Ведомственные строительные нормы ВСН 01-82 "Инструкция по проектированию лесозаготовительных предприятий" (утв. приказом по Минлесбумпрому СССР от 10 августа 1982 г. N 236) стр. 4

4.1.2. Лесовозные дороги проектируются как технологические и подразделяются на:
магистрали (основные направления), используемые в течение всего или значительной части срока действия предприятия;
ветки, примыкающие к магистралям и используемые для вывозки леса с отдельных участков лесного массива, действующие более одного года;
усы, примыкающие, как правило, к веткам, используемые для вывозки леса с лесосек и действующие до одного года;
станционные пути и дороги на складах.
Наиболее удаленные от пункта примыкания участки магистрали (после примыкания последних веток) проектируются по нормам для веток.
Когда по условиям освоения лесных массивов назначается несколько магистральных направлений, каждое из них проектируется по нормам магистрали соответствующей категории.
4.1.3. Направление магистрали лесовозной дороги должно выбираться по линии, делящей лесной массив на две примерно равные по запасам части и имеющей возможно короткое протяжение.
В условиях равнинной местности на участках с равномерным размещением запасов древесины общее направление лесовозных веток рекомендуется принимать под углом 50-60° к общему направлению магистрали на соответствующем участке лесного массива.
Усы при сплошных рубках рекомендуется размещать под углом к общему направлению веток, близким к прямому.
В условиях горной местности, если грунтовые условия на косогоре лучше, чем в долине, рекомендуется прокладка дорог по надпойменным террасам, склонам косогоров или по пологим водоразделам.
4.1.4. Дорожная сеть в лесном массиве назначается с учетом рельефа местности, в зависимости от размещения и концентрации лесных запасов.
Расстояние между лесовозными ветками устанавливается расчетом исходя из наименьших суммарных затрат на 1 вывезенного леса (на строительство веток и усов и вывозку леса).
В условиях равнинной местности при организации трелевки леса гусеничными тракторами расстояние между ветками принимается в пределах 4-6 км. При подвозке леса колесными тракторами непосредственно к веткам расстояние между ними принимается в пределах 6-8 км.
Расстояние между лесовозными усами устанавливается расчетом исходя из наименьших суммарных затрат на строительство ycoв и эксплуатационных расходов на трелевку и вывозку леса.
4.1.5. В сырьевых базах лесозаготовительных предприятий для обеспечения проезда к местам работ по лесовосставовлению на лесосеках первого периода освоения, а в последующем и рубок ухода на этих площадях используются магистрали и ветки лесовозной автомобильной дороги или железной дороги колеи 750 мм.
4.1.6. При выборе направления дорог лесозаготовительного предприятия не допускается без достаточного обоснования:
а) укладывать трассу со сносом жилых, общественных и производственных зданий;
б) укладывать трассу в местах, где имеется опасность обвалов, селевых выносов, смывов, затопления или подмыва;
в) занимать колхозные или совхозные земли и нарушать правильное ведение сельскохозяйственных paбoт;
г) нарушать действующую или препятствовать осуществлению запроектированной системы мелиорации или ирригации;
д) прокладывать трассу в лесах I группы и в пределах площадей залегания полезных ископаемых, в том числе крупных месторождений песка, камня, гравия и т.п.
Для прокладки отдельных участков лесовозных дорог по сельскохозяйственным угодиям следует использовать земли худшего качества. При этом должны быть предусмотрены мероприятия, обеспечивающие сокращение ширины полосы занимаемых земель.
Земли сельскохозяйственного назначения для зимних дорог допускается занимать во временное пользование на зимний период, при этом должно быть обеспечено использование этих земель.
4.1.7. В проектах должны предусматриваться мероприятия по рекультивации временно занимаемых земель под карьеры и резервы.
Разработка мероприятий выполняется с учетом положений "Основ земельного законодательства СССР", "Земельного кодекса РСФСР", "Основных положений по восстановлению земель, нарушенных при разработке полезных ископаемых, проведении геолого-разведочных, строительных и иных работ", союзных и республиканских постановлений и инструкций по этому вопросу.
Условия приведения нарушенных земельных участков в состояние, пригодное для дальнейшего использования, определяются органами, представляющими земельные участки в пользование.
4.1.8. При установлении очередности освоения лесного массива и строительства сети лесовозных дорог следует учитывать необходимость максимального использования построенных дорог, сводя к минимуму как протяжение одновременно эксплуатируемых дорог, так и потребность в рельсах для железных дорог и плитах для автомобильных дорог с колейным железобетонным покрытием.
При этом на лесовозных железных дорогах и автомобильных дорогах с колейным покрытием необходимо предусматривать повторное использование материалов верхнего строения веток и усов, ликвидируемых на участках лесного массива, законченных рубкой.
4.1.9. Проекты лесовозных дорог должны удовлетворять требованиям правил технической эксплуатации соответствующего типа дорог.

