Ведомственные строительные нормы ВСН 01-82 "Инструкция по проектированию лесозаготовительных предприятий" (утв. приказом по Минлесбумпрому СССР от 10 августа 1982 г. N 236) стр. 8

4.2.43. Радиусы вертикальных кривых рекомендуется принимать не менее:
на магистралях всех категорий:
выпуклых
-
5000 м,
вогнутых
-
2000 м;
на ветках:
выпуклых
-
1000 м,
вогнутых
-
1000 м.
В тех случаях, когда по условиям местности применение указанных радиусов вертикальных кривых вызывает увеличение объемов работ и стоимости строительства, допускается применение радиусов не менее указанных в табл. 17.
Таблица 17
Виды и категории дорог
Наименьшие радиусы вертикальных кривых, м
выпуклых
вогнутых
основные
допускаемые на трудных участках
основные
допускаемые на трудных участках
допускаемые в исключительных случаях
пересеченной местности
горной местности
пересеченной местности
горной местности
пересеченной местности
горной местности
Магистрали категорий:
III
5000
4000
1200
2000
1500
1000
600
300
IVА
4000
2500
1200
1500
1200
1000
300
200
IVБ
2500
1200
600
1200
1000
600
300
200
V
1200
600
250
1000
600
250
200
100
Ветки
600
250
150
600
250
150
100
100
Усы
250
150
100
250
150
100
100
100
Приведенные в таблице наименьшие радиусы выпуклых и вогнутых вертикальных кривых для трудных участков пересеченной и горной местности допускается применять при соответствующем обосновании с учетом местных условий для каждого конкретного участка дороги, а наименьшие радиусы вогнутых кривых, указанных для исключительных случаев, - только в местах, где это позволяет существенно снизить объемы земляных работ и строительную стоимость дороги.
4.2.44. Радиусы кривых в продольном профиле следует назначать с таким расчетом, чтобы длина кривой была не менее .
4.2.45. Расстояние между вершинами перелома проектной линии в продольном профиле должно обеспечивать размещение вертикальных кривых. Смежные вертикальные кривые могут сопрягаться между собой без прямых вставок.
4.2.46. Серпантины допускается проектировать при необходимости развить трассу в сложных горных условиях с ограничением скоростей движения до 15 км/ч и соответствующим уменьшением радиусов кривых.
Нормы проектирования серпантин принимаются по табл. 18.
Таблица 18
Наименование показателей
Нормы проектирования серпантин при вывозке
хлыстов
сортиментов
одиночными машинами
1. Наименьший радиус кривой, м
30
20
15
2. Поперечный уклон проезжей части на вираже, %о
60
60
60
3. Наименьшая длина переходной кривой, м
30
25
20
4. Наибольший продольный уклон в пределах серпантин, %o
30
35
40
Уширения на серпантинах принимаются согласно требованиям пп. 4.2.26-4.2.30.
4.2.47. Проезжую часть на серпантинах допускается уширять до 0,5 м за счет внешней обочины, а остальную часть - за счет внутренней обочины и дополнительного уширения земляного полотна.
4.2.48. Расстояние между концом сопрягаемой кривой одной серпантины и началом сопрягающей кривой другой серпантины следует принимать возможно большим, но не менее 200 м на магистралях дорог категории III и 100 м на магистралях категорий IVА, IVБ, V и на ветках.
4.2.49. Проезжая часть в пределах серпантин должна проектироваться двухполосной. Однополосная проезжая часть допускается на магистралях категории V и на ветках в особо сложных случаях, требующих больших затрат, при условии обеспечения видимости на всем протяжении серпантины, а также подходов к ней на расстоянии не менее 20 м от начала кривых. В случае устройства однополосной дороги на серпантине в середине серпантины или поблизости от нее следует предусматривать уширение проезжей части для разъезда.

