Ведомственные строительные нормы ВСН 395-85 "Монтаж технологического оборудования прокатных станов" (утв. Минмонтажспецстроем СССР 27 марта 1985 г.) стр. 3

4.18. Стяжные болты, соединяющие станины с плитовинами, затягиваются в соответствии с техническими требованиями предприятия-изготовителя. В случае требования окончательной затяжки болтов путем нагрева, в комплект поставки таких болтов должны входить специальные нагревательные элементы.
4.19. После окончательной установки станин на плитовинах в разъем станин закладывают шпонки, пригоняя их по блеску после затяжки стяжных болтов станин.
4.20. Поверхности станин под нажимное устройство должны быть горизонтальными и находиться на одном уровне. Допускаемое отклонение от горизонтальности не более 0,1 мм на 1 м, при этом уклон поверхностей обеих станин должен быть направлен в одну сторону. Точки замеров положения станин при выверке показаны на схеме в приложении 4.

Нажимные и уравновешивающие устройства

4.21. В двух- и трехвалковых клетях мелко- и среднесортовых станов нажимное устройство должно поступать и монтироваться в сборе со станинами.
4.22. Перед монтажом нажимного устройства рабочих клетей обжимных и листопрокатных станов необходимо выполнить расконсервацию, проверить на краску плотность прилегания торца гайки к выточке корпуса и ее чистоту, смазать гайки рабочей смазкой и установить в станины. Одновременно прочищают, промывают и продувают воздухом масляные каналы, которые затем продавливают смазкой.
4.23. Проверяют посадочные места на станинах и расстояние между осями винтов и гаек.
4.24. Нажимные винты с гайками монтируют специальными приспособлениями, поставляемыми заводом-изготовителем. Винт устанавливают торцом в стакан приспособления, которое подают механизмом для перевалки валков под отверстие в станине для гайки. Затем винт в сборе с гайкой в вертикальном положении поднимают мостовым краном. Вертикальность нажимного винта проверяют уровнем (допускаемое отклонение не более 0,1 мм на 1 м).
4.25. После установки устройства уплотняют разъем между корпусом и станиной раствором шеллака, бакелитовым лаком или пастой "Герметик" с прокладкой одного ряда суровых ниток, устанавливают корпус или крышку, затягивают болты и подсоединяют трубопроводы смазки и гидравлики.
4.26. Монтаж грузового уравновешивающего устройства начинают с установки на фундамент стоек грузовых рычагов относительно оси рабочей клети и высотной отметки, принимая за базу расточки подшипников для валов рычагов. После выверки подливают стойки, затем устанавливают траверсы, верхние и нижние штанги, подвески и рычаги. При установке контргрузов на рычаги их необходимо подвесить на крючках.
4.27. Монтаж гидравлического уравновешивающего устройства начинают с установки гидроцилиндров в гнезда, которые необходимо предварительно расконсервировать и тщательно осмотреть, обратив особое внимание на состояние уплотнительных манжет.
4.28. При установке цилиндров в подушки рабочих валков необходимо совместить отверстия для подвода жидкости высокого давления и установить в них штуцера. После монтажа проверяют положение Г-образных приливов в подушках и поперечных балок, которые при нижнем положении плунжера должны свободно проходить в приливы подушек.

