б) в открытых местах предусматривать ширину полосы отвода, достаточную для установки снеговых щитов, или же согласовывать с владельцами земель право устанавливать щиты на принадлежащих им земельных участках;
в) избегать отсыпки кавальеров вдоль выемок глубиной до 2 м;
г) в открытой местности сокращать протяжение выемов и нулевых мест и принимать возвышение бровки насыпи над расчетным уровнем снегового покрова (при расчетной вероятности превышения 5%) не менее 0,6 м для магистралей III категории и 0,5 м для остальных дорог.
4.2.55. Возвышение низа дорожной одежды над расчетным уровнем грунтовых и поверхностных вод, а также над уровнем поверхности земли на участках с необеспеченным поверхностным стоком следует принимать по табл. 20.
Таблица 20
Грунт, используемый для насыпей | Возвышение низа дорожной одежды, м, для дорог, расположенных в пределах дорожно-климатических зон, не менее | |||
II | III | IV | V | |
1. Песок средний и мелкий; супесь легкая крупная | 0,7 ----- 0,5 | 0,6 ----- 0,4 | 0,5 ----- 0,3 | 0,4 ----- 0,2 |
2. Песок пылеватый; супесь легкая | 1,2 ----- 0,6 | 0,8 ----- 0,5 | 0,8 ----- 0,4 | 0,7 ----- 0,3 |
3. Супесь пылеватая и тяжелая пылеватая; суглинок легкий, легкий пылеватый и тяжелый пылеватый | 1,9 ----- 0,8 | 1,7 ----- 0,6 | 1,4 ----- 0,5 | 1,3 ----- 0,4 |
4. Суглинок тяжелый; глины | 1,9 ----- 0,7 | 1,4 ----- 0,6 | 1,1 ----- 0,4 | 1,0 ----- 0,4 |
Примечания: 1. Для веток летнего действия показатели таблицы допускается принимать с коэффициентом 0,7-0,8.
2. Числитель в табл. 20 - возвышение низа дорожной одежды над уровнем грунтовых или длительно (более 20 суток) стоящих поверхностных вод. Знаменатель - возвышение низа дорожной одежды над поверхностью земли на участках с необеспеченным поверхностным стоком или над уровнем кратковременно (менее 20 суток) стоящих поверхностных вод.
3. Низ дорожной одежды принимается по границе последнего по глубине конструктивного слоя одежды, учитываемого при расчете на прочность.
4. Возвышение низа дорожной одежды в случаях устройства морозозащитных слоев допускается уменьшать по сравнению с нормами табл. 20 на основе расчетов конструкции дорожных одежд.
5. За расчетный уровень грунтовых вод надлежит принимать расчетный осенний уровень, а при отсутствии необходимых данных - наивысший возможный уровень, определяемый по верхней линии оглеения грунтов или по поверхности торфяного слоя почвы.
6. Возвышение низа дорожной одежды на участках насыпей, проектируемых с откосами крутизной менее 1:1,5, а также с бермами, допускается уточнять по расчету.
7. Возвышение низа дорожной одежды над уровнем грунтовых вод, пониженных посредством дренажа, следует принимать на 25% больше указанного в табл. 20.
8. Для крупных (более 0,5 мм) песков, не теряющих устойчивости во влажном состоянии, возвышение низа дорожной одежды над уровнем воды не нормируется.
4.2.56. При невозможности выполнить требования п. 4.2.55 при проектировании дорог на производственных площадках или когда это нецелесообразно по технико-экономическим расчетам необходимо предусматривать:
устройство дренажей для понижения уровня грунтовых вод или для их перехвата;
замену неустойчивого грунта устойчивым дренирующим;
устройство водонепроницаемых или капилляропрерывающих прослоек из гравия, гравелистого песка, щебня и других дренирующих материалов, толщиной 15-20 см.
Изолирующие прослойки следует предусматривать преимущественно в IV дорожно-климатической зоне, а капилляропрерывающие прослойки - во II и III зонах.
4.2.57. Земляное полотно магистрали и веток лесовозных дорог летнего действия и дорог хозяйственного назначения при 1-м и 2-м типах местности по степени увлажнения на участках с наличием выраженного растительного слоя рекомендуется проектировать насыпями не менее 0,5 м (считая от низа дорожной одежды до поверхности земли), не требующими согласно пп. 4.2.69 и 4.2.70 снятия в их основании растительного слоя и корчевки пней.
Земляное полотно веток летнего действия при 2-м и 3-м типах местности разрешается проектировать на уплотненном слое хвороста или лесосечных отходов толщиной 15-25 см, уложенном на нетронутый растительный слой и корневую систему. При этом толщина слоя грунта должна быть не менее 0,4 м.
При отсутствии опасности снежных заносов во всех дорожно-климатических зонах в сухих местах с обеспеченным водоотводом (1-й тип увлажнения местности), на участках без выраженного растительного слоя (толщиной менее 10 см) можно проектировать земляное полотно веток небольшими насыпями (0,2-0,3 м) при условии расположения низа дорожной одежды не ниже поверхности земли и обеспечения надежного отвода воды от земляного полотна и основания проезжей части.
Земляное полотно веток с церевогрунтовым и деревянным колейным (незасыпным) покрытиями разрешается проектировать в нулевых отметках.