Земляное полотно

Общие указания

4.2.50. Земляное полотно следует проектировать в соответствии с "Указаниями по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог" исходя из условий сохранности геометрической формы земляного полотна и устойчивости дорожной одежды независимо от погодных условий и времени года с учетом принятого режима движения.
При проектировании земляного полотна в I дорожно-климатической зоне следует также учитывать требования "Инструкции по изысканию, проектированию и строительству автомобильных дорог в районах вечной мерзлоты".
4.2.51. Конструкции земляного полотна надлежит принимать в зависимости от категории дороги в соответствии с пп. 4.2.14-4.2.29, типом дорожной одежды, местных природных условий и типовых конструкций земляного полотна, приведенных в альбомах "Земляное полотно автомобильных дорог общей сети Союза ССР" с учетом деления территории СССР на дорожно-климатические зоны согласно приложению 2 и типов местности по характеру поверхности стока и степени увлажнения в соответствии с табл. 19.
Таблица 19
Тип местности по характеру и степени увлажнения
Характеристика типа местности
Признаки увлажнения
1
Сухие местаПоверхностный сток обеспечен, грунтовые воды не оказывают существенного влияния на увлажнение верхней толщи грунтов
2
Сырые местаПоверхностный сток не обеспечен, но грунтовые воды не оказывают существенного влияния на увлажнение верхней толщи грунтов; почвы с признаками поверхностного заболачивания; на поверхности весной и осенью появляется застой воды
3
Мокрые местаГрунтовые воды или длительно стоящие (более 20 суток) поверхностные воды влияют на увлажнение верхней толщи грунтов; почвы торфяные, оглеенные с признаками заболачивания
Примечание. Грунтовые воды не оказывают существенного влияния на увлажнение верхней толщи грунтов в случаях, если уровень грунтовых вод в предморозный период залегает ниже расчетной глубины промерзания:
на 2 м и более - в глинах, суглинках тяжелых и тяжелых пылеватых;
на 1,5 м и более - в суглинках легких пылеватых и легких, супесях тяжелых пылеватых и пылеватых.
на 1 м и более - в супесях легких, легких крупных и пылеватых песках.
4.2.52. Индивидуальные проекты земляного полотна надлежит разрабатывать:
для насыпей высотой более 12 м из нескальных грунтов;
для насыпей на участках временного подтопления, а также в местах пересечения водоемов и водостоков;
для насыпей на болотах глубиной более 4 м или при меньшей глубине, когда не предусматривается выторфовывание, а также при наличии поперечных уклонов дна болота более 1:10;
для насыпей на участках со слабыми естественными основаниями, в том числе в местах размещения водопропускных устройств, а также при выходе ключей в пределах основания;
для выемок в нескальных грунтах при высоте откосов более 12 м и в скальных - более 16 м при благоприятных инженерно-геологических условиях;
для выемок при высоте откосов менее 16 м в скальных породах, имеющих наклон пластов в сторону полотна;
для выемок в глинистых переувлажненных грунтах с коэффициентом консистенции более 0,5 или вскрывающих водоносные горизонты;
для выемок глубиной более 6 м в глинистых пылеватых грунтах в районах с избыточным увлажнением, а также в глинистых грунтах, теряющих прочность и устойчивость в откосах под воздействием климатических факторов;
для насыпей и выемок, сооружаемых в сложных инженерно-геологических условиях (на косогорах круче 1:3, на участках с наличием или возможным развитием оползней, оврагов, карста, обвалов, осыпей, селей, снежных лавин, наледей);
при наличии пучинистых мест, в случаях возведения земляного полотна из сильно набухающих глинистых грунтов;
при возведении земляного полотна с применением гидромеханизации или массовых взрывных работ;
при расположении земляного полотна в сейсмических районах.
Индивидуальные проекты следует разрабатывать также на водоотводные и дренажные устройства и сооружения.
4.2.53. Прочность и устойчивость земляного полотна обеспечивается одним из следующих мероприятий или комплексом их:
отводом от земляного полотна поверхностных вод, а также отводом воды из-под проезжей части;
необходимым возвышением насыпей над уровнем стояния воды и возведением их из устойчивых грунтов;
тщательным уплотнением грунтов;
понижением уровня грунтовых вод или заменой грунтов в выемках;
назначением соответствующей крутизны откосов насыпей и выемок и укреплением их для предохранения от оползания и размыва.
Для повышения устойчивости земляного полотна на косогорах в необходимых случаях предусматривают устройство специальных инженерных сооружений (подпорные и одевающие стены, дренажи и др.).
4.2.54. Для предотвращения снежных заносов при проектировании земляного полотна дорог круглогодового действия надлежит:
а) в местах, покрытых лесом или кустарником, предусматривать оставление на границе просеки с каждой стороны дороги полос леса (кустарника) шириной не менее 60 м;