФСР 8.02.78; Типовая инструкция по охране труда для машиниста бульдозера, утвержденная Минавтодором РСФСР 8.02.78; Типовая инструкция по охране труда при ремонте и содержании автомобильных дорог, утвержденная Минавтодором РСФСР 18.01.78.
6.7. На месте производства работ должны находиться средства пожаротушения и средства первой доврачебной помощи. Весь персонал должен знать, где они находятся, и уметь ими пользоваться.
6.8. Работы по погрузке и выгрузке рулонов СМ должны быть механизированы. Работы по укладке СМ должны вестись не ближе чем за 20 м от места засыпки уложенных полотен. При работах по устройству траншейного дренажа с использованием СМ вход в траншею работающим запрещается.
6.9. При работе с установкой для теплового соединения (сварки) полотен СМ необходимо перед началом работы проверить исправность всех ее узлов. Особое внимание следует обратить на исправность манометра, наличие на нем пломбы, даты последней проверки и отметки у цифры предельно допустимого давления, а также на плотность соединений редуктора и газопровода.
Проверка плотности соединений газопровода и редуктора, а также определение мест утечек газа должны производиться с помощью мыльной эмульсии или специальными приборами. Применять огонь для обнаружения утечек газа запрещается.
Перед зажиганием горелки установки следует проверить наличие необходимого давления газа в газопроводе. Отключающее устройство на газопроводе перед горелкой разрешается открывать только после поднесения к ней запальника. При зажигании горелки и ее регулировании подача газа должна производиться постепенно. При работе необходимо следить за тем, чтобы горелка работала без отрыва пламени или проскока его внутрь горелки.
Во время работы с установкой необходимо постоянно следить за показаниями манометров и работой горелки. В случае если показание давления на одном из манометров превысит допустимое или возникнут неполадки и горелке или других узлах установки, необходимо немедленно закрыть вентиль на газовом баллоне. Работу на установке разрешается возобновить только после устранения неполадок по разрешению руководителя работ.
Оставлять без присмотра установку с горящей горелкой или незакрытым вентиль на газовом баллоне запрещается. После окончания работ установку необходимо помещать в специально отведенное место, исключающее доступ посторонних лиц. При работе установки газовый баллон должен предохраняться от нагревания солнечными лучами или другими источниками тепла с тем, чтобы максимальный нагрев баллона не превышал 45°С.
6.10. При эксплуатации, хранении и транспортировании газовых баллонов необходимо соблюдать Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, и Правила безопасности в газовом хозяйства.
6.11. При использовании для соединения (сварки) полотен СМ паяльной лампы необходимо соблюдать следующие требования: разрешается пользоваться только той лампой, на которую имеется паспорт с указанием результатов заводского гидравлического испытания и запускаемого рабочего давления; заправлять паяльные лампы горючим, разжигать, а также разбирать и ремонтировать их разрешается только в специально отведенных местах, где не запрещено пользоваться огнем; пробку лампы нужно завертывать плотно, до отказа.
Запрещается применять лампу без предохранительного клапана или имеющую утечку топлива; применять в лампе горючую жидкость, не предназначенную для данной лампы, а также этилированный бензин; заполнять лампу более чем на 3/4 объема ее резервуара; заправлять лампу, а также отвертывать воздушный винт или пробку, если она горит или не остыла; повышать давление в резервуаре лампы сверх допускаемого.

7. Технико-экономическая эффективность применения синтетических материалов

7.1. Технико-экономическая эффективность применения СМ определяется областью и конкретными условиями применения. Экономический эффект оценивают путем сопоставления приведенных затрат по базовому и внедряемому вариантам.
7.2. За базовый вариант принимают конструкцию дорожной одежды или насыпи, назначаемую в соответствии с действующими нормами, за внедряемый - конструкцию дорожной одежды или насыпи с прослойкой из СМ и соответствующими ее изменениями, назначенными согласно положениям настоящих Указаний (снижение толщины отдельных слоев дорожной одежды, высоты насыпи, изменение крутизны откосов и т.д.).
7.3. Снижение приведенных затрат в результате применения СМ достигается за счет:
экономии дорожно-строительных материалов, снижения объема земляных работ и общей материалоемкости дорожной конструкции в связи с уменьшением толщин отдельных слоев дорожной одежды, высоты насыпи, изменением крутизны откосов и т.д.;
снижения затрат по эксплуатации машин и основной заработной платы в связи с уменьшением затрат на транспортировку дорожно-строительных материалов, их укладку, уплотнение и т.д.;
снижения затрат на ремонт (например, увеличения срока службы между средними ремонтами) и содержание дорожной конструкции в связи с большей эксплуатационной ее надежностью;
снижения удельных капитальных вложении в производственные фонды связанные с уменьшением общей стоимости занятых на строительстве машин (прежде всего транспортных средств).
7.4. Расчет экономического эффекта проводят в соответствии с Отраслевыми методическими указаниями по определению экономической эффективности использования в дорожном строительстве новой техники, изобретений и рационализаторских предложений (Гипродорнии. М., 1978).
7.5. Приведенные затраты З по вариантам рассчитывают по формуле
, (7.1)
где K - удельные капитальные вложения (единовременные затраты) в производственные фонды, - нормативный коэффициент (0,15); С - себестоимость принятой единицы измерения, определяемая по формуле
, (7.2)
где П - прямые затраты, включающие стоимость материалов , основную заработную плату , расходы по эксплуатации машин , а также затраты на ремонт и содержание в процессе эксплуатации :
, (7.3)
где - затраты на средний ремонт при общем количестве ремонтов за период суммирования затрат (срок службы до капитального ремонта) и период между средними ремонтами ; - затраты на текущий ремонт и содержание, соответствующие году их осуществления t; Н - накладные расходы, включая 8,6% от П, 15% от , а также зависящие от трудоемкости (1,9 руб./чел.-день).
7.6. При использовании прослойки СМ для усиления верхней части дорожной конструкции без изменения толщин слоев дорожной одежды период суммирования для внедряемого варианта рассчитывают по формуле
, (7.4)
где , - приведенные интенсивности движения для базового и внедряемого вариантов; определяют исходя из фактических данных по интенсивности движения; находят по графику зависимости (ВСН 46-83) для найденного повышенного за счет введения прослойки СМ модуля упругости на поверхности конструкции; j - коэффициент, зависящий от типа покрытия (для усовершенствованного капитального - 0,12, облегченного - 0,148, переходного - 0,171); q - показатель роста интенсивности движения (1,1); - период суммирования для базового варианта.
7.7. Годовой экономический эффект от применения СМ
, (7.5)
где , - приведенные затраты по внедряемому и базовому вариантам; А - годовой объем работ.