Земляное полотно лесовозных усов следует предусматривать преимущественно в нулевых отметках с устройством на слабых грунтах, болотах и заболоченных участках выстилок из хвороста или сучьев, засыпанных слоем грунта.
Земляное полотно дорог зимнего действия проектируется в соответствии с указаниями пп. 4.2.101-4.2.105.
4.2.58. При прохождении лесовозной дороги по сельскохозяйственным угодиям с хорошо развитым плодородным почвенным слоем, пригодным для использования в сельском хозяйстве, последний подлежит снятию и складированию в кучи для хранения с последующей передачей его местным колхозам, совхозам и поденным хозяйствам организаций, или использования для рекультивации резервов и карьеров.
4.2.59. В случаях обоснованного проложения дорог на полях сельскохозяйственного назначения и в лесах I группы государственного лесного фонда СССР насыпи возводятся, как правило из привозного грунта.
При устройстве в исключительных случаях на сельскохозяйственных землях насыпей лесовозных дорог из грунта боковых резервов отвод земель для этих резервов разрешается только временного краткосрочного пользования на период строительства дороги при условии снятия и восстановления плодородного слоя на этих землях.
4.2.60. В карстовых районах земляное полотно следует проектировать преимущественно насыпями, при этом должны предусматриваться меры против активизации карстовых процессов.
В районах с активно развивающимися оврагами предусматриваются защитные мероприятия, обеспечивающие земляное полотно от вредного воздействия растущих оврагов.
4.2.61. Бровка земляного полотна дорог летнего действия на подходах к мостам и трубам в пределах разлива и при расположения# дороги вдоль рек и в зоне водохранилищ и бровка оградительных дамб должны возвышаться не менее чем на 0,5 м, бровка незатопляемых регуляционных сооружений и берм у насыпей - не менее чем на 0,25 м над отметкой подпорного горизонта, определяемого по расчетному расходу с вероятностью превышения согласно п. 4.2.120.
У больших и средних мостов подпертый горизонт определяется с учетом набега волны и возможного размыва русла под мостом, но не более 50% от полного размыва.
При расположении насыпей на поймах в необходимых случаях для обеспечения устойчивости насыпи должны предусматриваться бермы шириной не менее 2 м.
На дорогах, где предусматриваются перерывы движения, в местах пересечения широких пойм рек и ручьев, при соответствующем обосновании разрешается устройство затопляемых подходов к мостам в пределах разлива. При этом должны быть предусмотрены мероприятия по предотвращению возможного размыва земляного полотна.
4.2.62. При реконструкции автомобильных дорог необходимо предусматривать максимально возможное использование существующего земляного полотна применительно к типовым конструкциям.
4.2.63. Уширение земляного полотна следует предусматривать, как правило, с одной стороны.
4.2.64. При уширении земляного полотна реконструируемой дороги или его досыпке до новых проектных отметок следует использовать дренирующие грунты. Местные глинистые грунты paзрешается применять при условии обеспечения однородности нового и существующего земляного полотна по составу грунтов, их влажности и плотности, с устройством уступов шириной от 1 до 1,5 м с поперечным уклоном . На участках, где плотность грунта существующего земляного полотна ниже требуемой, в проекте необходимо предусматривать работы по рыхлению грунта существующего полотна на глубину 30-40 см с последующим уплотнением его до требуемой плотности.
Насыпи
4.2.65. Грунты, применяемые для возведения насыпей, должны обеспечивать прочность и устойчивость земляного полотна.
Камень, щебенистые, гравелистые грунты и пески (за исключением пылеватых) допускаются для возведения насыпей без ограничения.
Глинистые грунты (супеси, суглинки, глины) допускаются для возведения насыпей при влажностях, не превышающих оптимальные при стандартном уплотнении более чем на .
Не допускаются для отсыпки насыпи:
илистые грунты - ил, мелкий песок с примесью торфа или ила, жирные глины с примесью ила;
недренирующие грунты, содержащие водорастворимые соли в количестве более 8% при хлоридном и более 5% при сульфатном засолении;
торф;
жирные глины, меловые и тальковые грунты и трепелы при наличии грунтовых вод на глубине менее 1 м и на поймах рек.
4.2.66. Легкие пылеватые суглинки и тяжелые пылеватые супеси в сырых местах во II и III климатических зонах на дорогах с усовершенствованными капитальными типами покрытий допускаются только для отсыпки нижней части насыпи. Верхняя часть насыпей высотой (считая от поверхности покрытия) 1,2 м при цементобетонном покрытии и 1 м при асфальтобетонном покрытии во II зоне и высотой соответственно 1 и 0,8 м в III зоне должны быть отсыпаны из непылеватых преимущественно песчаных и легких супесчаных грунтов.
4.2.67. Крутизна откосов насыпей высотой до 1 м, возводимых из нескальных грунтов, получаемых из боковых резервов, а также крутизна внутренних откосов канав и канав-резервов назначается от 1:1,5 до 1:3 в зависимости от рода грунтов, способов производства работ и применяемых средств механизации.
4.2.68. Крутизна откосов насыпей высотой более 1 м, а также насыпей высотой до 1 м, но возводимых из привозного грунта, в благоприятных инженерно-геологических условиях принимается по табл. 21.
Таблица 21