4.2. Автомобильные дороги лесозаготовительных предприятий

Общие указания. Классификация

4.2.1. Настоящий раздел Инструкции распространяется на проектирование вновь строящихся, а также реконструкцию существующих лесовозных и хозяйственных дорог лесозаготовительных предприятий.
4.2.2. Дороги, предназначенные для обеспечения лесосводки и лесоочистки зон затопления водохранилищ гидротехнических сооружений, проектируются по нормам настоящего раздела с учетом временного характера их работы; при этом необходимо предусматривать максимальное использование преимуществ зимней вывозки леса.
4.2.3. Дороги общего пользования, по которым намечается вывозка леса, должны проектироваться по нормам главы СНиП по автомобильным дорогам и согласовываться с органами Госавтоинспекции.
4.2.4. Автомобильные дороги лесозаготовительных предприятий или их отдельные участки по нормам проектирования делятся на следующие виды и категории:
а) магистрали лесовозных дорог категории III с годовым грузооборотом более 1000 ;
б) магистрали лесовозных дорог категории IVА с годовым грузооборотом 501-1000 ;
в) магистрали лесовозных дорог категории IVБ с годовым грузооборотом 151-500 ;
г) магистрали лесовозных дорог категории V с годовым грузооборотом до 150 ;
д) ветки;
е) усы.
Примечания: 1. Дороги хозяйственного значения лесозаготовительных предприятий в части плана и продольного профиля проектируются по нормам магистрали лесовозной дороги категории IVБ за исключением случаев, оговоренных в соответствующих пунктах настоящего раздела.
2. Ветки со сроком действия более 5 лет следует проектировать по нормам для магистралей в соответствии с их грузооборотами.
3. Лесовозные дороги со сроком действия по вывозке леса менее 5 лет и грузооборотом более 150 в год следует проектировать по нормам дорог на категорию ниже.
4. Лесовозные дороги на нижних складах в зависимости от их грузооборота проектируются по нормам магистралей соответствующей категории. Дороги погрузочных пунктов на лесосеках строятся по нормам для усов.
4.2.5. Категории дорог, работающих сезонно, устанавливаются по приведенному годовому грузообороту, определяемому путем деления сезонного объема вывозки леса по дороге на число рабочих дней в сезоне, в течение которого работает дорога, и умножения на полное число рабочих дней в году на вывозке леса на предприятии.
4.2.6. Во всех случаях, когда на территории лесного массива имеются ведомственные автомобильные дороги, рекомендуется их использование для вывозки леса по согласованию с организациями, в ведении которых они находятся. При этом в необходимых случаях предусматривается их реконструкция.
4.2.7. Вывозка леса в зимний период, где это возможно по климатическим условиям, должна проектироваться по зимним снежным или ледяным дорогам, намечаемым для освоения участков лесного массива с неустойчивыми грунтами и болотами.
При этом в зависимости от рельефа и почвенно-грунтовых условий дорожная сеть лесозаготовительных предприятий с вывозкой леса по автомобильным дорогам решается по одной из следующих схем: