Поверхности земляного полотна придается двухскатный поперечный профиль с уклонами:
при устройстве дорожной одежды серповидного профиля - ;
дна корыта при полукорытном и корытном профиле - равным уклону проезжей части;
при устройстве дорог без покрытий - .
4.2.23. Поперечные уклоны проезжей части на виражах следует назначать не менее поперечных уклонов покрытия на участках с двухскатным профилем в зависимости от радиусов кривых в плане по табл. 4.
В районах с частыми туманами и длительными периодами гололеда наибольший поперечный уклон проезжей части на виражах следует принимать не более с соответствующим увеличением наименьших радиусов кривых в плане против значений, приведенных в табл. 4.
Таблица 4
Радиусы кривых в плане, м | Поперечный уклон проезжей части на виражах, %о | |
основной наиболее распространенный | в районах с частым гололедом | |
менее 200 | 60 | 40 |
200-250 | 40-50 | 40 |
250-350 | 30-40 | 30-40 |
350-550 | 20-30 | 20-30 |
600 и более | двухскатный поперечный профиль |
Примечание. Меньшие значения поперечных уклонов на виражах соответствуют большим радиусам кривых, а большие - меньшим.
При сооружении дорог в горной местности на участках виражей следует предусматривать необходимые ограждения, обеспечивающие безопасность движения.
В горной местности, когда центр кривой расположен в сторону обрыва, поперечный профиль дороги допускается проектировать с уклоном в сторону горы с соответствующим ограничением скорости движения.
4.2.24. Переход от двухскатного поперечного профиля дороги к односкатному на вираже осуществляется на протяжении переходной кривой, а при отсутствии ее на прилегающем к кривой прямом участке - путем постепенного вращения внешней плоской проезжей части вокруг ее оси.
Поперечный уклон обочин на вираже следует принимать одинаковым с уклоном проезжей части дороги.
Переход от нормального уклона обочин при двухскатном профиле к уклону проезжей части следует производить, как правило, на протяжении 10 м до начала отгона виража.
4.2.25. Между обратными круговыми кривыми, устраиваемыми без переходных кривых, но с виражами или уширениями проезжей части, следует устраивать прямые вставки длиной не менее наименьшей длины отгона виражей и уширений. В тех случаях, когда между двумя кривыми, направленными в одну сторону и не требующими устройства переходных кривых, прямая вставка недостаточна для отгона виража, разрешается на участке прямой вставки принимать односкатный поперечный профиль с уклоном, установленным для виража, или при разных уклонах на соседних виражах с уклоном, постепенно изменяющимся от уклона одного виража до уклона на соседнем вираже.
4.2.26. Уширение проезжей части на кривых лесовозных дорог в плане принимается:
на левых поворотах в грузовом направлении двухполосных дорог - по табл. 5;
на правых поворотах в грузовом направлении двухполосных дорог при вывозке хлыстов - по табл. 6;
на однополосных дорогах - по табл. 7.
Целесообразность применения кривых с уширениями проезжей части более 2-3 м следует обосновывать в проекте сопоставлением с вариантами увеличения радиусов кривых в плане, при которых не требуется таких уширений.