Подушки и валки

4.29. Сборку валков с подушками необходимо производить в специальных помещениях:
валковых опор на подшипниках скольжения и качения - в вальцетокарных мастерских прокатных станов;
валковых опор на подшипниках жидкостного трения (ПЖТ) - в мастерских ПЖТ.
Порядок работ по сборке подшипников и подушек изложен в разделе 6 настоящих правил.
4.30. Порядок сборки валков с подушками следующий:
валки уложить на опоры в горизонтальном положении;
произвести расконсервацию шеек валка и осмотр посадочных мест, при этом следует обращать внимание на наличие следов коррозии, рисок и задиров. Сборку следует начинать только после удаления замеченных недостатков;
проверить микрометром размеры посадочных мест в нескольких сечениях по длине посадочной поверхности. В каждом сечении измерения производят в трех диаметральных направлениях. Посадочные конические поверхности валка контролируют специальными калиброванными кольцами по краске. Прилегание должно быть равномерным и составлять не менее 75%;
произвести смазку шеек валка рабочим маслом;
установить кольцевое уплотнение у бочки валка;
застропить подушку с подшипником на крюк мостового крана и проверить ее положение. Ось подушки с подшипником должна быть параллельна оси валка;
произвести установку и закрепление подушки с подшипником на валок согласно рабочим чертежам;
аналогично произвести установку подушки с подшипником на вторую шейку валка.
4.31. Сборка подушек с валками, имеющими цилиндрические шейки, не требует специальных приспособлений, так как подшипники устанавливаются на шейки вала с зазором.
Сборка подушек с валками, имеющими конические шейки, производится путем напрессовки подшипников или конической гильзы при валковых опорах на подшипниках качения и затяжкой гаек при валковых опорах на подшипниках жидкостного трения.
4.32. После сборки подушек с валками проверяют правильность ее выполнения, при этом:
производят пробное прокручивание подушки на валке, вращение должно быть легким, без заеданий,
проверяют с помощью щупа равномерность прилегания торцового уплотнения к бочке валка;
заполняют подушки рабочей смазкой под давлением от переносной станции для проверки уплотнительных устройств. Для подшипников ПЖТ давление масла на подводе в подшипники должно быть на 25-30% выше проектного.
Собранные валки с подшипниками жидкостного трения должны храниться до установки в клеть не более двух месяцев в условиях, исключающих попадание в них пыли, грязи, влаги.
4.33. Перед установкой валков с подушками в клеть необходимо проверить:
ширину окон станин и смещение рабочих плоскостей одного окна относительно другого. Отклонения не должны превышать допускаемых;
состояние и работоспособность элементов станин клети, обеспечивающих самоустановку подушек (подпятников, сферических планок и т.п.).
4.34. Установка валков с подушками в клети должна производиться при помощи проектных механизмов и устройств, предназначенных для смены рабочих и опорных валков в процессе эксплуатации стана, - реечных и гидравлических механизмов для смены валков, специальных муфт и траверс с противовесом. В станинах открытого типа установку валков с подушками производят мостовым краном сверху, предварительно сняв крышки станин.
После установки валков в клеть проверяют горизонтальность нижнего валка, правильность фиксации подушек в станинах.
4.35. После проверки правильности установки валков и подушек в станинах клети, производят соединение их с нажимными и уравновешивающими механизмами системами смазки, гидравлики и охлаждения.

Шестеренные клети

4.36. Монтаж шестеренных клетей, поступивших с предприятия-изготовителя собранными блоками и с обработанными базовыми площадками для выверки, сводится к их установке и выверке по высоте, в плане и на горизонтальность согласно рекомендуемым приложениям 3 и 5. Шестеренные клети выверяют относительно отметок и осей ранее смонтированных рабочих клетей.
4.37. Монтаж шестеренных клетей, поставляемых отдельными узлами, начинают с установки станины, предварительно проверив штихмассом в четырех точках размеры ее окон с обоих торцов и подушек.
4.38. Станины устанавливают по продольной (ось рабочей клети) и поперечной осям, а также по высотным отметкам, и выверяют их: предварительно - по окнам и торцам, проверяя размеры А от оси рабочей клети до плоскости окон и от торца шестеренной клети до оси прокатки (размеры C и , рисунок, а приложения 5), а окончательно - по уложенным шестеренным валкам.
4.39. Положение шестеренной клети в плане относительно оси рабочей клети проверяют по центрам на торцах валков (размер К) или измерением расстояния до плоскости их лопастей; относительно поперечной оси - измерением расстояния от торцов валков до оси прокатки (рисунок, б приложения 5).
Положение по высоте проверяют по направлению продольной и поперечной осей, принимая за базу плоскость разъема корпуса, нижнюю плоскость окна или шейки валков.
4.40. Допуски на установку клетей не должны превышать величин, указанных в заводских чертежах, а при отсутствии их - приведенных в табл. 3.
Таблица 3
Отклонение
Величина допускаемых отклонений, мм
Соосность валков шестеренной и рабочей клетей
+-0,5
Расстояния между торцом шестеренной клети и осью прокатки при длине шпинделя, м:
до 3
+-1,0
свыше 3
+-2,0
От горизонтальности в направлении продольной оси на длине 1 м
0,1
То же, в направлении поперечной оси (измеряемой по центрам торцов валков) на длине 1 м
0,1
По высоте (измеряют по нижней плоскости окон станины или по валку)
+-0,5
4.41. После выверки и затяжки фундаментных болтов подливают станину, затем окончательно собирают подушки и подшипники и проверяют их прилегание (подушки должны входить в окна станины под действием собственной массы).
4.42. При сборке клети следует обеспечить вертикальное положение лопастей на концах валков, обращенных в сторону шпиндельного устройства. Перед закрытием крышки необходимо проверить плотность ее прилегания к разъему станины и подушкам, смазать разъем техническим вазелином и уложить уплотняющий шнур или прокладку.