Таблица 5
Радиусы кривых в плане, м | Величины уширений проезжей части двухполосных лесовозных дорог на левых поворотах в грузовом направлении при вывозке хлыстов или деревьев длиной, м | ||
до 20 | 21-25 | 26-30 | |
50 | 1,7 | 1,9 | 2,2 |
60 | 1,4 | 1,6 | 1,9 |
80 | 1,1 | 1,3 | 1,5 |
100 | 1,0 | 1,1 | 1,3 |
125 | 0,9 | 1,0 | 1,2 |
150 | 0,8 | 0,9 | 1,0 |
200 | 0,8 | 0,9 | 0,9 |
250 | 0,6 | 0,7 | 0,7 |
300 | 0,6 | 0,6 | 0,7 |
400 | 0,5 | 0,5 | 0,6 |
500 | 0,4 | 0,5 | 0,5 |
600 | 0,4 | 0,4 | 0,5 |
700 | 0,3 | 0,3 | 0,4 |
800 | 0,3 | 0,3 | 0,4 |
900 | - | - | 0,3 |
Таблица 6
Радиусы кривых в плане, м | Величины уширений проезжей части двухполосных лесовозных дорог на правых поворотах в грузовом направлении при вывозке хлыстов или деревьев длиной, м | ||
до 20 | 21-25 | 26-30 | |
100 | 1,7 | 2,3 | 3,0 |
125 | 1,5 | 2,0 | 2,5 |
150 | 1,3 | 1,7 | 2,1 |
200 | 1,2 | 1,4 | 1,8 |
250 | 0,9 | 1,1 | 1,4 |
300 | 0,8 | 1,0 | 1,2 |
350 | 0,8 | 0,9 | 1,1 |
400 | 0,7 | 0,8 | 1,0 |
500 | 0,6 | 0,7 | 0,8 |
600 | 0,5 | 0,6 | 0,7 |
700 | 0,5 | 0,6 | 0,7 |
800 | 0,4 | 0,5 | 0,6 |
1000 | 0,3 | 0,4 | 0,5 |
1200 | - | 0,3 | 0,3 |
Таблица 7
Радиусы кривых в плане, м | Величины уширений проезжей части однополосных лесовозных дорог при вывозке хлыстов или деревьев, м | ||
до 20 | 21-25 | 26-30 | |
30 | 1,4 | 1,8 | 2,3 |
40 | 1,1 | 1,4 | 1,8 |
50 | 0,9 | 1,2 | 1,5 |
60 | 0,8 | 1,0 | 1,3 |
80 | 0,7 | 0,8 | 1,0 |
100 | 0,6 | 0,7 | 0,9 |
125 | 0,5 | 0,6 | 0,7 |
150 | 0,4 | 0,5 | 0,6 |
200 | 0,4 | 0,4 | 0,5 |
250 | 0,3 | 0,4 | 0,4 |
300 | - | 0,3 | 0,4 |
Примечание. На участках разъездов однополосных дорог, устраиваемых на кривых, уширения принимаются по табл. 5 и 6, как для двухполосных дорог.
4.2.27. На лесовозных дорогах при вывозке сортиментов и хозяйственных дорогах в тех случаях, когда по ним не намечается вывозка хлыстов или деревьев, размеры уширений проезжей части принимаются по табл. 8.
Таблица 8
Радиусы кривых в плане, м | Величины уширений проезжей части лесовозных дорог при вывозке сортиментов и хозяйственных дорог, м | |
двухполосных | однополосных | |
15 | 4,3 | 2,2 |
20 | 3,2 | 1,6 |
30 | 2,2 | 1,1 |
40 | 1,9 | 1,0 |
50 | 1,6 | 0,8 |
60 | 1,4 | 0,7 |
80 | 1,2 | 0,6 |
100 | 1,0 | 0,5 |
150 | 0,9 | 0,4 |
200 | 0,8 | 0,3 |
250 | 0,7 | 0,3 |
300 | 0,6 | 0,3 |
400 | 0,5 | - |
500 | 0,5 | - |
600 | 0,4 | - |
700 | 0,3 | - |
4.2.28. Уширение проезжей части должно производиться с внутренней стороны кривой. На дорогах с шириной обочин более 1 м уширение проезжей части производится за счет уменьшения внутренней обочины при условии, чтобы ширина ее была не менее 1 м. На дорогах с шириной обочин 1 м и менее ширина обочин на кривых должна остаться такой же, как и на прямых участках дороги за счет одинакового уширения проезжей части и земляного полотна с внутренней стороны кривой.
Примечание. В горной местности в виде исключения допускается размещать уширения проезжей части и с внешней стороны закругления.
4.2.29. Отгон уширения производится до начала круговой кривой путем пропорционального увеличения ширины проезжей части и земляного полотна на участке переходной кривой. При отсутствии переходной кривой отгон уширения совмещается с отгоном виража, а при отсутствии последнего - на участке длиной не менее длины автомобиля.
4.2.30. На лесовозных дорогах с колейным покрытием из железобетонных плит уширение земляного полотна на кривых принимается в соответствии с указаниями пп. 4.2.26-4.2.29 как для обычных лесовозных дорог.
Уширение каждого колесопровода с внутренней стороны кривой принимается по табл. 9.
На правых поворотах в грузовом направлении двухполосных дорог с колейным покрытием из железобетонных плит при вывозке хлыстов уширение земляного полотна осуществляется с внутренней стороны кривой в соответствии с показателями табл. 9, а с наружной стороны кривой - табл. 6.
Таблица 9
Радиус кривой в плане, м | 50 | 60 | 80 | 100 | 150 | 200 |
Величины уширений колесопроводов, м | 0,6 | 0,5 | 0,4 | 0,4 | 0,3 | 0,2 |
На дорогах с колейным покрытием из железобетонных плит уширение колесопроводов выполняется за счет устройства на уширяемой части гравийного или щебеночного покрытия.
4.2.31. Наименьшие расстояния от кромки проезжей части автомобильных дорог до зданий, сооружений и зеленых насаждений принимаются по табл. 10.
Таблица 10
Наименование элементов зданий, сооружений, зеленых насаждений | Расстояние, м | |
1. | Наружные грани стен зданий: | |
при отсутствии въездов в здание и при длине его до 20 м | 1,5 | |
то же, при длине здания более 20 м | 3,0 | |
при наличии въездов в здание для электрокаров, автокаров, автопогрузчиков и двухосных автомобилей | 8,0 | |
при наличии въездов в здание для трехосных автомобилей | 12,0 | |
2. | Ограждения: | |
территории предприятия | 1,5 | |
опор эстакад, осветительных столбов, мачт и других сооружений | 0,5 | |
охраняемой части предприятия | 5,0 | |
3. | Зеленые насаждения: | |
кустарник | 1,2 | |
стволы деревьев | 2,0 | |
кроны деревьев | 0,5 | |
4. | Оси параллельно расположенных железнодорожных путей колеи: | |
1524 мм | 3,75 | |
750 мм | 3,0 |
Примечание. При применении уширенных (более 2,75 м) коников расстояния увеличиваются: при габарите коников до 3,3 м на 0,3 м, при габарите свыше 3,3 м - на 0,5 м.
При вывозке хлыстов или деревьев и расположении зданий, сооружений и зеленых насаждений с внешней стороны кривых однополосных дорог и с внешней стороны кривых левых поворотов в грузовом направлении двухполосных дорог нормы расстояний до кромки проезжей части, приведенные в табл. 10, должны быть увеличены согласно табл. 11.
Таблица 11
Радиус кривой в плане, м | Увеличение расстояний, м, при длине хлыста или дерева, м | ||
до 20 | 21-25 | 26-30 | |
30 | 3,2 | 4,7 | 6,5 |
40 | 2,5 | 3,7 | 5,2 |
50 | 2,1 | 3,1 | 4,3 |
60 | 1,8 | 2,6 | 3,7 |
80 | 1,4 | 2,0 | 2,8 |
100 | 1,1 | 1,7 | 2,3 |
125 | 1,0 | 1,5 | 2,0 |
150 | 0,8 | 1,2 | 1,6 |
200 | 0,6 | 0,9 | 1,3 |
250 | 0,5 | 0,8 | 1,1 |
300 | 0,4 | 0,7 | 0,8 |
350 | 0,4 | 0,5 | 0,7 |
400 | 0,3 | 0,5 | 0,6 |
500 | 0,3 | 0,4 | 0,5 |
600 | - | 0,3 | 0,4 |
700 | - | - | 0,4 |
800 | - | - | 0,3 |
Откосы выемок дороги на уровне проезжей части, при расположении их с внешней стороны кривых однополосных дорог и с внешней стороны кривых левых поворотов в грузовом направлении двухполосных дорог, при вывозке хлыстов или деревьев должны отстоять от кромки проезжей части дорог на расстоянии не менее величин, приведенных в табл. 11.
План и продольный профиль
4.2.32. Проектирование плана и продольного профиля дорог следует производить из условия наименьшего ограничения скорости, обеспечения безопасности движения, удобства водоотвода наилучшей защиты дороги от снежных заносов.
4.2.33. Радиусы кривых в плане должны назначаться возможно большими и в нормальных условиях приниматься не менее: